Разработка управленческого решения, направленного на совершенствование товарного портфеля промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

По основным показателям работы организации (Таблица 1 приложения А) за период 1997-1999 гг. можно сказать, что организация имеет зависимость от заемных средств, что отрицательно может сказаться на его деятельности, а также наиболее срочные обязательства увеличиваются (до 38,3% за 1999 г.), а наиболее ликвидные активы (11,5 % за 1999 г.) не могут покрыть данных обязательств, что может привести к финансовой неустойчивости и неплатежеспособности. Продукция, выпускаемая ОАО «Химросс» теряет спрос, так как объем реализации продукции уменьшаетсяв основном за счет снижения спроса на жидкий хлор, следовательно, организации необходимо провести политику по совершенствованию товарного портфеля.

Содержание работы

1 Изучение ситуации и предварительная формулировка задачи, стоящей перед организацией …………………………………………………….3
2 Сбор, обработка и анализ информации для уточнения поставленной задачи ……………………………………………………………………………...8
3 Выявление проблемы (спектра проблем и их взаимной подчиненности) ………………………………………………………………….14
4 Обоснование критериев выбора оптимального варианта решения и определение их желательных характеристик …………………………………16
5 Разработка альтернативных вариантов решения проблемы ………...18
6 Сравнение альтернативных вариантов решения по разработанным критериям и выбор оптимального решения …………………………………...22
7 Согласование принятого управленческого решения ………………..25
8 Разработка плана реализации принятого управленческого решении…………………………………………………………………………..26
9 Контроль и оценка результатов реализации управленческого решения…………………………………………………………………………..29
Список литературы ………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста  и низкой долей рынка. Их необходимо вывести с рынка. Продукты жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3) характеризуются высоким темпом роста, но низкой долей рынка. Для их продвижения необходимы дополнительные вложения. Необходимо выделить 50 000 рублей на продвижение данного товара. Продукты карбамид (9), аммиачная селитра (10) перейдут на стадию «Дойные коровы». Общие затраты составят 150 000 руб.;

2) Данный товарный портфель состоит из нового товара «Прогресс-1», жидкого хлора, жидкого азота, антигололедного реагента, карбамида, аммиачной селитры, аммиака и метанола-сырца.

Необходимо выделить 100 000 руб. на разработку и внедрение нового продукта «Прогресс-1», который будет находиться на стадии внедрения и принятия его рынком. Выделить 50 000 руб. на продвижение продуктов жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3) в стадию «Звезды». Товары метанол-сырец (8), карбамид (9), аммиачная селитра (10) и аммиак (11) переходят на стадию зрелости в квадрант «Дойные коровы». Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста и низкой долей рынка. Их необходимо вывести с рынка. Общие затраты составляют 150 000 руб., рентабельность составит 69,74 %. Спрос на данные товары средний. Время на реализацию данной альтернативы составит 3,5 месяца. Данный товарный портфель является сбалансированным, так как заняты три квадранта матрицы БКГ.

 3) Данный товарный портфель состоит из нового товара «Прогресс-1», жидкого хлора, жидкого азота, антигололедного реагента, карбамида, аммиачной селитры и аммиака.

Необходимо выделить 100 000 руб. на разработку и внедрение нового продукта «Прогресс-1», который будет находиться на стадии внедрения и принятия его рынком. Выделить 50 000 руб. на информирование потребителей о товарах жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3). После принятия их рынком осуществить их продвижение в стадию роста в квадрант «Звезды». Метанол-сырец (8), остается на стадии зрелости, так как приносит стабильный доход. Выделить 50 000 руб. на поддержание продуктов аммиачная селитра (10) и аммиак (11) в стадии роста. Карбамид (9) переходит со стадии роста на стадию зрелости в квадрант «Дойные коровы». Метанол-сырец (8), переходит из стадии зрелости в стадию ухода с рынка. Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста и низкой долей рынка. Их необходимо вывести с рынка. Общая сумма затрат составит 200 000 руб. Спрос на данные товары высокий. Рентабельность составит 88,92%Время на разработку и реализацию данного товарного портфеля составит 3 месяца. Портфель является сбалансированным, так как заняты три квадранта матрицы БКГ.

4) Данный товарный портфель состоит из жидкого хлора, жидкого азота, антигололедного реагента, карбамида, аммиачной селитры, аммиака и метанола-сырца.

Продукты жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3) остаются на стадии внедрения и  принятия рынком. На информирование потребителей о данных продуктах выделить 30 000 руб. Продукты аммиачная селитра (10) и аммиак (11) остаются на стадии роста в квадранте «Звезды». На их удержание в данной стадии выделить 50 000 руб. Карбамид (9) переходит со стадии роста на стадию зрелости в квадрант «Дойные коровы». Метанол-сырец (8), остается на стадии зрелости, так как приносит стабильный доход. Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста и низкой долей рынка. Их необходимо вывести с рынка. Общая сумма затрат на реализацию данной альтернативы составит 80 000 руб. данный товарный портфель является сбалансированным. Спрос на данный  товарный портфель средний. Рентабельность составит 78,92%. Время на разработку и реализацию данной альтернативы составит 1,5 месяца.

5) Данный товарный портфель состоит из жидкого хлора, жидкого азота, антигололедного реагента, карбамида, аммиачной селитры, аммиака и метанола-сырца.

Необходимо выделить 50 000 руб. на информирование потребителей о продуктах жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3), которые находятся на стадии внедрения и принятия рынком. Данные товары остаются в квадранте «?».Карбамид (9), аммиачная селитра (10) и аммиак (11) остаются на стадии роста в квадранте «Звезды». На их поддержание необходимо выделить 100000 руб. Метанол-сырец (8), остается на стадии зрелости в квадранте «Дойные коровы», так как приносит стабильный доход.

Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста  и низкой долей рынка. Остаются на стадии сокращения. Данный товарный портфель является сбалансированным, поскольку заняты все квадранты матрицы БКГ. Общие затраты на реализацию данной альтернативы составят 150 000 руб. спрос на данный товарный портфель высокий. Рентабельность составит 74,23%. Время на разработку и реализацию данной альтернативы составит 2 месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Сравнение альтернативных  вариантов решения по разработанным  критериям и выбор оптимального  решения

 

 

На данном этапе необходимо провести оценку разработанных альтернатив с помощью разработанных критериев и присвоенных им коэффициентов приоритета, выбор наилучшей альтернативы.  Оценку каждого варианта целесообразнее производить по следующей формуле:

где,

Эп – эффективность п-го варианта решения;

ani – значение i-того критерия для п-го варианта решения;

ki – коэффициент приоритета i- того решения.

Для упрощения интерпретации  результаты оценки сведем в таблицу  следующего вида.

Таблица 1 – Оценка альтернативных вариантов решений при рассмотрении их значений в натуральных единицах измерения

Критерий выбора

Коэффи-

циент приори-

тета, kp

Альтернатива №1

Альтернатива №2

Альтернатива №3

Альтернатива №4

Альтернатива №5

Желаемое значение критерия

К1

0,25

150 000 руб.

150 000 руб.

200 000руб.

80 000 руб.

150 000 руб.

≤200 000 руб.

К2

0,25

51,24%

69,74%

88,92%

78,92%

74,23%

>50%

К3

0,1

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Выс./средн.

К4

0,3

сбалансированный

сбалансированный

сбалансированный

сбалансированный

сбалансированный

сбалансированный

К5

0,1

4 месяца

3,5месяца

3 месяца

1,5месяца

2 месяца

4-5 месяцев


 

Для более объективного сравнения оптимальности альтернатив  выберем 5-бальную шкалу измерения  критериев и занесем значения в подобную таблицу.

Таблица 2 – Оценка альтернативных вариантов решений с использованием бальной шкалы сравнения

Критерий выбора

Коэффи-

циент приори-

тета, kp

Альтернатива №1

Альтернатива №2

Альтернатива №3

Альтернатива №4

Альтернатива №5

Желаемое значение критерия

К1

0,25

3

3

2

5

3

≤200 000 руб.

К2

0,25

1

2

5

3

3

>50%

К3

0,1

4

3

4

3

4

Выс./средн.

К4

0,3

4

4

4

4

4

сбалансированный

К5

0,1

2

3

3

5

4

4-5 месяцев

Эn

14

15

18

20

18

 

 

Определим эффективность  каждого из возможных решений  и выберем оптимальный, которому будет соответствовать наибольшее значение эффективности Эn.

Э1=0,25*3+0,25*1+0,1*4+0,3*4+0,1*2=2,8;

Э2=0,25*3+0,25*2+0,1*3+0,3*4+0,1*3=3,05;

Э3=0,25*2+0,25*5+0,1*4+0,3*4+0,1*3=3,65;

Э4=0,25*5+0,25*3+0,1*3+0,3*4+0,1*5=4;

Э5=0,25*3+0,25*3+0,1*4+0,3*4+0,1*4=3,5.

 

По данным расчета  можно определить, что наибольшей эффективностью обладает вариант №4, т.е. продукты жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3) остаются на стадии внедрения и принятия рынком. На информирование потребителей о данных продуктах выделить 30 000 руб. Продукты аммиачная селитра (10) и  аммиак (11) остаются на стадии роста в квадранте «Звезды». На их удержание в данной стадии выделить 50 000 руб. Карбамид (9) переходит со стадии роста на стадию зрелости в квадрант «Дойные коровы». Метанол-сырец (8), остается на стадии зрелости, так как приносит стабильный доход. Продукты аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) характеризуются низким темпом роста и низкой долей рынка. Их необходимо вывести с рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Согласование принятого управленческого  решения

 

 

  На данном этапе  необходимо описать последовательность  процесса согласования выбранного (принятого) решения с партнерами  по бизнесу, лицензирующими и  разрешительными органами государственной  и муниципальной власти, а также инфраструктурными элементами (если это необходимо):

- определить субъектов  процесса согласования, основные  этапы, сроки, необходимые ресурсы,  а также уточнить перечень  функциональных должностных лиц  организации, на которых будет  возложен процесс согласования решений;

- определить перечень  документов, оформлением которых  будет сопровождаться процесс  согласования; составить их проекты  и приложить к курсовой работе.

Проект приказа о  принятии решения по формированию оптимального товарного портфеля необходимо согласовать:

  1. подготовка проекта приказа о принятии решения по формированию товарного портфеля; 
  2. согласовать с начальником отдела маркетинга решение по формированию оптимального портфеля;
  3. согласовать данное решение с начальником финансового отдела по осуществлению затрат на реализацию решения;
  4. согласовать с начальниками производства решение о производстве в большем объеме товаров, входящих в портфель;
  5. передать на подпись генеральному директору приказ о формировании данного товарного портфеля.

Срок на реализацию всех этапов составляет 4 дня.

 

 

 

8 Разработка плана  реализации принятого управленческого решении

 

На данном этапе необходимо составить план реализации принятого  управленческого решения, который  оформим в виде таблицы:

Таблица 3 – План реализации принятого управленческого решения

Мероприятие

Срок реализации

Исполнители

Лица, контролирующие исполнение

Объем и перечень необходимых ресурсов

Составление проекта по формированию товарного портфеля

20.05.2009-25.05.2009

Отдел маркетинга

Нач. отдела маркетинга

-

согласование с начальником  отдела маркетинга решения по формированию оптимального портфеля

25.05.2009-26.05.2009

Нач. отдела маркетинга

Коммерческий директор

-

согласование решения с начальником  финансового отдела по осуществлению  затрат на реализацию решения

26.05.2009-27.05.2009

Нач. финансового отдела

Финансовый директор

-

согласование с начальниками производства решения о производстве в большем  объеме товаров, входящих в портфель

27.05.2009-28.05.2009

Нач. производственных цехов

Главный инженер производственной службы

-

подписание генеральным директором документа о принятии решения  по формированию товарного портфеля

28.05.2009-30.05.2009

Ген.директор

Совет директоров

-

разработка и реализация рекламной  акции по информированию потребителей о введенных ранее товарах на рынок

30.05.2009-09.06.2009

Отдел маркетинга

Нач. отдела маркетинга

30 000 руб.

Модификация и производство аммиака  и аммиачной селитры 

09.06.2009-29.06.2009

Цех по производству аммиака и аммиачной  селитры 

Нач. цеха

35 000 руб.

производство метанола-сырца и  карбамида в существующих объемах

30.05.2009-30.06.2009

Цех по производству метанола-сырца  и карбамида

Нач. цеха

15 000 руб.

заключение договоров с потребителями  по поставке товаров и реализация товара

01.07.2009-08.07.2009

Торговые агенты

Ген. директор

-

Промежуточный контроль и оценка результатов

30.05.2009-25.06.2009

Отдел контроля за качеством

Нач. отдела

-

Информация о работе Разработка управленческого решения, направленного на совершенствование товарного портфеля промышленного предприятия