Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ организации государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ООО «Равис» и выработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Исследовать нормативно-правовую базу и законодательно закрепленную процедуру государственной сертификации продуктов животного происхождения.
. Проанализировать организацию проведения государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ОО «Равис»
. Сформулировать актуальные проблемы и практические рекомендации по совершенствованию государственной сертификации продуктов животного происхождении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ…………………………………………………..5
1.1 Понятие сертификации……………………………………………………….5
1.2 Закон РФ « О сертификации продукции и услуг»………………………….7
1.3 Федеральный закон « О техническом регулировании»…………………...11
2 ФОРМЫ СЕРТИФИКАЦИИ……………………………………………….14
2.1 Добровольная и обязательная сертификация……………………………...14
2.2 Декларированная сертификация……………………………………………17
2.3 Порядок проведения сертификации………………………………………..17
3 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «РАВИС»…21
3.1 Организация проведения сертификации продукции……………………...21
3.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…34

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности  продукции для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей  качества продукции, заявленных  изготовителем.

- если международным  договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора (Раздел 1, ст. 3).

В развитие положений  Закона были изданы подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулировали деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе были установлены  цели сертификации, определен национальный орган по сертификации - Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Цели сертификации:

- создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям  в выборе товара и защита  их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности  продукции для жизни, здоровья  и имущества людей и окружающей  среды;

- подтверждение показателей  качества продукции, заявленных  изготовителем. Закон определяет  правовые основы организации системы сертификации. В Законе были установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» неоднократно оперировал сочетанием «подтверждение соответствия», однако ни в одной из своих редакций так и не выделил его в самостоятельное понятие. Лишь в августе 1999 г. (в ГОСТ 1.12-99) было закреплено, что подтверждение соответствия - это деятельность, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям. Позднее это понятие в аналогичном значении появилось и в Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации 1999 г. Впоследствии, в связи с введением в действие новых Правил по проведению сертификации в Российской Федерации 2000 г., понятие «подтверждение соответствия» было сформулировано уже более конкретно. Под ним стала пониматься процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

 

    1. Федеральный закон « О техническом регулировании»

 

В последние годы стало  очевидным, что интеграция России в мировую хозяйственную систему требует совершенствования российской системы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение российской системы сертификации, так и нормативное базировались на рекомендациях ИСО/МЭК.

В целях перехода на новые  принципы подтверждения соответствия 27.12.2002г. был принят Федеральный закон  «О техническом регулировании» №184-ФЗ (далее - Закон №184). Основная идея этого  Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО. После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Закон «О техническом регулировании» внес изменения в понятие «сертификация» - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора.

Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребовал надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, пересмотра базы сертификации и внедрения ее в практику. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование  в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования - принятие технических  регламентов (ТР), которые принимаются  в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов - безопасность.

При разработке технических  регламентов в качестве базовой  основы берётся европейская модель, но также используется действующее  российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень - это  технические регламенты, в которых  сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень - стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации - это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению регламентов.

Такой подход дает возможность  более эффективно разрабатывать  технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент - это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность

 

  1. ФОРМЫ СЕРТИФИКАЦИИ.

 

    1. Добровольная и обязательная сертификация.

 

Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции  обязательным требованиям, установленным  законодательством. Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детализированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видами продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены  законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных  законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом  РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях  подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между  заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 системы добровольной сертификации.

Примерами систем добровольной сертификации могут быть:

Система стоимостной  оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная  АОЗТ «ЭкоНива»;

 Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).

 

    1. Декларированная сертификация

 

Декларация о соответствии продукции представляет собой специальный документ, который подтверждает, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям, предъявляемым к ней положениями технического регламента. Декларирование соответствия во всем мире считается более прогрессивной формой подтверждения качества медицинских препаратов.

Информация о работе Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»