Этапы создания системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей поэтапного создания системы менеджмента качества.
Задачи:
Изучить литературу по истории управления качеством;
Проанализировать вклад российских ученых в развитие науки управления качеством;
Изучить структуру создания системы менеджмента качества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
История развития науки управления качеством…………………………....4
Вклад российских ученых в развитие науки управления качеством……...9
Создание системы менеджмента качества…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

контр. работа.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

 

  1. Вклад российских ученых в развитие науки управления качеством.

Значительный вклад в  формирование существующих подходов к  управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то приоритеты отдавались российским ученым, а в чем-то — их зарубежным коллегам.

В России одним из первых после Октябрьской революции 1917 г. был

принят декрет «О введении метрической системы мер и  весов» (14 сентября 1918 г.), имевший важное значение для развития стандартизации. В 1925 г. при Совете труда и обороны был создан Комитет по стандартизации, основной задачей которого была стандартизация требований к качеству. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году принимаются стандарты, позволившие наладить серийное и массовое производство стандартных деталей машин. Данные стандарты стали основой для овладения методами Тейлора по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок.

Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные.

Особую роль в становлении  теории и практики управления качеством  в России сыграло широко развернувшееся в 1920—1930-х гг. движение за научную организацию труда. Это было связано с тем, что импорт в Россию иностранной техники и капитала сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда и менеджмента, в первую очередь идей тейлоризма. В 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил А.К. Гастев — видный общественный деятель, ученый и поэт.

На ЦИТ были возложены  задачи исследования, разработки и  практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных  методов организации труда и  производства, подготовки кадров и  усовершенствования орудий труда. Разработанная его коллективом концепция трудовых установок включала три главных взаимосвязанных направления:

1) теорию трудовых движений  в производственных процессах и организации рабочего места;

2) методику рационального производственного обучения;

3) теорию управленческих  процессов.

Центральная проблема, которую  решал коллектив ЦИТ во главе  с А.К. Гастевым, заключалась в том, как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда.

На своих учебных базах  в 170 городах в институте были подготовлены свыше полумиллиона рабочих  остродефицитных профессий.

Труды А.К. Гастева до сих  пор не потеряли своего научного и  практического значения. А.К. Гастев отмечает, что человек проводит на работе большую часть своей жизни, поэтому необходимо научиться так трудиться, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой [5, с. 62]. Поэтому он предлагал начинать с обучения исполнительской деятельности и переходить к обучению распорядительной, начинать с организации труда и переходить к осмыслению его содержания.

Памятка А.К. Гастева, приведенная  в книге «Как надо работать», включает 16 правил, выполнение которых, по его мнению, должно способствовать формированию трудовой выдержки независимо от вида выполняемой работы.

Особый вклад А.К. Гастев внес в теорию и практику стандартизации. Он уделял большое внимание вопросам методологии разработки стандартов, их обоснованию и классификации, разрабатывал принципы согласования стандартов с определенной научно-технической культурой. Он рассматривал стандартизацию как метод организации всей культурно-технической жизни, образующий особое «стандартизационное хозяйство» страны, где доминирует принцип системности [5, с. 63].

Обобщая вклад А.К. Гастева  в становление российской школы  управления качеством, важно отметить, что опыт работы в дореволюционное  время в период эмиграции на заводе Citroen в Париже, тщательное исследование и критическое использование  подходов Тейлора, активная деятельность в ЦИТе, переписка с компанией Форда — все это привело к формированию концепций, представляющих собой синтез передовой научно-технической мысли того времени и глубокого предвидения необходимых перемен.

Таким образом, в 20—30_х гг. XX в. несмотря на то, что управления качеством в современном его понимании еще не было, происходит процесс зарождения его истоков.

Останавливаясь на достижениях  российской школы управления качеством, необходимо выделить следующие приоритетные направления, отражающие этапы ее становления и развития [5, с.63]:

- разработка методологических основ системного подхода к управлению качеством;

- внедрение на отечественных предприятиях систем управления

качеством;

- формирование квалиметрии как области научных знаний;

- развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции;

- разработка основ экономической теории качества;

- разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством;

- анализ затрат на управление качеством труда и продукции;

- активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации.

Российская школа управления качеством является одной из сильнейших в мире в теоретико-методологическом и методическом подходах к исследуемой проблеме. Если 1920–1930-е гг. характеризуются развитием стандартизации,  форм и методов научной организации труда, то конец 1960-х, а также 1970-е гг. по праву можно назвать периодом расцвета российской школы УК.  Именно в это время формируется целая плеяда выдающихся ученых,  чьи научные взгляды на долгие годы определили подходы к УК,  причем,  не только в нашей стране, но и в мировом сообществе. При этом Россия, выступая в роли генератора идей, мозгового центра по разработке методологии УК, в настоящее время вынуждена перенимать зарубежные подходы, родиной которых она же и является.

Значительный вклад в  становление и развитие теории и  практики управления качеством внесли такие отечественные ученые, как Г.Г. Азгальдов, О.К. Антонов, А.В. Гличев, Б.В. Гнеденко, К.И. Клименко, М.И. Круглов, Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, В.П. Панов, Д.Л. Томашевич, Я.Б. Шор, Л.Я. Шухгальтер и др.

Одним из выдающихся российских ученых, внесших огромный вклад в развитие теории и практики управления качеством как в России, так и за рубежом, был В.В. Бойцов. Он сформулировал теоретические и методологические основы управления качеством всех элементов жизненного цикла технических объектов. Именно В.В. Бойцов стоял у истоков создания современной отечественной государственной системы стандартизации, эталонной базы страны, занимающей важнейшее место в решении вопросов организации производства и улучшения качества продукции. С 1963 по 1984г. он возглавлял Госстандарт СССР.

Важнейшим звеном в творческом наследии В.В. Бойцова является развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их автоматизации. В.В. Бойцов, рассматривая проблемы организации управления качеством изделий машиностроения, выделял возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий.

Большое внимание в своих  работах В.В. Бойцов уделял вопросам формирования и функционирования систем качества, планирования качества продукции, стимулирования повышения качества, сертификации продукции.

На посту президента Международной  организации по стандартизации В.В. Бойцов был одним из инициаторов  и участников создания системы стандартов ИСО серии 9000, получивших наибольшее распространение в мире. Он являлся представителем отечественной научной школы, непосредственно связанной с разработкой и внедрением в практику деятельности российских предприятий системного подхода к управлению качеством.

Одним из создателей теории управления качеством считается А.В. Гличев — автор более 300 научных трудов в области эффективности летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации.

В течение 20 лет он руководил  Институтом стандартизации Госстандарта СССР — ВНИИС; избирался президентом  и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую академию проблем качества.

Под руководством А.В. Гличева осуществлялись разработки фундаментальных и прикладных направлений управления качеством. В его трудах большое внимание уделяется исследованию природы качества, взаимосвязи категорий «качество» и «потребительная стоимость»; методологии системного подхода к управлению качеством; проблемам сертификации; вопросам эффективности систем управления качеством, принятия решений и мотивации в системах качества; подготовке персонала в области управления качеством; проблеме соотношения качества и духовности и многим другим вопросам, составляющим содержание науки и практики управления качеством.

Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960-х гг. группа научных работников (Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский, Ю.П. Кураченко, Д.М. Шпекторов, В.П. Панов, М.В. Федоров) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисциплины — квалиметрии.

Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии [5, с.66]:

- обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и управляющих им решений;

- разработка методик определения численных значений выбранных показателей, выбор исходных данных и определение требований к точности последних;

- разработка методик определения оптимальных значений показателей качества;

- постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и технических требований;

- разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

- использование статистических методов исследования и др.

Становление и развитие квалиметрии  оказали существенное влияние на теорию и практику управления качеством. Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направление в  российской школе управления качеством  — экономикостатистическое.

В развитие этой области  значительный вклад внесли В.И. Сиськов, А.М. Длин, А.Я. Боярский, Я.И. Лукомский, Я.Б. Шор и др. Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х г. Центральным научно-исследовательским институтом кожевенной промышленности. В 1955 г. А.Я. Боярский сформулировал основы экономико-статистического направления в исследовании качества продукции. В начале 1964 г. НИИ Центрального статистического управления СССР было принято решение о разработке методики экономико-статистической оценки качества продукции.

Концепция экономико-статистического направления достаточно подробно изложена в работе В.И. Сиськова «Экономико-статистическое исследование качества продукции».

Ученые этого направления  считали, что разработка единого  комплексного показателя качества неприемлема  с точки зрения практики. В рамках экономикостатистического направления признается, что качество продукции имеет две стороны: производственную и потребительскую (экономическую). В соответствии с этим различаются производственное и потребительское качества продукции, которые оторваны друг от друга во времени. Производственное качество характеризуется совокупностью свойств, предусмотренных техническими условиями.

Потребительское качество характеризуется  определенным результатом потребления, полезностью вещи в процессе использования  продукции потребителями. Система информации носит в этом случае экономический характер.

При этом представители исследуемого направления выделяют два важнейших  условия эффективного управления качеством [5, с. 68]:

1) органическое включение  экономической информации в процесс управления качеством на предприятии-изготовителе;

2) обеспечение обратной  связи между экономической информацией  о качестве продукции, получаемой  потребителем, и производственной  информацией о качестве, получаемой  изготовителем.

Еще одно направление, сформировавшееся в российской науке управления качеством, получило название экономической теории качества. Наиболее яркими представителями данного направления являются Д.С. Львов, Л.А. Долгих, И.А. Березанский, В.И. Седов, Ю.А. Зыков, Н.П. Макаркин, Ю.В. Богатин, Л.Б. Сульповар, М.Е. Ломазов и др.

Значительное место в  рамках данного направления занимали вопросы, связанные с исследованием  качества как экономической категории, соотношением категорий «потребность»  и «качество», определением экономической  эффективности повышения качества промышленной продукции, оптимизацией ее качественных параметров.

Информация о работе Этапы создания системы менеджмента качества