Этапы создания системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей поэтапного создания системы менеджмента качества.
Задачи:
Изучить литературу по истории управления качеством;
Проанализировать вклад российских ученых в развитие науки управления качеством;
Изучить структуру создания системы менеджмента качества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
История развития науки управления качеством…………………………....4
Вклад российских ученых в развитие науки управления качеством……...9
Создание системы менеджмента качества…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

контр. работа.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 

Высшего профессионального  образования

 

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине        Проектирование систем качества

 

 

на тему       Этапы создания системы менеджмента качества

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Преподаватель   Рудницкая В. В.

 

                                                                                         Студент          Гисматуллин Руслан

                                                                                               Исламович

 

Направление  Управление качеством

 

Группа  УК-11 СР

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013г.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. История развития науки управления качеством…………………………....4
  2. Вклад российских ученых в развитие науки управления качеством……...9
  3. Создание системы менеджмента качества…………………………………19

Заключение………………………………………………………………………….31

Литература…………………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.

Система качества – это, прежде всего, определенный способ организации дела на предприятии, позволяющий поставлять потребителю такую продукцию, которая ему нужна. Для руководителей предприятия система качества – это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.

Цель: изучение особенностей поэтапного создания системы менеджмента качества.

Задачи:

  1. Изучить литературу по истории управления качеством;
  2. Проанализировать вклад российских ученых в развитие науки управления качеством;
  3. Изучить структуру создания системы менеджмента качества.

В данной работе представлено развитие науки управления качеством  от индивидуальной формы организации  до системной организации работ  по качеству. Уделяется внимание вкладу российских ученых в развитие управления качеством, которые сформулировали теоретические и методологические основы управления качеством, теорию и практику стандартизации, разрабатывали фундаментальные и прикладные направления управления качеством. Одним из основных достижений отечественных ученых является формирование квалиметрии. В третьей части работы представлено поэтапное формирование системы менеджмента качества на предприятии.

  1. История развития науки управления качеством

Для понимания роли и места управления качеством в деятельности предприятия  и организации важен анализ этапов эволюции научной мысли и практических работ по развитию менеджмента качества в сравнении с тенденциями  развития общего менеджмента.

Управление качеством  как самостоятельная область  научной и практической деятельности стала формироваться в начале XX в. В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие этапы эволюции деятельности в этой области [5, с. 54]:

1. Индивидуальная форма  организации работ по качеству.

2. Цеховая форма организации  работ по качеству.

3. Индустриальный этап.

4. Системная организация  работ по качеству.

Первый  этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. При индивидуальном контроле качества, действовавшем в производстве до конца XIX в., один работник или небольшая группа работников несли ответственность за изготовление изделия, и, следовательно, каждый из них мог полностью контролировать качество результата своего труда, обеспечивая тем самым качество изделия. При этом работникам нужно было выполнять работу, определяемую заданной моделью (чертежом, рисунком, шаблоном и т. п.). Уже в этой начальной форме организации работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически все элементы современного процесса управления качеством:

- выявление потребности;

- определение того, какой  должна быть продукция и какими  средствами это будет достигнуто;

- установление последовательности  и точности выполнения операций  по изготовлению задуманной продукции;

- периодический контроль  своей работы;

- внесение корректировок  в процесс, чтобы изделие получилось  таким, каким его задумал мастер (обратные связи) и т.д.

Второй  этап — цеховая форма организации работ по качеству — исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. По мере развития цеховой формы функция контроля стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.

Цеховой контроль опирался на принципы научного менеджмента, разработанные известным американским специалистом Ф. Тейлором (1856-1915). В соответствии с этими принципами при контроле использовались два предела допустимого качества. В чертежи вводились нижняя и верхняя границы допусков, а у шаблонов появились два типа калибров: пропускные и непропускные. Главным в методологии Тейлора было задать допуск на показатель качества продукции, измерить его значение и разделить продукцию на годную и дефектную в зависимости от попадания значения показателя в допуск.

Накануне Второй мировой войны развитие массового производства на промышленных предприятиях и увеличение объемов выпускаемой продукции привели к обособлению технического контроля от производственных операций, к его организационному оформлению в самостоятельный профессиональный вид деятельности.

Новая организация работ по контролю предопределила постановку проблемы обеспечения качества производственных процессов. Решение данной проблемы связано со статистическим контролем качества.

Ряд специалистов, работавших над  этой проблемой, впоследствии стали  широко известными учеными в области  качества (У. А. Шухарт и Дж. М. Джуран). В середине 1930-х гг. они разработали и применили на практике статистический метод контроля, основанный на использовании контрольной карты с границами регулирования (карты Шухарта). Исходя из того что всякий производственный процесс информативен, У. А. Шухарт разработал простые методы, посредством которых можно последовательно заносить на специальную карту средние результаты замеров (например, геометрических размеров деталей, обрабатываемых на токарном станке). Таким образом, делалась серия графических отображений, которые фиксировали имеющиеся в процессе изменения. Полученная информация могла использоваться для определения выхода параметров за пределы статистических контрольных границ и выявления неслучайных отклонений.

Индустриальный  этап развития организации работ по качеству связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для этого этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. В этот период вопросы качества стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами. Развитие производства и возрастающая роль качества продукции и требовали сделать следующий шаг в развитии форм организации работ в этой области с целью усиления взаимодействия всех заинтересованных подразделений и служб.

До 1960-х гг. требуемое качество продукции  достигалось главным образом  за счет использования средств и  методов технического контроля. Появившиеся в начале 1960-х гг. новые структуры служб технического контроля были ориентированы на рост объемов выпускаемой продукции и снижение расходов на качество при сохранении высокой энерго- и материалоемкости. Контроль качества стал областью специализированной деятельности, направленной на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профилактического характера. С этой целью на предприятиях стали создаваться специальные службы управления качеством, в состав которых наряду с группой (отделом) технического контроля включались группы, ответственные за: планирование и координацию работ в области качества всех подразделений предприятия; разработку нормативно-организационных документов по качеству, работу с поставщиками в области качества, анализ надежности изделий и причин их дефектов и отказов и др.

Комплексное управление качеством, объединяющее элементы организационного и технического руководства, позволило многим фирмам добиться значительных результатов в улучшении качества продукции и снижении расходов на нее.

На базе общей методологии комплексного управления качеством в 1960-1970-х гг. в разных странах с учетом их национальных и экономических условий были сформулированы специфические организационные подходы подразделения, специализирующегося исключительно на организации обеспечения качества продукции.

Четвертый этап называется этапом системной организации работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать эти работы со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества как в России, так и за рубежом.

Конец 1980-х гг. ознаменовался появлением новой методологии обеспечения  качества продукции на основе международных  стандартов 180 серии 9000 (МС ИСО серии 9000). Согласно данной методологии, создание на предприятии эффективных и результативных систем менеджмента качества, отвечающих положениям стандартов ИСО, является гарантией удовлетворенности требований потребителей.

Пятый этап. С 1990-х гг. формируются различные отраслевые версии международных стандартов в области качества, отчасти представляющие некоторые модификации МС ИСО 9000. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Разрабатывается серия 150 серии 14000 (МС ИСО серии 14000), устанавливающая требования к системе экологического менеджмента на предприятии. Этот же период характеризуется активизацией на предприятиях концепции Всеобщего управления качеством (TQM). Основные принципы TQM положены в основу последней действующей версии МС ИСО серии 9000 (версия 2000 г.), а также в основу модели самооценки деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству, которые в настоящее время активно развиваются на национальном, региональном и международном уровне.

Существенно возросло влияние гуманистической  составляющей качества, усиливается  внимание руководителей предприятий  к удовлетворению потребностей своего персонала.

Эволюция форм и методов  организации работ по качеству взаимосвязана  с изменением научных подходов к управлению им. Формирование ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлено расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции (услуг). Введение этого понятия стало одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве.

Таким образом, к настоящему времени управление качеством становится основой управления организацией. Понадобилось практически 80 лет, чтобы осознать необходимость  единства управления и управления качеством  и вновь соединить их, как это  было в начале ХХ в., но уже на новой основе. Главная цель управления качеством на данном этапе — удовлетворение и предвосхищение запросов потребителей, а не просто выпуск продукции, не имеющей дефектов.

С наступлением XXI в. начала развиваться  тенденция формирования интегрированных систем менеджмента, основанных на сочетаниях различных моделей систем менеджмента на предприятии (ИСО 9000, ИСО 14000, отраслевые версии международных стандартов в области менеджмента качества). Развитие этой тенденции в определенной степени свидетельствует об активизации интеграции системы менеджмента качества в общую систему менеджмента.

Информация о работе Этапы создания системы менеджмента качества