Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании .doc

— 120.43 Кб (Скачать файл)

В период 2012-2014 годов будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

Взимание налогов и  сборов может оказывать различные  эффекты на поведение экономических  агентов, создавать различные стимулы  как для организаций, так и  для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной  системы. При этом с учетом необходимости  обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе  следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой  политики основными источниками  повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать  как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [18, c.87].

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе  услуги социального характера. Стимулирующая  роль налоговой системы по перечисленным  направлениям сохранится.

Таким образом, внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах планируется по следующим  направлениям [41].

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

3. Акцизное налогообложение.

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями

5. Налог прибыль организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

8. Введение налога на  недвижимость.

9. Налоговое администрирование.

3.2 Разработка  рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет

федеральный налог сбор доход бюджет

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок. Необходимыми признаками любой  действенной системы налогового контроля являются [48, с.123]:

  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;
  • увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

В настоящее время продолжается работа по дальнейшему совершенствованию  процедуры отбора и разрабатывается  единое программное обеспечение, внедрение  которого позволит автоматизировать процесс  отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровней, динамики, соотношений  различных отчетных показателей  от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.

Однако в настоящее  момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых  органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых  даже на имеющейся далеко не самой  совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты [37, с.26].

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Наиболее перспективным  выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений  от таких проверок.

Также одной из действенных  форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что  весьма полезным в работе налоговых  инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также  значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит  в выезде сотрудников отделов  одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции [45, с. 95].

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов  России, в настоящее время получили мировое распространение факты  уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения  бухгалтерского учета, ведения его  с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение  размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях [47, с.226].

Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии  достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления – учетно-аналитическая  информация, позволяющая оценить  финансовые возможности, принять эффективные  управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет  построена информационная система (в соответствии с региональными  особенностями объекта управления, существующей методологией), зависит  достижение цели и выполнение задач  управления, а значит, и эффективность  управления.

Больший эффект достигается  при создании многопользовательских  банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих  от подразделений организаций в  соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие  места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота  и актуальность информационного  банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей.

Появление нормативного определения  понятия «информация» в Федеральном  законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не способствовало возникновению на этой основе нормативного определения  экономической, правовой, и тем более  «налоговозначимой» информации.

Для того чтобы раскрыть сущность и роль информации в налоговом  процессе, определить ее значимость при  проведении контрольных мероприятий, необходимо определить основные критерии формирования информационных данных, классифицировать потоки поступающей  в налоговые инспекции информации, а также определить основной состав участников информационный обмена в налоговой сфере.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

  • непрерывность – обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
  • системность – создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
  • актуальность – своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
  • полнота – наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
  • достоверность – предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.

Право налоговых органов  на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено  НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному  запросу справки по операциям  и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Информация, поступающая  от сторонних организаций, весьма объемна  и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

По периодичности поступления  информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.

К информации, поступающей  нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках  с недвижимым имуществом и многие другие сведения.

По степени обязательности информационные потоки можно разделить  на обязательные и необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами  президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами [2].

По результатам проведенных  в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе  внутренней отчетности.

Информационной базой  для анализа результатов эффективности  контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая  отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты  анализа налоговых поступлений  невозможно обойтись без соответствующих  статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной  статистической отчетности.

В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических  лиц, получают от плательщика: налоговые  декларации (расчеты по налогам); баланс и приложения к нему (бухгалтерскую  отчетность); сведения об учетной политике предприятия; сведения о смене должностных лиц предприятия; актуальную информацию о счетах плательщика в банках; актуальную информацию о сфере деятельности плательщика; документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам; пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.

Итак, совершенствование  методов обработки информации, наличие  автоматизированных информационных систем и эффективный обмен информационными  ресурсами между участниками  налоговых правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической  работы. Сосредоточение в налоговых  органах практически полной информации о методах ухода от налогообложения  и конкретных минимизационных схемах, наличие полной сводной информации о налогоплательщике из разных источников выводят их на иной уровень информированности, и позволяют значительно повышать эффективность налогового контроля Анализ отечественной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование  отношений в сфере качественного  информационного обмена в налоговой  сфере, показал, что она находится  в стадии становления, а пробелы  в нормативном регулировании  зачастую компенсируются многосторонними  соглашениями либо подзаконными актами. Развитие информационного взаимодействия между участниками налоговых  правоотношений и информационного  обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов  и совершенствования налоговой  системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального  эффекта требуется соответствующее  нормативное правовое регулирование  информационных потоков в налоговой  сфере, наличие действенного механизма  его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации  всех её публичных и частных субъектов [16, c.19].

Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны