Управленческая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Содержание работы

Введение 2.
Глава 1. Управленческая этика: понятия и элементы………………………… 5.
1.1 Содержание понятия этики управления ……………………………………5.
1.2 Роль управленческой этики в бизнесе ……………………………………...7.
1.3 Назначение деловой этики и ее структура ………………………………..13.
Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики на ООО «ЕАЕ-Консалт» ..………………………………………………………………..20.
2.1 Характеристика предприятия ООО «ЕАЕ-Консалт» …………………….20.
2.2 Анализ утвержденных корпоративной и деловой этики ………………...24.
2.3 Рекомендации по улучшению этических норм на ООО «ЕАЕ-Консалт».26.
Заключение ……………………………………………………………………..31.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Управление персоналом.docx

— 65.43 Кб (Скачать файл)

Сегодня в зарубежных  деловых  кругах  убеждены,  что  российский  стиль поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, неумением  держать слово, стремлением что-то  выгадать  для  себя.  Даже  лучшие  представители нашего нарождающегося  делового  мира  нередко  оказываются  в  проигрыше  в работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку  просто  не  умеют себя вести. Хотя наши деловые  люди  обычно  представляют  свои  собственные компании, авторитета пока им, как правило,  не  хватает.  За  рубежом  ценят проверенных  временем  деловых  партнеров,  а  к  новичкам  относятся  очень осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим  элементарные  основы

современной деловой этики, надеяться на успех бесполезно.

Во всем мире имеется конкретное понятие деловой этики и  обязательности. В США, например, в  ходу  понятие  "техасское  рукопожатие",  когда  стороны просто  договариваются  о  каком-то  деле.  Если  кто-то   нарушил   условия договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

В России необходимо формирование бизнесменов иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой  имидж.  Не  торгаш, склонный  к  выпивке  и  разгульному  образу  жизни,  а  подтянутый,  хорошо воспитанный джентльмен, умеющий "подать" себя и свою фирму  в  лучшем  виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним — знание бизнеса и  его  этики. Этого требует веление времени. В XXI веке  конкуренция  станет  беспощаднее. Будет создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед  быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого  клиента,  а значит, усиливать позиции на рынке. [4]

Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В  частности,  она  помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов,  удержать  старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность  новых.  Поэтому вся фирма ориентируется  на  потребителя.  В  этих  целях  до  инвестиций  в основной капитал  приходится  затратить  немало  денег,  времени  и  сил  на формирование  этики  и  культуры  фирмы,   соответствующую   подготовку   ее работников.

Деловой мир, как известно, тесен. У  каждого  бизнесмена  имеется  много друзей, знакомых, их можно приобрести  в  качестве  потенциальных  клиентов. Здесь   все   определяется   честностью,   вежливостью,    умением    быстро ориентироваться. Если ты не прав  и  извинился,  признав  свою  ошибку,  это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно  иметь  дело.  В бизнесе  установлено  правило:  постоянно  заботься  о  своих   клиентах   и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Очень важна профессиональная репутация  производителя.  Такую  репутацию трудно приобрести, на это уходят  годы,  утратить  же  ее  можно  мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или  письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность. Для репутации  важны и культура речи, и манеры, одежда,  интерьер  офиса  и  многое  другое.  Для наших предпринимателей, желающих работать  с  партнерами  на  долговременной основе, это важно вдвойне. Опыт убеждает — контакты  обрываются  сразу,  как только  обнаруживаются некомпетентность, непорядочность наших предпринимателей.

Этика  предпринимательства,  имеющая  глубинные   корни   в   российском обществе, в новых условиях как бы заново формируется. Это же относится  и  к культуре бизнеса. Облик нового русского, который сколотил  свой  капитал  на спекулятивных  операциях,  на  обмане  людей  и  государства,  наложил  свой отпечаток и на формирование  особой  предпринимательской  культуры,  которую можно назвать спекулятивной.  Ее  характерные  особенности  —  стремление  к быстрому финансовому успеху, для которого  любые  пути  и  средства  хороши, высокий риск, максимальное использование открывающихся  шансов.  Проповедуют эту культуру в основном молодые бизнесмены, девиз которых:  "Быстрые  сделки —  быстрые  деньги".  У  такого  делового  человека  ускоренно   развиваются бойцовские,  агрессивные  качества.  Чувства,  эмоции  остаются  в  стороне. Главное — быстрый и  крупный  финансовый  результат  любой  ценой  и  любыми методами. Интересно, что такие  бизнесмены  обычно  более  суеверны,  больше уделяют внимания разным приметам и т. д.   
  Спекулятивная деловая культура не нацелена на производство и  реализацию высококачественных   продуктов,   налаживание   современного    обслуживания потребителей, на увеличение числа рабочих мест, на развитие общества.  Здесь ориентация — на максимальную прибыль по  возможности  без  производительного труда. Упор делается на сделки с ценными  бумагами,  платежными  средствами, сырьевыми ресурсами и т. п. Но по  мере  продвижения  России  в  современную рыночную экономику постепенно меняется  само  представление  о  характере  и целях бизнеса, его общественном назначении  и  ноше,  вновь  проявляются  на новом   качественном   уровне   старые   добрые   российские   традиции    в предпринимательстве.  Бизнесмены  России  все  активнее  приобретают   новые черты, новые, более современные ценностные ориентиры.  Постепенно  возникает и  расширяет  свои  границы  обновленная  деловая  культура,  нацеленная  на удовлетворение требований рынка, на  приоритет  общественных,  а  не  личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и  подходах наших предпринимателей, что свидетельствует о том,  что  процесс  приобщения их к требованиям  и  условиям  современного  рынка  форсируется,  появляется новая  основа  для  выкристаллизации  совершенно  иной  этики  бизнеса,  что является залогом будущего процветания нашего отечества.  
 Бизнесмен, как известно, в первую  очередь  —  руководитель.  И  особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет в управлении.  Экономическая  цель предпринимательства —  опосредование  личного  интереса  каждого сотрудника предприятия,  которое  обеспечивает  интеграцию  коллектива  для  достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента.  Сегодня  наиболее эффективно  такое  управление,  которое направлено   на   повышение   роли человеческого  фактора.  Нацеленное  на  человека,  на  личность  управление обеспечивает  свободное  развитие каждого  работника,  удовлетворение   его личных  интересов,  замыслов,  чаяний,  раскрывает  инициативу,   творческие способности   каждого   члена   коллектива.   Такой   менеджмент   именуется нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на  совокупности интересов, ориентирован на развитие  человеческих  отношений,  в  фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива. [5] 
     В каждой компании формируется своя  "философия"  управления,  отражающая уровень управленческой этики и культуры.  Если  сегодня  в  центре  внимания менеджмента находится человек, его  личное  достоинство,  признание  заслуг, максимальное использование его  потенциала,  то  такое управление  —  самое современное, нравственное, этически корректное.

 

    1. Назначение деловой этики и ее структура

Содержание понятия «деловая этика» сводится к определенной форме поведения, основой которой является уважение интересов как своей фирмы, так и ее партнеров, клиентов и общества в целом, непричинение им вреда. Подобное правило распространяется и на конкурентов. Так, например, в кодексе предпринимателя во многих странах прямо запрещено наносить ущерб приемами, несвязанными с конкурентной борьбой. Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации (инсайдерство), недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки.[5] Взятки и хищения возмещаются за чужой счет, нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов на условиях, противоречащих конкурсной основе, т.е. за взятку или посредством шантажа и угроз, также разрушает рынок.[6]

Основой современной деловой этики выступает социальный контракт и социальная ответственность фирмы. При этом социальный контракт представляет собой неформальное соглашение фирмы и ее внешнего окружения о единых нормах поведения. Обязательной составляющей этики бизнеса является социальная ответственность фирмы, которая понимается как максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму негатива затрагивающего как участников бизнеса, так и общество в целом.

   Необходимо отметить два момента: 

Во-первых, вводятся системные нормы в процессы в виде «правил игры» организации (хозяйствующего субъекта) и внешней среды в отечественной и зарубежной литературе по менеджменту. К ключевым элементам внешней среды обычно относят: конкурентов, поставщиков, в том числе и финансовых ресурсов, потребителей, консультантов (аудиторов), государственные и муниципальные органы, нормативно-правовые акты, сложившуюся систему ценностей и норм поведения. При этом ключевыми характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность, сложность, подвижность, неопределенность, описывающие особенности факторов среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Принципиальным системным положением является невозможность воздействия организации на внешнюю среду. Это, с одной стороны. С другой, — из нее поступают все виды ресурсов, и результат деятельности также направляется во внешнюю среду. В условиях множественности качественно отличных друг от друга участников бизнеса, в числе которых выступает и государство, проблема введения норм, регулирующих хозяйственные процессы, представляет актуальную задачу, имеющую множество аспектов. Это, прежде всего, обеспечение гуманной направленности основной деятельности системы.[7]

Анализ практики удовлетворения потребностей в современных условиях показывает, что существует широкое поле возможностей для производства товаров, прямо опасных для человека и его здоровья, так и вредных для моральных устоев общества и его ценностных ориентаций. Такое положение обусловливает введение единых «правил игры», понятных для всех участников рынка и обеспечивающих гуманную направленность развития.

Во-вторых, введение общих правил предполагает формирование системы контроля за их соблюдением. Характерной особенностью социально-экономических систем (СЭС) является необходимость постоянного пересмотра норм, определяющих их поведение. Речь идет о такой системе контроля за процессами и совершенствованием СЭС, которая дает необходимый эффект в условиях расширения разнообразия, свойственного современной роли научно-технического прогресса в развитии общества. Демократические институты современного общества сформировали механизмы общественного контроля. Основой данных механизмов является информационная прозрачность, где ключевую роль играют СМИ, а также сеть общественных организаций, в том числе и профессиональных. Роль СМИ в таком устройстве контроля за бизнесом состоит в освещении общих процессов развития общества и создании условий для реализации механизма общественного выбора. [8]

Таким образом, рассмотренные направления нормирования процессов ориентированы на упорядочивание процессов в системе, придание ее развитию позитивной направленности.

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

1.Мировой уровень (гипернормы). Это нормы высшего уровня, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к следующему:

  • социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения);
  • модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
  • повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выполнение обещаний);
  • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
  • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
  • содействие свободе многосторонней торговли;
  • уважительное отношение к окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля и др.).
  • Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к:
  • покупателям — высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства;
  • работникам — достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений;
  • владельцам и инвесторам — отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • поставщикам — справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство;
  • конкурентам — взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности;
  • местному населению — поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.
  • Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические ЛУКОЙЛы, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми. [9]

При формировании конкретного механизма принятия решения, учитывающего этический критерий, объективно возникают трудности, связанные с противоречиями межуровневых коммуникаций и разницей в природе самих норм. Такое положение подтверждают и различия во взглядах исследователей проблемы.

Обращает на себя внимание широкая дисперсия гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным с взаимодействием национальной деловой и корпоративной (организационной) культуры в современном мире.

Так, сторонники одной точки зрения утверждают, что транснациональная компания в состоянии формировать собственную корпоративную управленческую культуру, включая такую ее важнейшую составляющую, как деловая этика. При этом, хотя национальные различия и должны учитываться при построении эффективной системы менеджмента в различных странах, их роль не является определяющей. Во всяком случае, можно и должно стремиться к тому, чтобы все основные этические ценности, исповедуемые материнской компанией транснациональной корпорации, а также базовые принципы ее управления были едины во всех частях мира.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что при несовпадении подходов и ценностей корпоративной и национальной деловой культур в конечном итоге доминирует национальная деловая культура. Причем попытки искусственного привнесения корпоративных правил и традиций, которые не совпадают с национальной культурой, напоминают сизифов труд. Даже если персонал филиалов и дочерних компаний «принимает новые корпоративные ценности» и искренне стремится поменять национальную поведенческую парадигму на корпоративную, в конечном счете все возвращается «на круги своя».

Информация о работе Управленческая этика