Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании .doc

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Доходы федеральных целевых  бюджетных фондов обособленно учитываются  в доходах федерального бюджета  по ставкам, установленным налоговым  законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год[1].

За последние годы наблюдается  тенденция к снижению доли доходов  федерального бюджета к ВВП, так  в 2007 году доходы федерального бюджета  составили 7779.1 млрд.руб., что составляет 33% к ВВП.

Анализируя доходы федерального бюджета за период 2008-2010гг. мы наблюдаем увеличение поступлений, т.е. 2005 - 5127, 2006 - 6276, 2007 – 7779.

В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют наибольший удельный вес, около 60% от общего объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в налоговых  доходах занимают доходы от Единого социального налога, налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость и налогов от добычи и использования природных ресурсов.

В период с 2009 по 2011гг. мы наблюдаем увеличение доходов федерального бюджета от налога на прибыль организации. Значительный рост наблюдается в структуре доходов от налога на добавленную стоимость как товаров производимых на территории РФ, так и ввозимых на территорию РФ Индексация ставок акцизов увеличила налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, что привело к росту доходной части федерального бюджета на 3,13% от общего объема доходов федерального бюджета в 2009г. по сравнению с предыдущими годами.

В связи с индексацией  специфических ставок акцизов (кроме  акцизов на нефтепродукты), а также  централизацией в федеральном бюджете  поступлений по акцизам на табачные изделия, налоговые доходы федерального бюджета за последние годы также  имеют тенденцию к увеличению 2008г - 872,3 млрд.руб., 2009г. - 1116,7 млрд.руб., 2010г. - 1157,4 млрд.руб..

Что касается доходов от взимания государственной пошлины  в 2009г. Доходы увеличились на 2,3 млрд.руб. по сравнению с 2008, а в 2010г. на 3,7 млрд.руб. по сравнению с 2009г.

 

2.3 Оценка объема  федеральных налоговых поступлений  в бюджет

 

Всего в 2010году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. р., что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10% [50].

Снижение поступлений  в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный  бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой  на нефть (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1- Поступления доходов администрируемых УФНС России по РМ в федеральный бюджет за январь-декабрь 2008-2010 гг. 1  [51].


 

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в бюджет Российской Федерации на 1 августа 2010г. составила 801,7 млрд.р. По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 18,7%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 28,3%, налогу на добавленную стоимость - на 17,2%. Уменьшилась задолженность по акцизам в целом на 11,7%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 15,6% [51].

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2010г. составила 477,3 млрд.р. и  увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 7,6%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения(без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций),в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд.р. По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 3,4%, налога на добычу полезных ископаемых - на 67,3%, налогу на прибыль организаций - на 7,9%, акцизам в целом - на 3,6%, налогу на добавленную стоимость - на 1,3% [53].

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2011г. составила 356,3 млрд.р. и сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 9,8%.

 

Рисунок 2.2 - Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджет РФ, млрд.р  [50].

Таблица 2.3 - Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011 года

Показатели

Задолженность

Из нее

млрд. 
р.

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд.р.

в % к итогу

млрд.р.

в % к итогу

Всего

679,7

100

278,4

100

395,8

100

в том числе:по федеральным налогам и сборам

557,5

82,0

194,3

69,8

359,7

90,9

в том числе: налог на прибыль  организаций

162,5

23,9

46,0

16,5

115,8

29,3

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и ввозимые из Республики Беларусь

       308,8

45,4

113,4

40,7

193,5

48,9


 

 

Продолжение таблицы 2.1

из него НДС на товары реализуемые на территории РФ

307,4

45,2

112,7

40,5

192,9

48,7

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

6,1

0,9

2,6

0,9

3,4

0,9

из них НДПИ

3,2

0,5

1,5

0,5

1,7

0,4

акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории РФ и ввозимым из Республики Беларусь

28,1

4,1

6,6

2,4

20,9

5,3

из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе  этиловый спирт-сырец из всех видов  сырья)

8,2

1,2

2,3

0,8

6,0

1,5

табачную продукцию 

0,3

0,0

0,0

0,0

0,3

0,1

автомобильный бензин

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,0

легковые автомобили и  мотоциклы

0,6

0,1

0,0

0,0

0,6

0,2

дизельное топливо

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,0

Пиво

0,4

0,1

0,2

0,1

0,1

0,0

алкогольную продукцию с  объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

13,0

1,9

2,7

1,0

10,3

2,6

остальные федеральные налоги и сборы

52,1

7,7

25,6

9,2

26,2

6,6


 

Из таблицы видно, что  недоимка по налоговым платежам на 1 октября 2011г. составила 278,4 млрд. р. (41,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 11,4%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 44,3%, акцизам в целом - на 35,5%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 26,9%, налогу на добавленную стоимость - на 1,6% [51].

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 15,1% и составила 29,3 млрд. р. (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011 года [51].

Показатели

Задолженность

Из нее

млрд.р.

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.р.

в % к итогу

млрд. р.

в % к итогу

Всего

13,8

100

2,7

100

11,0

100

в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации

11,8

85,6

2,3

84,6

9,4

85,8

Фонд социального страхования  Российской Федерации

0,8

5,7

0,2

6,6

0,6

5,5

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

0,1

0,4

0,0

0,5

0,0

0,4

территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

1,2

8,3

0,2

8,3

0,9

8,3


 

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 25,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 29,7% и составила 39,9 млрд.р. [51].

Таким образом, по данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в бюджет Российской Федерации на 1 августа 2010г. составила 801,7 млрд.р. Задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения(без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций),в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд. р.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3 Совершенствование действующей практики взимания федеральных налогов в РФ

       

          3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета

 

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 подготовлены в рамках составления  проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления  налоговой политики являются одним  из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации [41].

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой  сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и  долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения [14, c.52].

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Налоговая политика ближайших  лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти, предусмотренное  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов  бюджетной системы, не обусловленных  напрямую мировыми ценами на нефть. В  то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной  системы.

Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны