Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, доклад

Описание работы

1.Что такое решение? Управленческое решение? Решение-результат мыслительной деятельности человека приводящий к какому-либо выводу. Управленческое решение-результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный общественный характер.
2. Шесть составляющих профессионального решения.
-Субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания)
-Объект решения (исполнитель, подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания)
-Предмет решения (конкретная тема, процесс или информация)

Файлы: 1 файл

Практика управленчиские решения.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

1.Что такое  решение? Управленческое решение?

   Решение-результат мыслительной деятельности человека  приводящий к какому-либо выводу.

   Управленческое решение-результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный общественный характер.

2. Шесть составляющих  профессионального решения.

-Субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания)

-Объект решения (исполнитель, подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания)

-Предмет решения (конкретная тема, процесс или информация)

-Цель подготовки решения (причины подготовки или реализации решения)

-Персонал или население, для которых готовиться или реализуются управленческие решения.

3.Структура решения:  форма и наименование, констатирующая , информационная, постановляющая части; атрибуты ответственного лица.

   В констатирующей части приводятся цели и причины появления решения. Информационная часть включает комментирующие, объясняющие и дополнительные сведения для лучшего понимания решения. Постановляющая часть содержит перечень заданий, выдаваемых конкретным исполнителям для выполнения. В атрибутах ответственного лица может указываться должность, ФИО и другие необходимые сведения.

4.Сущность и  содержание УР: Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов.  Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др.

   Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлена на:

-стратегическое планирование;

-управление управленческой  деятельностью;

-управление человеческими  ресурсами 9производительность, активизация  знаний, умений, навыков, компетентность, информированность, знание управленческих  технологий);

-управление производственной  и обслуживающей деятельностью;

-формирование системы  управления компании (методологии,  механизм);

-управленческое консультирование;

-управление внутренними и внешними коммуникациями.

а) экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое управленческое решение имеет свою реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести организация прямой или косвенный доход, или ошибочное решение или решение, неправильное понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности организации.

б) организационная сущность УР-в том, что  к этой работе привлекается весь персонал - организация. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения. Наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить схему контроля, выделить ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть всего управленческого решения.

в) социальная сущность УР заложена в механизме   управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребность и интересы человека, мотивы и стимулы установкам и ценности опасения и тревоги. Социальная сущность управленческого решения проявляется, прежде всего, в цели управленческого решения. Цели управленческого решения должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды обитания человека, всестороннее развитие личности. Иногда социальная сущность управленческого решения становится достижением заданных характеристик технических устройств.

г) правовая сущность УР - состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ, ее международных обязательств и других документов самой организации. Нарушение законодательства при разработке управленческих решениях может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Организация может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на организацию может, будет наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов управленческого решения. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих организациях управленческое решение проходит правовую и экологическую экспертизу.

д) технологическая сущность УР – возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения.

5.Классофикация  УР:

  1) По субъекту принятия решения (по числу лиц, принимающих участие в его разработке):● индивидуальные (ЛПР);● групповые (группа, принимающая решение (ГПР)).

   2)По объекту принятия:● личные (решения, затрагивающие интересы ЛПР и окружающих его близких людей, направлены на достижение личных целей);● деловые (решения, принимаемые в организациях; политические, экономические, финансовые, юридические и технические).

   3)По уровню принятия:● высший уровень (как правило, стратегические решения, принимаемые топ-менеджарами);● средний уровень (как правило, тактические решения, принимаемые менеджерами среднего звена);

● низший уровень (оперативные  решения, принимаемые руководителями подразделений и служб).

4)По принципу (методам) разработки: ● алгоритмические (разрабатываются по определенному алгоритму и допускают строгую формализацию);● шаблонные (допускают частичную формализацию; разрабатываются методами, которые успешно зарекомендовали себя для решения существовавших ранее проблем);● оригинальные (разрабатываются не использовавшимися оригинальными методами).

5)По уровню решаемых проблем: ● стратегические (решения, обеспечивающие решение стратегических проблем, достижение стратегических целей и требующие значительных, зачастую необратимых изменений);● тактические (подчинены стратегическим целям и решениям, служат их реализационными этапами);● оперативные (подчинены стратегическим и тактическим решениям, служат для решения задач оперативного управления).

6)По эффективности:● оптимальные (решения, обеспечивающие максимальную степень достижения целей управления);● удовлетворительные (решения, приводящие к достижению цели управления организацией, но не обязательно в максимальной степени);● неудовлетворительные (неразумные решения, не приводящие к достижению целей управления)

7)По преемственности: ● приемлемые (удовлетворяющие всем ограничениям); ● неприемлемые (решение может быть оптимальным по эффективности, но личные предпочтения ЛПР, провозглашенные организацией ценности, сложившийся имидж, особенности внешней среды накладывают табу на его принятие).

8)По новизне решаемой задачи:● повторяющаяся задача (задача, решаемая разработанным инструментарием по разработанной технологии);● новая (уникальная) задача (задача, для которой не разработаны инструменты и технология решения).

9)По структурированности:● структурированные (задачи, допускающие строгое количественное описание зависимостей между решаемыми проблемами, факторами внешней и внутренней среды, альтернативами и последствиями их реализации);● неструктурированные (задачи, содержащие лишь качественное описание элементов проблемы; количественные зависимости между альтернативами, факторами среды и последствиями решений не определены или определены в незначительной части);● частично структурированные (задачи, содержащие как количественные, так и преобладающие качественные зависимости между основными элементами проблемной ситуации).

10)По методам обоснования:● интуитивные (принимаются ЛПР на основе ощущения того, что они правильные, вследствие работы подсознательного процесса оценки альтернатив по доминирующим критериям, которые соответствуют личным предпочтениям);● логические (решения, принимаемые на основе знаний, опыта и логических суждений, здравого смысла);● рациональные (принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий).

11)По форме представления:● невербальное (решение, доводимое до исполнителей в виде жестов, мимики и т. п.);● звуковое (решение, доводимое до исполнителей в виде речевой модели того, что необходимо делать);● письменное (решение, доводимое до исполнителей в виде письменных распоряжений, указаний, инструкций и т. п.);● электронное (решение, доводимое до исполнителей по каналам электронной коммуникации, в виде речевой, письменной или иной формы).

12)По способу мотивации:● принуждающее (решение, невыполнение которого повлечет для исполнителя неблагоприятные последствия);● побуждающее (решение, выполнение которого повлечет для исполнителя благоприятные последствия).

13)По степени определенности информации:● условия определенности ситуации (детерминированные задачи; наличие полной и достоверной информации о проблемной ситуации);● условия неопределенности ситуации (ситуация, когда принятие решения зависит как от определенных, так и от неопределенных факторов, не подвластных ЛПР, не известных ему или известных с недостаточной точностью).

14)По количеству критериев:● однокритериальные (решения, принимаемые на основе оценки альтернатив по одному критерию);● многокритериальные (решения, по которым критерии выбора альтернатив не могут быть сведены к одному комплексному критерию, принимаемые на основе выбора ЛПР, исходя из личных предпочтений или на основе экспертных оценок).

6.Методологические  основы подготовки и реализации  УР: а)системный подход и его требования; б)целевая ориентация УР; в)инициативно-целевая технология; г)регламентная технология.

   а) системный подход и его требования. Системный подход — это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объектов как систем. Системой называется совокупность взаимодействующих элементов, объединенных общей целью, составляющих единое целое, обладающее эффектом эмерджентности либо положительной синергией. Основной элемент системы — человек, его интересы и потребности. В системе нет лишних элементов и связей. 

   Основные требования системного подхода:1)соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества; 2)соответствие целей подразделений и групп компании общим ее целям ; 3)на первом плане измеряемые цели, далее — в общем виде; 4)реализация каждой цели оценивается ее эффективностью (экономической, организационной, идеологической и т. д.); 5)каждая осуществленная цель должна приближать выполнение более крупной (перспективной); 6)наличие в компании необходимых элементов и процессов,  характеризующих ее как организацию; 6)наличие в объединении необходимых элементов и процессов для  
скоординированной работы входящих в него компаний; 7)наличие в обществе институциональных элементов и процессов для  
эффективной работы компаний — банков, страховых агентств, фондов,  
консультационных фирм и др.

   б) целевая ориентация УР. Весь процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Ориентация на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации УР. Технологии РУР — это искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. Технологии РУР включают:1)методы и средства сбора и обработки информации; 2)приемы эффективного воздействия на персонал; 3)принципы, законы и закономерности организации и управления; 4)системы контроля. 
   в) инициативно-целевая технология. Данная технология основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Инициативно-целевая технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели задания для работника или группы, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть не достигнута по каким-либо причинам , может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше , может быть достигнута за пределами установленного срока.

   г) регламентная технология. Эта технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Технология предусматривает наличие жесткого контроля процесса приближения к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий контроль за положительной динамикой процесса выполнения задания). Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т. д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки, заранее трудно определимые. Достижение цели гарантируется только при жестком внутреннем или внешнем контроле хода процесса реализации поставленных целей. 
7.Матрица определения проблем, операции по формированию проблемы, классификация проблем.

По типологии  А. И. Пригожина проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а формулировки проблем – на назывные, причинно-следственные и антитезные. Три типа формулировок проблем:1) назывные – состоят из констатации факта, не содержащего причинно-следственной связи или противоречия. Как правило, содержат только причинную часть, только следственную части или часть какого-либо противоречия;2) причинно-следственные – содержат четко выраженную причинно-следственную связь; 3)антитезные – включают два явления, одновременное существование которых есть нонсенс или признак патологии системы.

Информация о работе Управленческие решения