Управленческая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Содержание работы

Введение 2.
Глава 1. Управленческая этика: понятия и элементы………………………… 5.
1.1 Содержание понятия этики управления ……………………………………5.
1.2 Роль управленческой этики в бизнесе ……………………………………...7.
1.3 Назначение деловой этики и ее структура ………………………………..13.
Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики на ООО «ЕАЕ-Консалт» ..………………………………………………………………..20.
2.1 Характеристика предприятия ООО «ЕАЕ-Консалт» …………………….20.
2.2 Анализ утвержденных корпоративной и деловой этики ………………...24.
2.3 Рекомендации по улучшению этических норм на ООО «ЕАЕ-Консалт».26.
Заключение ……………………………………………………………………..31.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Управление персоналом.docx

— 65.43 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

Экономический факультет

 

Кафедра национальной

экономики и менеджмента

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: «Управленческая этика»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 3 курса

группы ЭПО – 11 – 1

Чебанов Д.В.

Проверил

         доцент Черемных Л. Г.

 

 

Тюмень, 2014

Содержание 
 Введение 2. 
Глава 1. Управленческая этика: понятия и элементы………………………… 5. 
1.1 Содержание понятия этики управления ……………………………………5. 
1.2 Роль управленческой этики в бизнесе ……………………………………...7. 
1.3 Назначение деловой этики и ее структура ………………………………..13.  
Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики на ООО «ЕАЕ-Консалт» ..………………………………………………………………..20. 
2.1 Характеристика предприятия ООО «ЕАЕ-Консалт» …………………….20. 
2.2 Анализ утвержденных корпоративной и деловой этики ………………...24. 
2.3 Рекомендации по улучшению этических норм на ООО «ЕАЕ-Консалт».26. 
Заключение ……………………………………………………………………..31. 
Список использованной литературы.

 

 

 

Введение

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. 
 Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. 
 Можно привести массу примеров полного неуважения к окружающим, допускаемого людьми:

•          сосед в театре или концертном зале широко и “навечно” положивший

свои руки на оба подлокотника;

•          человек в музее или на выставке, который спиной загораживает

экспонаты от других посетителей;

• бесцеремонные сослуживцы, прерывающие важные деловые переговоры.

Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов – не так-то легко.

Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социально- экономической, политической, социокультурной. Все вместе они образуют особую переходную модель. Соответственно этому те этические нормы и принципы, которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, также находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил, еще только складывающихся в процессе перехода к рыночной экономике.

Целью данной работы является рассмотрение этических основ подготовки управленческих решений.

Задачами данной работы являются:

- анализ этического взаимодействия  объекта и субъекта принятия  решения;

- углубление знаний по  вопросам морально-этической ответственности  субъекта решения;

- практическое применение  навыков в исследовании этической  согласованности принимаемого решения.

Объектом исследования является управленческая этика на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ».

Предметом исследования – проблемы реализации управленческой этики на ООО «ЛУКОЙЛ».

 

Глава 1. Управленческая этика: понятия и элементы 

    1. Содержание понятия этики управления.

Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные метаморфозы. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современной России особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней экономики.

В обстановке неопределенности (когда неизвестно, что можно и что нельзя) предпринимателю функционировать очень сложно, намного труднее, чем в условиях обычного рыночного хозяйства. Многие хозяйственные действия могут быть признаны незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что практически невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района или региона, не говоря уже о более высоких инстанциях. Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента – науки о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом – играет особую роль. [1]

Управление деятельностью людей требует исключительно высокого искусства, широкого арсенала используемых приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, развитие творческой индивидуальности и многое другое. Все чаще использование еще далеко не до конца раскрытых возможностей менеджмента приносит компаниям огромный хозяйственный и моральный эффект при относительно небольших затратах, менеджмент выступает и в качестве важного фактора решения социальных проблем трудовых коллективов. Поэтому интерес к нему в нашей стране стал просто необычайным В нашей научной литературе дается представление о менеджменте, как о какой-то панацее от всех бед и, с другой стороны, как о чем-то устоявшемся, строго конкретизированном определенными порядками в данной области. На деле все совершенно иначе. Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Причем управленческие решения, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другой. Многовариантность решений менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные ходы и решения, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

    1. Роль управленческой этики в бизнесе.

В бизнесе обычно выделяют три составные части: предприниматель,  условия предпринимательства, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура  современного бизнеса – предприниматель,  постоянно  готовый  идти  на  риск,  с  неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды  на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений,  с нестандартностью мышления. В нашей стране в настоящее  время  идет  активный процесс становления предпринимательского слоя. На  смену  прежним  партийно - хозяйственным руководителям  пришли  новые  люди,  свободные  от  авторитета традиций и лишенные инерции  мышления.  Именно  они  и  стали  реализовывать возникшие  в  ходе  перестройки  новые  возможности   в   сфере   экономики.

Социальный  портрет  российского  предпринимателя  противоречив,   многолик, сложен и неоднозначен.

Этот новый класс сформировался из  разных  социальных слоев:   из   предпринимателей   прошлых   лет,    в    большинстве    своем функционировавших в  теневых  структурах;  из  представителей  номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в  новом  экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым  уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей  профессии;  из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но  уже постигших  азы бизнеса. [2]

На состояние этики  в  обществе,  в  бизнесе  России  накладывают  свой отпечаток многообразные, порой противоречивые изменения  в  самых различных сферах жизни страны. Так,  не  секрет,  что  в  России  ныне  очень  активно развиваются религиозные факторы.

Предприниматели жертвуют на  строительство  храмов  огромные  средства. Духовные принципы, проповедуемые церковью, способны сыграть огромную роль  в нравственном  перерождении  российского  бизнеса,   в   формировании   новых этических  ценностей.  Как  известно,  религия  всегда   была   и   остается хранительницей тех принципов человеческого общежития, которые  опираются  на объединение  людей,  на  взаимовыгодное,  справедливое  их   взаимодействие. Вспомним "золотое правило" Моисея – поступай по отношению к другим так,  как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Заметим, что нравственные принципы во всех мировых религиозных  системах во многом совпадают.

Независимо от того, объявляется ли человек атеистом или верующим, в  его интересах соблюдать эти принципы. Исследования  показывают,  что  независимо от страны и культуры,  на  западе  и  на  Востоке  верующие  предприниматели добиваются более существенных успехов. Все  чаще  они становятся  образцами для  подражания,  формируют  новую  культуру  бизнеса.  Моральные  принципы, почерпнутые из религии, не мешают в делах, а то и помогают.

Известно далее, что российское общество сегодня очень криминализировано. Теневая экономика по  официальным  данным  ныне  объемлет  не  менее  сорока процентов экономики страны. Связанные с преступными  миром  люди  рвутся  не только в бизнес, где они в ряде сфер уже имеют господствующие позиции, но  и в  органы  власти.  Поэтому  для  россиян   при   оценке   этических   основ предпринимательства  очень  важно  принимать  во   внимание   действие   тех этических норм, на которых держится криминальное сообщество,  которое  очень жестко  организовано,  но  на  основе  неформальных  законов.  Заметим,  что криминальный бизнес функционирует часто  более  эффективно,  чем  легальный, поскольку соблюдение принятых  обязательств  обеспечивается  в  нем  угрозой смерти.

Интересно, что когда честные люди  ведут  друг  с  другом  дела,  то нередко подозревают друг друга в жульничестве. А жулики  обычно  исходят  из того,  что  другой  жулик  -  "порядочный"  человек.  Многие   представители преступного  сообщества  надеются,  что  их  дети  станут   респектабельными гражданами  "нормального",  а  не  воровского  общества.   Тем   не   менее, воздействие "воровской" этики на этику бизнеса вообще  недооценивать  нельзя – многие поплатились за это жизнью. [3]

О социальной роли богатых в нашем обществе  мнения  разошлись,  и  очень полярно: от надежды  и  будущего  нации  до  тюрьмы.  "Дорожки"  социального назначения богатого слоя населения представлены так: инициаторы  процветания страны в  будущем,  локомотив  реформ,  те,  на  ком  уже  сегодня  держится экономика страны, неизбежное  зло,  воры  и  мироеды,  те,  по  кому  тюрьма плачет.

Такой колоссальный разброс мнений о социальной  роли  богатых  в  России свидетельствует, что она еще абсолютно не  определилась.  К  тому  же  жизни новоявленных крупных капиталистов у нас отнюдь не сладка.  Богатые  живут  и работают в России под угрозой террора. Больше всего они  опасаются  действий со стороны криминальных структур. Второй по значимости источник опасности  - угроза со стороны конкурентов. Реально и возмездие со стороны народных  масс и притеснения со стороны государства.

Конечно, многие из новых русских считают, что в обстановке неуверенности и страха главное - выжить.  И  тут  не  до  сантиментов,  не  до  соблюдения этических требований. Но на деле это - глубокое заблуждение. Если  в  России создается  цивилизованный  рынок,  а  не  криминальный,  то  без  соблюдения этических норм  и  подходов  не  обойтись.  Без  этого  деловых  успехов  не добиться, а имеющийся капитал легко растерять.

Информация о работе Управленческая этика