Управленческие решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:09, лекция

Описание работы

В учебном пособии изложены теоретические положения и практические приемы разработки управленческих решений. В комплексе рассмотрены функции, классификация, типология, условия и факторы качества решений, технология, моделирование процесса их разработки на основе системного подхода, методов исследования операций, а также ПЭВМ. Предложены приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности, риска, экстремальных ситуаций. Освещаются процедуры организации и контроля исполнения, вопросы оценки эффективности решений и ответственности за их последствия.

Файлы: 1 файл

Юкаева Управленческие решения 1999.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Использование компьютерных систем сокращает численность аппарата управления. Они способны заменить плановые, финансовые, кадровые и другие службы. Например, внедрение информационных технологий в сферу занятости меняет суть идеологии нанимательства. Разработанная германской компанией информационно-поисковая система позволяет претендентам на должность самостоятельно получать справки и предоставлять сведения о себе через аудиовизуальную систему.

Многие современные российские руководители достаточно равнодушны к  информационным технологиям. Проведенный опрос экспертов свидетельствует о том, что более 60% из их числа не пользуются компьютерами. Подавляющее большинство применяет компьютер в качестве печатающего устройства. И только 2% самостоятельно через компьютер получают информацию из Интернет.3

Степень использования ЭВМ при  разработке решений зависит от особенностей математических моделей. По направлению  использования в процессе управления математические модели можно разделить  на два класса: модели планирования и модели оперативного, диспетчерского управления.

Модели планирования целесообразно  использовать в пакетном режиме. То есть пакет информации, связанной  с разработкой плана, вводится в  ЭВМ на вычислительном центре. Между  лицами, принимающими решение, и ЭВМ  появляются посредники: программисты (готовят программы для работы ЭВМ) и операторы (эксплуатационники ЭВМ) вычислительного центра.

Пакетный режим менее удобен при оперативном управлении, когда  важно, во-первых, непосредственное взаимодействие лиц, принимающих решение, и ЭВМ; во-вторых, применение не аналитических методов (математических моделей в виде аналитических зависимостей), а специальных алгоритмических методов, позволяющих искать решения с помощью машинного эксперимента, то есть выбирать решение по имитационной модели.

Имитационные модели представляют собой запись алгоритма поиска решения  методом численного анализа. Сегодня  это наиболее реальный путь внедрения  математических методов и ЭВМ  непосредственно в работу систем управления, в разработку управленческих решений. В имитационных моделях необязательна запись модели объекта в виде математических уравнений; имитационная модель может представлять собой словесное описание операций, производимых над набором чисел (так называемая операторная форма записи); модели дают алгоритм, то есть последовательность действий, операций, осуществление которых приводит к искомому результату (конкретному решению); алгоритмические методы предлагают не столько решение, сколько способ его нахождения, что существенно расширяет их возможности по сравнению с аналитическими методами (последние выдают результат на основе решения математических уравнений с заданными критериями оптимальности и ограничениями).

Имитационные модели рассчитаны на машинную обработку. Поэтому, кроме  самой модели, необходимы средства ввода ее в ЭВМ, соответствующие программы обработки данных и выдачи результатов. Единый комплекс образуют: средства ввода данных, сами данные, модели, описывающие взаимосвязь данных и манипуляции с ними, программы обработки модели, программы выдачи результатов обработки на ЭВМ.

Имитационное моделирование - это  сложный участок интеллектуальной деятельности, нацеленный на решение  производственных проблем с применением  человеко-машинных процедур, но и чрезвычайно  интересный. Путем имитационного  моделирования решаются задачи проектирования объектов, выбора пропускной способности, правил управления, оценки реальности разработанных программ и планов и др.

Положительными характеристиками метода имитационного моделирования  являются:

- возможность построения алгоритма любых ситуаций,

- сравнительно незначительные  временные затраты на анализ  ситуации,

- учет факторов внешней среды  вероятностного характера,

- возможность анализа и поиска  решений сложнейших производственных  систем,

- решение задач производства, не поддающихся формализации,

- исключение экспериментов в  производственных условиях.

Структура модели при принятии управленческих решений в условиях имитационного  моделирования имеет вид:

Используя в управленческой практике современные технические средства, необходимо представлять структуру и последовательность работ, ими выполняемых [30]. Приведенная схема (рис. 12) отражает процедуру выработки решения в условиях риска с применением экономико-математического моделирования и ЭВМ. В силу вероятностного характера исследуемого процесса, кроме учета риска, предусматривается также анализ результатов на критичность (эластичность) и адаптивность (случайность). Анализ адаптивности осуществляется при изменении критерия, либо данных о состоянии внешней среды и др. Анализ результата на критичность предполагает расчет критических значений входных параметров, за пределами которых можно получить новую стратегию.

Особенность моделей машинной имитации состоит в том, что нередко  появляется возможность вмешиваться  в процесс счета лицам, принимающим решение. Это достигается режимом диалога с ЭВМ. Здесь очень удобны дисплеи. Рекомендации по эффективному использованию ЭВМ при разработке управленческих задач состоят в следующем.

При автоматизации принятия решений  актуальным является объединение разработки моделей (в том числе имитационных) с общей разработкой АСУ. Именно вследствие того, что эти две составляющие одной проблемы решаются порознь, сегодня преобладает решение задач информационных в организационных системах управления.

Любая модель служит инструментом для  лиц, принимающих решение, которые  должны уметь им пользоваться (от руководителей  до рядовых сотрудников, диспетчеров). Это надо учитывать при разработке моделей.

Использование моделей следует  заранее предусматривать, определяя методы работы в автоматизированном режиме и органическое их включение в систему.

Кроме технических проблем, возникают  и психологические проблемы. При  создании моделей для систем управления следует в комплексе учитывать  психологические особенности людей и характеристики ЭВМ. Именно эта увязка обеспечивает создание человеко-машинного комплекса.

Не всегда пользователи моделей - специалисты  по вычислительной технике и программированию, поэтому рекомендуются в подобных случаях максимально простые  способы общения с ЭВМ, например, на естественном языке.

Для иллюстрации содержания выполняемых  на ЭВМ действий приведен пример программной  системы экономического анализа  технологического процесса, в структуру  которой включается:

I. Информационно-справочная  база.

1.1. Характеристика оборудования;

1.2. Характеристика видов продукции;

1.3. Характеристика вариантов технологических  режимов.

II. Обучающая часть  системы.

2.1. Описание структуры системы;

2.2. Описание основных расчетных  процедур;

2.3. Описание возможных вариантов для решения задач и схема действий пользователя при этом.

III. Вспомогательные программы.

3.1. Классификация объектов на  группы;

3.2. Статистическая обработка данных.

IV. Основные расчетные  алгоритмы.

4.1. Расчет стоимости продукции;

4.2. Расчет капитальных затрат;

4.3. Расчет экологического ущерба;

4.4. Расчет потерь в смежных  производствах.

V. Справочник знаний.

5.1. Справочник профессиональных  терминов;

5.2. Справочник формулировок;

5.3. Справочник о перспективных  научных разработках;

5.4. Типовая совокупность вопросов и ответов на них.

VI. Оптимизационные процедуры.

6.1. Подбор предпочтительного сортамента  продукции;

6.2. Выбор параметров технологического  режима.

Весьма важной особенностью работы руководителя является организация  разработки управленческих решений, учитывая сложность этого технологического процесса, включающего различные этапы, операции и процедуры.

 

 

 

Продолжение схемы

Рис. 12. Схема процесса выработки решения с применением  ЭВМ

Контрольные вопросы

1. Что понимается под технологией разработки решений?

2. Какие существуют технологические  схемы разработки решений?

3. В чем состоит сущность моделирования  процесса разработки решений?

4. Назовите этапы построения  математических моделей.

5. Каковы преимущества и проблемы  математического моделирования?

6. По каким признакам классифицируются  математические модели?

7. В чем состоят особенности  применения математических моделей  различных видов?

8. Значение и особенности применения  ПЭВМ в процессе разработки  решений.

9. В чем состоит сущность имитационного моделирования?

10. Различия алгоритмических и  аналитических методов разработки  решений.

 

Глава 5

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

5.1. Методология  процесса разработки решений

 

Успешное решение проблемы во многом зависит от организации его поиска, соблюдения ряда основополагающих принципов:• решения проблем должны быть сориентированы на позитивные конечные результаты как в интересах фирмы, так и потребителей;

• разработка решения не должна ограничиваться одним вариантом;

• технология разработки должна включать использование как количественных, так и качественных методов подготовки решений;

• учет вероятностного характера  наступления социально-экономических  событий и элиминирование риска;

• использование комплексной оценки эффективности каждого из вариантов решения;

• применение современной компьютерной техники;

• рациональное сочетание труда  лица, принимающего решения (ЛПР), специалистов-системотехников (системных аналитиков) и других работников;

• формулировка проблем, разработка и выбор решения должны концентрироваться на том уровне иерархии, где для этого имеется необходимая информация;

• использование целевого, комплексного и системного подходов для разработки экономически обоснованных решений;

• при разработке решений, сложных по содержанию и долговременных по подготовке, целесообразно применение принципа планирования;

• гибкое использование наиболее рациональных организационных форм разработки решения: индивидуальные, групповые, коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональные группы, матричные структуры и др.

Логическую схему деятельности по разработке решения можно представить  как блок-схему решения или  методом логико-смыслового моделирования  в виде графа. Вершины графа соответствуют  этапам разработки решения, а дуги - связям между ними. При этом граф представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности разработки решения с учетом причинно-следственных связей между его этапами. Для отражения последовательности и взаимосвязи работ при подготовке решений может использоваться и сетевое моделирование.

В практике управления сложилась логическая схема деиствий руководителя при  организации разработки управленческих решений. Однако это не означает их абсолютно жесткой регламентации  в любых обстоятельствах. Напротив, на характер деятельности по разработке решений могут оказывать влияние различные факторы: организационные, временные, информационные и другие. Они могут вызывать отклонение в схеме действий. Напомним, в агрегированном виде действия при разработке решений включают:

определение одной или нескольких целей фирмы (системы);

установление альтернативных действий по достижению целей (разработка вариантов);

расчет ресурсных затрат по каждому  из вариантов;

построение логической или математической модели, выражающей систему связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой, потребностями в ресурсах, существующими ограничениями;

определение критерия оценки эффективности  каждого из вариантов.

Особенности в организации разработки решений появляются в зависимости от ряда факторов: иерархического уровня в системе управления предприятия (участок, бригада, цех, предприятие, объединение, министерство); типа решаемых задач (новаторские, рутинные, оперативные, перспективные, определенные, рискованные и т. д.); применяемых методов разработки решения; степени использования технических средств, математического аппарата и других.

Теория принятия решений ориентируется  на разработку и поиск оптимальных  результатов по достаточно сложным проблемам, со значительным количеством связей и зависимостей, ограничений и вариантов решений. Методологической базой разрешения подобных проблем выступает системный подход, предполагающий определенную логику действий. По существу, он представляет собой основу изучения и упорядочения рассматриваемой проблемы для последующего решения, как с применением экономико-математических методов и вычислительной техники, так и в ручном режиме работы. Остановимся на некоторых характеристиках системного подхода (анализа) более подробно.41

В шестидесятые годы XX в. наметился  новый подход к постановке и решению  задач управления, который получил  название системного. Это произошло не случайно, а в результате изменившихся условий хозяйственной деятельности: увеличения масштабов и сложности управляемых систем, повышения требований к качеству управленческих решений, развития общей теории управления (кибернетики), возможности использования вычислительной техники.

Принципиальная особенность системного подхода состоит в рассмотрении объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами.

Информация о работе Управленческие решение