Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без существенного повышения качества отечественной продукции. А это возможно только при условии, если повышение качества продукции станет основной задачей производства, в решение которой будут вовлечены все сферы производственно - хозяйственной деятельности и все уровни управления предприятий. Этой работой должны руководить квалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями в области качества на уровне международных требований.

Файлы: 1 файл

лекции по управлению качеством.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Изделие обладает патентной  чистотой в отношении данной страны, если оно не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированные в этой стране.

Показатель патентной  чистоты определяется отношением взвешенного  количества составных частей изделия, не подпадающих под действие патентов в данной стране, к общему количеству составных частей в изделии:

 

 

              (2.24)

 

где Ni - число составных частей изделия, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); Ki - коэффициент весомости составных частей, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); N - общее число составных частей в изделии; S - число групп значимости.

Показатель  патентной чистоты для изделий, обладающих патентной чистотой в  отношении данной страны, равен единице.

 

10) Экологические  показатели

Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним относятся, например, показатели: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений и т.п.

Номенклатура экологических показателей устанавливается с учетом международных стандартов, регламентов и требований ГОСТов в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Продукция, производство и применение которой вызывает нарушение  норм вредных воздействий на окружающую среду, подлежит модернизации или замене.

 

11) Показатели  безопасности

Показатели  безопасности характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов на всех режимах его эксплуатации, при обслуживании, транспортировании и хранении. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в соответствии с требованиями стандартов ССБТ (Система государственных стандартов по безопасности труда).

Основными показателями безопасной работы человека, безопасности эксплуатации технических средств  служат:

- вероятность  безопасной работы человека в  течение определенного времени; 

- быстродействие  при срабатывании защитных устройств; 

- сопротивление изоляции токоведущих частей, с которыми возможно соприкосновение человека;

- электрическая  прочность высоковольтных цепей; 

- эффективность  блокировки и аварийной сигнализации  и др.

 

12) Показатели  стойкости к внешним воздействиям

Эти показатели характеризуют стойкость изделия к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую следующими свойствами: пылезащищенность; влагозащищенность; водонепроницаемость; ударопрочность; вибропрочность; устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.

 

13) Экономические показатели

 

Экономические показатели характеризуют затраты  на разработку,

 

изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность  ее производства и применения.

 

За последние  годы в связи с развитием науки и техники и расширением общественных потребностей область применения понятия "качество продукции" расширяется, вводятся показатели и разрабатываются методики оценки качества не только материальной продукции, но и различных интеллектуальных разработок, проектов и т.д. Например, качество программного обеспечения ЭВМ с точки зрения возможности его модернизации может оцениваться следующими показателями:

- объемом работ,  требуемым для модернизации программы  (гибкость);

- объемом работ  по проверке выполнения заданных функций (возможность проверки);

- объемом работ  по обнаружению ошибок в работающих  программах (возможность восстановления).

 

Все большее  значение приобретает проблема качества обслуживания (пассажиров на транспорте, покупателей в магазинах, клиентов в банках и т.д.). Выделяют следующие группы показателей качества обслуживания: быстрота обслуживания; психологические показатели (вежливость, доброжелательность и т.д.); показатели качества продукции, приобретаемой потребителем (как очевидные для потребителя, так и "внутренние" для обслуживающей организации); показатели качества, связанные с реализацией продукции (правдивость рекламы, отсутствие ошибок при доставке товаров покупателю и др.).

По мере совершенствования  той или иной сферы деятельности меняются и требования к ней, а следовательно, и показатели качества. Например, на железнодорожном транспорте основные требования пассажиров сводятся не только к обеспечению безопасности, быстроты, точному выполнению графика движения, но и к уровню сервиса.

 
Оценка уровня качества продукции

Для определения  научно-технического уровня выпускаемой  продукции, ее соответствия требованиям  потребителей, для решения производственных, экономических и социальных задач, для управления качеством необходимо осуществлять оценку уровня качества продукции* . Оценка уровня качества продукции может осуществляться различными методами в зависимости от ее сложности, назначения, количества показателей, характеризующих ее качество.  
В разделе 4.1 раскрываются цели оценки уровня качества продукции, содержание оценки качества на разных стадиях жизненного цикла продукции. Дается понятие квалиметрии* .  
В разделе 4.2 дается характеристика маркетингового подхода к оценке качества продукции в условиях рынка, при котором главным критерием уровня качества продукции является степень удовлетворения ею требований потребителя, определяющая конкурентоспособность продукциии и коммерческий успех предприятия-изготовителя. 
Достоверность и точность оценки уровня качества продукции в большой степени зависит от точности определения значений показателей, характеризующих ее качество. В разделе 4.3 рассматриваются методы определения значений показателей качества продукции.  
В разделе 4.4 дается характеристика методов оценки уровня качества однородной продукции, а в разделе 4.5 - то же для разнородной продукции.

Цель  оценки уровня качества продукции

 

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

 

  • прогнозирование потребностей в продукции, ее технического уровня и качества;
  • планирование повышения качества и объемов производства;
  • обоснование новых видов продукции;
  • выбор наилучших образцов;
  • обоснование целесообразности снятия с производства;
  • сертификация продукции;
  • оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
  • контроль качества;
  • стимулирование повышения качества и др.;

 

Оценка уровня качества представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

Оценка уровня качества продукции может производиться  на различных стадиях жизненного цикла.

На стадии разработки оценивается уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования  
к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На стадии эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам ее эксплуатации или потребления принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с базовыми показателями или с нормированными значениями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

 

  • качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;
  • качество продукции соответствует или не соответствует установленным требованиям (нормам).

 

Наука (научная  область), занимающаяся количественной оценкой качества продукции (то есть измерением качества), называется квалиметрией.

Маркетинговый подход к оценке качества продукции

В условиях рынка главное значение приобретает не оценка предприятием качества своего товара по сравнению со стандартами или с товарами конкурентов, а общая потребительская оценка свойств товара. Качество определяет покупатель и, следовательно, рассматривать его необходимо с одной точки зрения: готов ли за это платить потребитель. А это предполагает рассмотрение качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Экономический аспект качества является для нас решающим среди других, поскольку основывается на его потребительской оценке, а с переходом к рынку удовлетворенность потребителя становится определяющим фактором коммерческого успеха фирмы, ее основной задачей. В этом смысле товар (и, соответственно, его качество) "это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель" (Сэндидж Ч., англ.). Качество - это то, что рынок считает качеством.

Согласно маркетинговому подходу, не существует единого качества для всех. Каждому сегменту рынка  соответствует свой, оптимальный для него, уровень качества данного товара. В условиях рынка целью изготовителя является достижение не высочайших технических параметров изделия, а лишь такого уровня его качества, на который существует потребность в избранном рыночном сегменте.

Для японской практики (в отличие от западной) характерен иной подход. Японские фирмы чаще придерживаются стратегии постоянного стремления не к оптимальному (с точки зрения потребителя), а к наивысшему уровню качества. Они идут на связанное с этим повышение затрат, пренебрегая текущим результатом ради достижения стратегических целей, и в конечном итоге добиваются устойчивых потребительских предпочтений и укрепляют свои позиции на рынке. К тому же благодаря высочайшему организационно-техническому уровню производства, а во многом и за счет человеческого фактора они, максимально улучшая качество, достигают относительно низкого уровня издержек и высокой доходности.

В общем виде уровень качества товара обусловливается  конкретной рыночной ситуацией. В этих условиях важнейшей задачей маркетинга, как эффективного инструмента обеспечения взаимосвязи производства и рынка, адаптации предложения к изменяющемуся спросу, целевого воздействия на спрос и создания преимуществ в конкурентной борьбе, является определение так называемого "прицельного качества" для каждого из рассматриваемых рыночных сегментов. Именно таким постоянным взаимодействием с потребителем и определяется первостепенное значение маркетинга в управлении качеством продукции.

Итак, качество есть степень удовлетворения данной вещью, данной потребительной стоимостью определенной общественной потребности. При экономическом исследовании, следовательно, недостаточно определять качество как совокупность свойств. Совокупность свойств не характеризует еще экономическую значимость продукции. Такую значимость потребительная стоимость приобретает лишь тогда, когда, подвергаясь сравнительной оценке, характеризует меру, степень удовлетворения потребности. Полезные свойства потребительной стоимости есть субстанция качества, а не само качество. Качество продукции не сводится к отдельным ее свойствам, однако, проявляется только в них.

Если качество проявляется через объективно существующие свойства и характеристики товара (которые  могут быть определены достаточно объективно), то полезность этих свойств является понятием субъективным, так как ее оценка зависит от каждого покупателя. Вот это покупательское представление о качестве и является объектом изучения маркетинга.

Главным побудительным  мотивом для производства конкретной продукции определенного качества должно быть наличие потребности в ней. Что и в каких количествах производить, должно определяться лишь платежеспособным потребительским спросом. Ограничительным фактором могут являться и возможности самого производителя. В условиях рыночной экономики выпускаемая продукция должна обладать качеством, в большей степени соответствующим имеющейся потребности, чем аналогичная продукция конкурентов. Действительный же результат работы в области качества может показать только рынок, поскольку только потребитель может в конечном итоге судить о мере своей удовлетворенности.

Методы  определения значений показателей  качества продукции

Методы определений  значений показателей качества продукции  подразделяются по способам и источникам получения информации. Различают следующие методы:

1. Измерительный метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное. С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.

2. Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т.п.). Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.

3. Расчетный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами. Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований.

4. Органолептический метод основан на анализе восприятия органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях. На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества. Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку. При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т.п.).

Метод широко применяется  для определения показателей  качества продукции, использование  которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т. д.). Обычно органолептический метод применяется совместно с экспертным. При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.

При балльной оценке вначале необходимо установить перечень признаков, наиболее полно характеризующих качество продукции (например, для пищевых продуктов - вид, запах, цвет, вкус). Рекомендуется использовать четыре оценки качества и соответствующее им количество баллов (2 варианта распределения баллов):

Информация о работе Сущность, экономическое и социальное значение качества продукции