Разработка управленческого решения, направленного на совершенствование товарного портфеля промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

По основным показателям работы организации (Таблица 1 приложения А) за период 1997-1999 гг. можно сказать, что организация имеет зависимость от заемных средств, что отрицательно может сказаться на его деятельности, а также наиболее срочные обязательства увеличиваются (до 38,3% за 1999 г.), а наиболее ликвидные активы (11,5 % за 1999 г.) не могут покрыть данных обязательств, что может привести к финансовой неустойчивости и неплатежеспособности. Продукция, выпускаемая ОАО «Химросс» теряет спрос, так как объем реализации продукции уменьшаетсяв основном за счет снижения спроса на жидкий хлор, следовательно, организации необходимо провести политику по совершенствованию товарного портфеля.

Содержание работы

1 Изучение ситуации и предварительная формулировка задачи, стоящей перед организацией …………………………………………………….3
2 Сбор, обработка и анализ информации для уточнения поставленной задачи ……………………………………………………………………………...8
3 Выявление проблемы (спектра проблем и их взаимной подчиненности) ………………………………………………………………….14
4 Обоснование критериев выбора оптимального варианта решения и определение их желательных характеристик …………………………………16
5 Разработка альтернативных вариантов решения проблемы ………...18
6 Сравнение альтернативных вариантов решения по разработанным критериям и выбор оптимального решения …………………………………...22
7 Согласование принятого управленческого решения ………………..25
8 Разработка плана реализации принятого управленческого решении…………………………………………………………………………..26
9 Контроль и оценка результатов реализации управленческого решения…………………………………………………………………………..29
Список литературы ………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 3 следует отметить, что по рангу  выпуска наименее выпускаемые товары это жидкий азот, жидкий хлор и аргон. Однако, если рассматривать данные товары по рентабельности, то аргон приносит наибольшую прибыль по сравнению со всеми товарами данного товарного портфеля. Спрос на него средний. Следовательно, необходимо увеличить спрос путем проведения маркетинговой политики и увеличить объем выпуска аргона, что принесет организации большую прибыль.

 Рентабельность  продаж жидкого азота очень  низкая, не смотря на то, что  спрос на него высок. Организации  следует также увеличить объемы выпуска данного товара в соответствии со спросом.

Рентабельность  продаж жидкого хлор находится на последнем месте по ранжированию существующего ассортимента продукции. Спрос на жидкий хлор низкий. Организации  следует выводить из производства данную продукцию, так как она не приносит дохода и не имеет спроса.

Так как отдельные  виды выпускаемой продукции теряют спрос, необходимо разработать программу  по совершенствованию товарного  портфеля. Необходимо поддерживать конкурентоспособность  на рынке, следовательно, ввести в производство минеральное удобрение «Прогресс -1».

Производство  минерального удобрения «Прогресс -1» не влечет за собой дополнительных затрат, кроме четырех емкостей, объемами до 3 м3; двух приемных емкостей, объемами 10 м3 и насосов. Минимальные затраты  обусловлены схожестью технологических процессов производства карбамида и удобрения. Оборудование для производства данного минерального удобрения остается тем же.

Построим матрицу БКГ  на основании проведенного анализа  товарного портфеля (рисунок 2.1).



 

Низкая

 

 

 

 

 

 

Рентабельность

    продаж 42,5 

 

 

 

Высокая

 

 

 

                 Высокая                           8,5                     Низкая

                         Доля товара в портфеле

Рисунок 2.1- Матрица БКГ

На основании построенной матрицы БКГ можно проанализировать стадию жизненного цикла, которую занимает товар в товарном портфеле организации:

  1. жидкий хлор (1), жидкий азот (2), антигололедный реагент (3) находятся в квадранте «знак вопроса» на стадии введения товара на рынок и характеризуются высоким темпом роста, но низкой долей рынка. Чтобы данные товары перешли в «Звезды», необходимы дополнительные вложения средств для продвижения товара;
  2. аргон (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), азотная кислота (7) находятся в квадранте «собаки» на стадии сокращения и ухода с рынка и характеризуются низким темпом роста и низкой долей рынка. Данные товары требуют большого внимания и усилий со стороны руководства. Они дают очень низкую финансовую отдачу. Если организация не выделит средства на модификацию продукта, то данные товары выйдут с производства и для сбалансированного товарного портфеля потребуется введение нового продукта;
  3. метанол-сырец (8) находится в квадранте «дойные коровы» на стадии зрелости и характеризуется низким темпом роста и высокой долей рынка. Продукт дает большое поступление денежных средств, которые могут идти на переработку вопросительных знаков и выращивание звезд;
  4. карбамид (9), аммиачная селитра (10) и аммиак (11) находятся в квадранте «звезды» на стадии роста и характеризуются высоким темпом роста и высокой долей рынка. Данные продукты могут обеспечить организацию достаточными средствами, чтобы поддерживать свое существование.

На основании построенной  матрицы БКГ можно построить  жизненный цикл каждого товара (рисунок 2.2).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 –Жизненный цикл товаров ОАО «Химросс»

Из проведенного анализа  товарного портфеля по матрице БКГ  и жизненному циклу товаров, можно  спрогнозировать, что азотная кислота (4), нитрофоска (5), серная кислота (6), аргон (7) выйдут с рынка, так как спрос на них снижается и появляются товары-заменители; антигололедный реагент (1), жидкий азот (2), жидкий хлор (3) находятся на стадии внедрения и как только рынок примет данные товары, они перейдут в квадрант «звезды», то есть на стадию роста. Таким образом, по матрицы БКГ будут заполнены два квадранта-«звезды» и «дойная корова», что обуславливает несбалансированный товарный портфель.

Так как химическая отрасль  развивается быстрыми темпами, то организация  планирует ввести новый продукт «Прогресс-1». Это будет способствовать оптимизации товарного портфеля.

Минеральное удобрение  «Прогресс – 1» - это модификация  известного карбамида с гуматом  нартрия, что позволяет существенно  изменить качественные характеристики товара; позволит увеличить долю внешнего рынка сбыта минеральных удобрений за счет выхода на рынок с новым эффективным минеральным удобрением “Прогресс-1”, аналогов которого в мире не существует; это удобрение позволит увеличить урожайность зерновых культур до 30-35 %, при повышении себестоимости на 8 % по сравнению с себестоимостью мочевины. Даже без дополнительных расчетов видно, что приобретать новое удобрение будет более выгодно, чем карбамид. Это делает удобрение Прогресс-1 перспективным товаром на внешнем рынке; разработаны основные аспекты технологического процесса производства карбамида с гуматом натрия, и были проведены испытания, которые оправдали все надежды; переход на производство удобрения Прогресс-1 не влечет за собой значительных затрат на закупку нового оборудования: Минимальные затраты обусловлены схожестью технологических процессов производства карбамида и удобрения Прогресс-1; специфика производства нового удобрения состоит в том, чтобы своевременно добавить гумат натрия; предприятие может обеспечить одновременное производство двух удобрений: цех Карбамид-3 будет производить мочевину, цех Карбамид-2 будет производить Прогресс-1, до тех пор, пока на мировом рынке минеральных удобрений не установиться постоянный спрос на новое удобрение. 

Необходимо определить место ОАО «Химросс» на рынке, чтобы выяснить конкурентоспособность организации. Рассмотрим доли химических организаций на российском рынке.

Из диаграммы следует, что ОАО «Химросс» находится  на третьем месте по занимаемой доле на рынке. В связи с быстрыми темпами изменения внешней среды, изменения технологии производства и состава продукта, организация должна устоять на рынке, не потерять свою долю рынка и быть конкурентоспособной. Таким образом, на основании проведенного анализа, определена одна из основных проблем в организации – формирование товарного портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Выявление проблемы (спектра проблем и их взаимной подчиненности)

 

 

В связи с  быстрыми темпами изменения внешней  среды, на рынке химической промышленности появляются более совершенствованные товары. Организации-конкуренты разрабатывают и вводят все новые товары для поддержания конкурентоспособности, удержания постоянных потребителей, а также для расширения сегментов рынка.

ОАО «Химросс» необходимо совершенствовать товарный портфель, чтобы отстоять свою конкурентоспособность на рынке.

Таким образом, можно сказать, что на проблему совершенствования  товарного портфеля влияют:

- организации-конкуренты, рвущиеся  вперед;

- технологический фактор, то есть постоянно совершенствуется технология производства в химической промышленности;

-  потребители, с постоянно  меняющимися потребностями;

- внутренний фактор: квалифицированные  сотрудники по прогнозированию  спроса на тот или иной товар  химической промышленности; специалисты по разработке технологий производства товаров; специалисты, участвующие непосредственно в производстве и контролирующие качество товара, новое или налаженное оборудование, необходимые сырье и материалы, разработанная технология производства.

Все, что относится к внешней среде организации, не является прогнозируемым и предсказуемым. Внутренние явления подвластны воздействию и изменению в процессе решения задачи.

Для того, чтобы оставаться конкурентным на рынке химической промышленности, организации необходимо постоянно меняться в соответствии с внешней средой. В том числе, необходимо и совершенствовать свой товарный портфель, постоянно его балансировать.

С частыми изменениями  внешней и внутренней среды, с  появлением все новых товаров, спрос  на товары организации меняется. Потребители могут легко перейти на использование товаров-конкурентов. Если ОАО «Химросс» не будет разрабатывать свою программу по совершенствованию товарного ассортимента, не будет предпринимать никаких действий под влиянием внешней среды, то потребители будут выбирать тот товар, который является лучшим на рынке. Следовательно, товары такой организации не будут пользоваться спросом. Как следствие, рентабельность тоже будет снижаться. Организация будет производить продукцию и не реализовывать ее. Соответственно, увеличатся объемы продукции на складах. Организация, снизит свою конкурентоспособность и будет нести большие материальные затраты на хранение продукции. Выходом из ситуации будет ликвидация организации, прекращение деятельности.

Для реализации решения  по формированию товарного портфеля необходимы средства: денежные, временные, трудовые, технические и другие.

На разработку оптимального  товарного портфеля выделить два месяца и один месяц на рассмотрение данного решения, его согласование и принятие.

Для разработки товарного  портфеля, следует:

- проанализировать внешнюю  среду и тенденции развития  химических продуктов;

- разработать новый  продукт высокого качества («Прогресс -1»);

- протестировать данный  продукт, выпустить пробную партию;

- если «Прогресс -1»  начнет пользоваться высоким  спросом, то необходимо увеличить  объемы его производства на 10%;

- допустимая норма  брака 0,8%;

- выделить средства на поддержание карбамида, аммиачной селитры и аммиака на стадии роста, удержание метанола-сырца на стадии зрелости, что будет приносить дополнительную прибыль.

4 Обоснование критериев  выбора оптимального варианта  решения и определение их желательных  характеристик

 

 

Определим набор критериев, с помощью которых будут осуществляться сравнение альтернатив и выбор  окончательного варианта управленческого  решения и оценка его эффективности, а также удовлетворяющие ЛПР  значения (характеристики этих критериев). Использование таких критериев позволит объективно сопоставить различные варианты решения и выбрать наиболее оптимальный из них, а также определить степень достижимости целей.

Определим критерии, число  которых должно иметь оптимальное  значение. Таким образом, для выбора альтернативы возможного варианта формирования товарного портфеля на предприятии ОАО «Химросс» оптимальными критериями могут быть:

  1. затраты. Данный показатель определяет затраты на разработку и внедрение товарного портфеля.
  2. рентабельность. Данный показатель рассматривает товары,, приносящие большую рентабельность. Малорентабельные товары, на производство которых затрачивается больше средств, не целесообразно производить. То есть рассматривается общая рентабельность продаж товаров, входящих в портфель;
  3. потребительский спрос. Организация может балансировать свой товарный портфель по спросу на товары. Те товары, на которые низкий спрос, нецелесообразно производить;
  4. сбалансированность. Подразумевает формирование товарного портфеля, так, чтобы как минимум три квадранта матрицы БКГ были заняты;
  5. период реализации. Оно предполагает меньшие временные затраты на формирование товарного портфеля;

Таким образом, были определены критерии выбора оптимальной альтернативы. Каждый вышеприведенный критерий необходимо описать желательной характеристикой (оптимальным значением) каждого критерия.

  1. общие затраты на формирование товарного портфеля не должны превышать 200 000 руб.;
  2.   рентабельность должна быть не меньше 50 %
  3. потребительский спрос на товары ОАО «Химросс» должен быть высокий (кв=0,4) или растущий (кр=0,3);
  4. сбалансированность подразумевает формирование товарного портфеля, где по матрице БКГ заняты квадранты «Звезды», «?» и «Дойные коровы»;
  5. временные затраты предусматривают 4-5 месяцев на разработку и внедрение на рынок товарного портфеля;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Разработка альтернативных  вариантов решения проблемы

 

На данном этапе необходимо разработать альтернативные варианты решения проблемы. Их следует корректировать с учетом тех характеристик, которые  могут повлиять на реализацию решения. Наиболее существенный отпечаток накладывает нехватка необходимых средств и ресурсов для реализации решения, поскольку именно  ресурсные ограничения ставят наиболее жесткие рамки  для будущих управленческих решений.

В процессе определения альтернатив необходимо учитывать следующие требования:

- взаимоисключаемость  альтернатив;

- обеспечение одних  и тех же условий описания  альтернатив;

- полнота перечня альтернатив.

Альтернативы, включаемые в перечень возможных решений, должны  отвечать следующим требованиям:

- приемлемые затраты  на реализацию;

- превалирование положительных  (желаемых) результатов над отрицательными (нежелательными) результатами;

- приемлемые сроки  реализации;

- соответствие всем  известным ограничениям;

- учет последовательности этапов развития организации.

С учетом всех требований могут быть представлены следующие  варианты альтернатив:

1)Данный товарный портфель состоит из нового товара «Прогресс-1», аммиака, метанола-сырца.

Необходимо выделить 100 000 руб. на разработку и внедрение нового продукта «Прогресс-1», который будет находиться на стадии внедрения и принятия его рынком,  аммиак (11), находящийся на стадии роста обеспечивает высокую долю рынка. Необходимо как можно дольше удержать продукт на данной стадии метанол-сырец (8), находящийся на стадии зрелости, данный продукт приносит постоянную прибыль, которая пойдет на удержание аммиака на стадии роста. Спрос на данные продукты высокий, портфель сбалансированный, так как по матрице БКГ заняты квадранты «Звезды», «?» и «Дойные коровы». Рентабельность составит 51,24%, Время, затраченное на формирование подобного товарного портфеля составляет 2 месяца.

Информация о работе Разработка управленческого решения, направленного на совершенствование товарного портфеля промышленного предприятия