Совершенствование управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
Рассмотреть качество продукции как объект управления
Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии
Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции и ее роль в конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Качество продукции как объект управления 6
1.2. Функции и система управления качеством продукции на предприятии 10
1.3. Управления затратами на обеспечения качества 17
1.4. Эффективность управления качеством продукции 40
2. Управление качеством продукции в ООО «КТЗ» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «КТЗ» 42
2.2. Анализ системы качества на предприятии ООО «КТЗ» 57
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «КТЗ» 62
3. Направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ» 69
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 69
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 102

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством на предприятии - 73%.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

     Главное преимущество учета издержек ошибок заключается в возможности их выражения через конкретные категории затрат. Спецификация и детализация издержек ведут к повышению достоверности анализа. В этой связи становится возможным объективный анализ ошибок, когда выявляется, прежде всего, не виновник ошибок, а ее причина.

     С другой стороны, разделение издержек ошибок на прямые и косвенные позволяет  повысить уровень их осмысления. Так, на большинстве предприятий прямые издержки можно вычленить из общефирменных  данных о затратах. Этим гарантируется, что, по меньшей мере, часть издержек ошибок может быть определена с относительной точностью.

     По  отношению к производственному  процессу затраты на качество подразделяются на производственные, осуществленные организацией с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества, и непроизводственные, связанные с подтверждением качества продукции и предъявляемые потребителю объективных доказательств этого качества (рис. 1.4).

     При этом производственные затраты включают расходы на предупредительные мероприятия  и оценку, а также расходы на дефекты и потери. Затраты на обеспечение качества вне производства включают конкретные дополнительные средства обеспечения качества: мероприятия, процедуры, данные, демонстрационные испытания, отдельные и дополнительные оценки (например, расходы на испытания специфических характеристик безопасности), проводимые признанными и независимыми испытательными органами.

     В данной классификации предпринята  попытка выделить затраты на производственном этапе и вне его.

     Однако, как и в традиционном подходе, необходимые затраты, без которых невозможно достижение требуемого качества, приравниваются к потерям и объединяются в единую классификационную группу – производственные затраты.

     Определяя издержки управления качеством, следует  учитывать, что они отражают стоимость ресурсов, которые потребляются для обеспечения потребителя товарами и услугами, отвечающими

Рис. 1.4 Классификация затрат, связанные с качеством, согласно их отношения  к производственному  процессу 

     Если  затраты классифицировать в соответствии с содержанием решаемых задач и этапов обычного управленческого цикла в сфере качества, то можно выделить следующие категории издержек: планирования (анализ, опрос потребителей для выявления их требований к качеству), администрирования (отбор персонала, его развитие), контроля (опрос потребителей для определения степени их удовлетворенности качеством), выполнения внешних менеджерских функций в области качества (сертификация товаров и услуг, разработка инструкций и справочников по управлению качеством).

     Что касается охвата издержек, то практикуются изолированный и интегрированный  подходы.

     При наличии на предприятии функциональных звеньев, которые занимаются только вопросами управления качеством, предпринимаются  так называемые изолированные действия, издержки по которым могут быть отражены в рамках учета в местах их возникновения. Вместе с тем возможно осуществление интегрированных мероприятий сотрудниками, область деятельности которых в неявной форме касается управления качеством (например, проведение выборочных тестов материалов субпоставщиков).

     Издержки, связанные с интегрированными мероприятиями, разбиваются на затраты по отдельным  видам деятельности и общефирменные  расходы. Первый вид затрат можно  отразить (как и затраты по изолированным  мероприятиям) в группе издержек, определяемых по месту их возникновения. И, напротив, этого нельзя сделать при установлении общефирменных расходов по качеству.

     Для определения доли общефирменных  расходов по интегрированным мероприятиям следует использовать так называемый расчет затрат по процессу. Исходя из обычной методики, в первую очередь, выделяют факторы затрат, которые решающим образом влияют на величину расходов по интегрированным мероприятиям. Такими факторами являются, например, количество возможных ошибок (подверженность ошибкам товаров и услуг), количество классов клиентуры (дифференцируемость запросов), количество вариантов в ассортименте товаров и услуг (сложность программы обеспечения потребителей товарами и услугами).

     Далее на базе управления качеством можно выделить основные процессы этого вида деятельности (планирование, административная работа, контроль, выполнение внешних менеджерских функций и др.). Анализ деятельности в области качества в отдельных подразделениях предприятия позволяет идентифицировать соответствующе субпроцессы.

     Главное преимущество расчета издержек процесса в том, что появляется возможность  анализировать затраты на качество в разрезе соответствующих процессов. Наряду с расширением возможностей охвата издержек облегчается планирование долгосрочных решений. В конечном итоге расчет издержек процесса содействует тому, что затраты на мероприятия в области качества обретают характер инвестиций.

     Вместе  с тем расчет издержек процесса управления качеством наталкивается на ряд  проблем, среди которых на первый план выступают большие организационные сложности и крупные финансовые расходы по его осуществлению. Для реализации этого метода необходимы соответствующие предпосылки, когда уже на стадии идентификации процессов все участники должны хорошо разбираться как в отдельных вопросах управления качеством, так и в процессе в целом.

     С целью выявления результативности затрат на качество их классифицируют на производственные и непроизводственные. При этом к производственным затратам относят все те затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством. Непроизводственные – затраты, которые являются ненужными или излишними. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение дополнительного контроля технологической составляющей могут оказаться ненужными [12, 25]. Эти затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества его изготовления. Однако логичнее, исходя из результативности, затраты делить на производительные и потери. При этом внутри группы потерь выделять причины их возникновения. Лишняя работа, а следовательно, и затраты на нее являются потерями, которых при нормальной организации труда и производства быть не должно.

     Затраты на качество связаны не только с  производством продукции, но и с  управлением этими производствами [12, 44]. Общие затраты, связанные с  качеством продукции, можно разделить  на научно-технические, управленческие и производственные.

     Научно-технические  и управленческие затраты подготавливают, обеспечивают и контролируют условия  производства качественной продукции, т.е. предопределяют наличие и величину производственных затрат.

     В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

     • транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих  и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную  работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений – его набор и оплату труда;

     • снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на материальные – соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

     • затраты на подразделения, контролирующие производство;

     • связанные с работой экономических  служб, от деятельности которых зависит  качество продукции: плановый отдел (своевременное  составление планов), финансовый (своевременное  обеспечение проекта финансовыми  ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.;

     • затраты на деятельность иных служб  аппарата управления предприятием, которые  в различной степени связаны  и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор  персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

     Производственные  затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые, причем все они прямо относятся  к стоимости продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных поддается прямому счету.

     С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые  образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

     Основная  часть базовых затрат отражает стоимостную  величину факторов производства, а  также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету  затрат.

     Дополнительные  затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение дефектов.

     К первым относятся расходы, которые  несет предприятие для того, чтобы  определить, отвечает ли продукция  запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

     Ко  вторым относятся расходы на доработку  и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, раз работку стандартов, расходы на документацию, на персонал – его подбор, подготовку, оплату и т.д.

     Существует  еще одна группа издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

     Таким образом, затраты на оценку качества. В эту группу включают затраты на выполнение следующих основных работ:

      ·  выбор номенклатуры показателей качества;

      ·  выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества;

      ·  выбор методов и определение значений показателей качества;

      ·  выбор и обоснование метода оценки уровня качества;

      ·  оценка уровня качества.

     Оценивать уровень качества промышленной продукции  должны специалисты высокой квалификации с использованием сложного оборудования, в частности компьютеров, оснащенных специализированным программным обеспечением, на базе соответствующих методик. В связи с тем, что это не разовая или эпизодическая, а систематическая работа, охватывающая всю номенклатуру продукции, затраты на нее достаточно высоки, но оправдывают себя повышением технической конкурентоспособности продукции предприятия.

Информация о работе Совершенствование управления качеством на предприятии