Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность -Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................................................3

1. Теоретический анализ управления лидерством в организации
1.1 Сущность управления лидерством в организации....................................................................7
1.2 Анализ управления лидерством в организации.......................................................................12
1.3 Зарубежный и отечественный опыт управления лидерством в
организации
1.3.1 Американский опыт...............................................................................................................................17
1.3.2 Японский опыт.........................................................................................................................................18
1.3.3 Российский опыт......................................................................................................................................19
2. ООО «Олимпик» как объект исследования
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Олимпик».............................................................................................................................................21
2.2 Анализ системы управления персоналом на предприятии
ООО «Олимпик»............................................................................................................................................23
2.3 Оценка управления лидерством в организации ООО «Олимпик»..................................26
2.4 Развитие управления лидерством на предприятии ООО «Олимпик»..........................28
Заключение............................................................................................................................................................33
Список использованных источников...........................................................

Файлы: 1 файл

Управление человеческими ресурсами.docx

— 88.08 Кб (Скачать файл)

Существует три подхода  к определению значимых факторов эффективного лидерства:

1) подход с позиции  личных качеств. Согласно личностной  теории лидерства, также известной  под названием теории великих  людей, лучшие из руководителей  обладают набором общих для  всех личных качеств. 

2) поведенческий подход. Создал основу для классификации  стилей руково-

дства или стилей поведения.

3)ситуационный подход  утверждает, что руководитель должен  уметь вести себя по-разному  в разных ситуациях.

Среди современных теорий лидерства можно выделить: концепцию  атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) - данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к  лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение последователей, обусловлены  реакцией лидера на поведение последних.

В рамках данного подхода  лидер главным образом выполняет  роль информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит; концепция  харизматического лидерства. Харизматическим  считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств  способен оказывать глубокое воздействие  на последова-

телей; концепция преобразующего лидерства или лидерство для  изменений. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения  уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, пре- доставления им возможности  совместить свои личные интересы с  общей целью, создания атмосферы  доверительности и убеждения  последователей в необходимости  саморазвития.

Формула эффективного лидерства: формальный лидер + неформальный

лидер. Анализ лидерства  на предприятии выявило несколько  наиболее важ-

ных аспектов:

1)Формулой эффективного  лидерства обладал только один  руководитель – зам. директора  по производству.

  1. Неожиданным оказалось наличие антилидера (главный бухгалтер) в составе руководства предприятия.

12

3)В результате использования  социометрической методики были  получены сведения не только  о персональном положении каждого  члена группы в системе межличностных  отношений, но и обобщенную  картину этой системы;

4) Уровень благополучия  взаимоотношений в исследуемой  группе низкий, а индекс изоляции  является диагностическим показателем.

5. Морально-психологический  климат требует корректировки  и в настоящий момент показывает, что данная группа не способна  эффективно решать поставленные  перед ней задачи.

Сложившаяся ситуация на предприятии  может быть исправлена при условиях соблюдения следующих рекомендаций:

Руководителям предприятия  при организации производственных процессов опираться на ситуативных  неформальных лидеров. Такая стратегия  будет способствовать достижению групповых  целей и является наиболее

эффективной.

Самооценка каждого члена  группы зависит от мнения этой группы. Социальное сравнение предполагает наличие кого-то «среднего», как  точки отсчета. Уделять особое внимание специалистам, отнесенным к категории  «принебрегаемых» и «изолированных», адаптировать их производственной среде, формировать у окружающий уважительное к ним отношение, повышать их социальный статус.

Необходимы неформальные встречи, где работники предприятия  могли бы проявлять не только профессиональнее, но и личностные.

Изучение стиля управления и личностных качеств руководителей  предприятия показало, что персонал оценивает как положительные  стороны, так и отрицательные  стороны формальных лидеров. Необходимо изучить 

профессиональные и личностные ожидания работников и по возможности  им

следовать.

Главному бухгалтеру необходимо изменить стиль управления,

т.к. эффективность ее деятельности руководителя подразделения равна  нулю

и дестабилизирует работу предприятия.

Управление лидерством способствует более успешному достижению

целей организации, использованию  трудового потенциала работников в  соответствии с их профессиональным предназначением, следовательно, это  ведет 

к повышению результативности работы всего предприятия. В настоящее 

время хорошо изучены теоретические  основы лидерства, однако эффектив-7

ность использования потенциала лидерства низкая, потому что данный аспект социального развития предприятия  недооценен. Практический опыт

свидетельствует о сложности  применения теоретических знаний по данному 

направлению и делает актуальным изучение и совершенствование управления лидерством в организациях для ее самореализации.

Анализ экономического управления организациями дает возможность  определить необходимость применения следующих подходов:

-системного;

-комплексного;

13

-интеграционного;

-маркетингового;

-функционального;

-динамического;

-воспроизводственного;

-процессного;

-нормативного;

-количественного (математического);

-административного;

-поведенческого;

-ситуационного.

Любой из этих подходов выражает одно из направлений управленческого  процесса. Дадим их краткую характеристику.

Системный подход управления предполагает, что любая система или объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход, то есть цель, вход, связь с внешней средой, обратную связь. В подобной системе "вход" трансформируется в "выход".

В условиях использования  комплексного подхода управления предприятием необходимо принимать во внимание технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические направления управления, а также их взаимосвязи. Если хотя бы одно из этих направлений не принимается во внимание, то полноценного решения данной проблемы достигнуто не будет. К сожалению, комплексного подхода в действительности, как правило, не соблюдается. Так, в условиях сооружения новых предприятий и организаций решение социальных проблем зачастую откладывается. Это задерживает ввод данного объекта в эксплуатацию либо обусловливает его частичное использование. Можно привести и другие примеры. Так, в процессе проектирования нового оборудования недостаточно внимания уделяется его экологичности, что приводит к неконкурентоспособости этого оборудования.

Интеграционный подход управления предполагает изучение и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы управления, а также между стадиями жизненного цикла объекта управления, между отдельными уровнями управления по вертикали, и, наконец, между отдельными субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход управления предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя в условиях решения любых задач. Основными критериями маркетингового подхода являются:

-повышение качества объекта  управления в соответствии с  требованиями потребителей;

-экономия средств у  потребителя за счет повышения  качества;

-экономия ресурсов в  собственном производстве за  счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса,  а также применения научно 

14

обоснованной системы  управления.

Функциональный подход управления предприятием состоит в том, что любая потребность рассматривается как совокупность функций, которые следует осуществить для ее удовлетворения. После определения функций создаются несколько альтернативных объектов с целью осуществления этих функций. Затем, выбирается один из этих объектов, требующий минимума совокупных затрат в течение жизненного цикла данного объекта в расчете на единицу его полезного эффекта.

Сущность динамического подхода управления заключается в том, что при его применении объект управления рассматривается в его диалектическом развитии, в его причинно-следственных связях. Здесь проводится последующий ретроспективный анализ за 5-10 и более прошедших лет, а также перспективный (прогнозный) анализ.

Воспроизводственный подход управления предпритием ориентируется на постоянное возобновление производства данного вида продукции с целью удовлетворения потребностей рынка. При этом данный вид продукции должен иметь меньшие совокупные затраты на единицу полезного эффекта, чем лучший аналогичный товар на данном рынке. Основными элементами воспроизводственного подхода являются следующие:

-использование опережающей  базы сравнения при планировании  обновления данного вида продукции;

-экономия суммы прошлого, живого и будущего труда в  течение жизненного цикла данного  вида продукции в расчете на  единицу ее полезного эффекта;

-рассмотрение во взаимосвязи  выпускаемой, проектируемой и  перспективной моделей данного  вида продукции;

-пропорциональное по  количеству воспроизводство элементов  внешней среды (в основном макросреды  данной страны и инфраструктуры  данного региона);

-интеграция науки и  производства в крупных организациях.

Процессный подход управления организацией рассматривает управленческие функции в их взаимосвязи. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций, то есть он является серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход управления состоит в установлении нормативов управления по всем его подсистемам. Эти нормативы следует определять по важнейшим элементам:

-целевой подсистемы (она  охватывает показатели качества  и ресурсоемкости продукции, параметры  рынка, показатели организационно-технического  уровня производства, показатели  социального развития коллектива  организация, показатели охраны  окружающей среды);

-функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности  системы управления, нормативы качества  учета и контроля, нормативы стимулирования  высококачественного труда);

-обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников, а также 

отдельных подразделений  организации всем необходимым для  успешной работы,

15

для выполнения стоящих перед  ними задач, нормативы эффективности  использования отдельных видов  ресурсов в целом по организации). Перечисленные нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, перспективности.

Что касается нормативов функционирования элементов внешней среды, то этими  нормативами организация не управляет, однако, она должна располагать банком этих нормативов и строго соблюдать  их, в особенности правовые и экологические  нормативы. Организация должка также  принимать участие в формировании и развитии системы нормативов внешней  среды.

Сущность количественного подхода управления состоит в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, балльной системы и др.

Административный (директивный) подход к управлению предприятием предполагает регламентацию функций, прав, обязанностей, нормативов затрат к качества.

Главной задачей поведенческого подхода управления организацией является повышение эффективности деятельности организации за счет улучшения использования ее трудовых ресурсов. Использование науки о поведении содействует повышению эффективности деятельности как отдельно взятых работников, так и организации в целом. Дело в том, что в результате применения науки о поведении к управлению организацией осуществляется оказание помощи отдельным работникам в осознании их возможностей и творческих способностей, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности деятельности организации.

Сущность ситуационного подхода к управлению предприятием заключается в том, что степень пригодности отдельных методов управления определяется конкретной ситуацией. Так как существует множество факторов, влияющих на деятельность организации, как внутри нее, так и внешних, то нельзя найти какой-то единственный наилучший способ управления. Эффективным в данной конкретной ситуации будет являться тот метод, который в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации.

Таковы основные подходы, определяющие качество и эффективность  управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

1.3 Зарубежный и  отечественный опыт управления  лидерством в организации

1.3.1 Американский  опыт

 

К лидерству руководства  любого уровня в зарубежной практике предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными  качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
  • компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли,к которой относится организация по виду и характеру деятельности(состояние исследований,техника,технология,конкуренция,динамика спора на продукцию);
  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
  • умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками,распределять участие их в реализации принятых решений;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах,на которых уже работает или намеревается работать;
  • высокая культура,честность,способность быть образцом во всем;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
  • способность и умения управлять ресурсами организации;
  • умение прогнозировать и планировать работу организации;
  • владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
  • владение современными информационными технологиями,средствами коммуникации и связи;
  • умение управлять самим собой,своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
  • хорошая риторика,выразительность,быстрая словесная реакция;
  • убедительность,высокий интеллект,чувство юмора ,уверенность в себе;
  • уверенность в суждениях,оригинальность,творческий подход;
  • инициативность,целеустремленность;
  • высокая работоспособность,жизненная активность,выносливость;
  • обаяние,популярность,привлекательность;
  • готовность взять на себя ответственность;
  • решительность,энергичность,динамичность в решении вопросов;
  • знания и проницательность(знание конкретных условий в организации,умение в них ориентироваться,быть проницательным и находчивым);
  • умение оказывать самопомощь(помощь самому себе),поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюктуры,особенности спроса,мер государственного регулирования экономики

Информация о работе Управление человеческими ресурсами