Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании .doc

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Курсовая работа содержит 61 страницу, 4 таблицы, 2 рисунка, 51использованных источников.

НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НДС, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НДПИ, АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Объектом исследования является УФНС России по Республике Мордовия.

Предмет курсовой работы – формирование доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов.

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных  налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма  взимания и мобилизации федеральных  налогов в доходной части федерального бюджета.

В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и  синтеза.

Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Область применения – в  практике налоговых и иных органов, обладающих определенными властными  полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Эффективность полученных результатов  выражается в выработке рекомендации по усовершенствованию взимания федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации.

 

 

Содержание

Введение

5

1 Теоретические  аспекты значения и роли федеральных  налогов в формировании доходов  бюджетной системы

 

8

1.1 Понятие, экономическая  сущность и значение федеральных  налогов в формировании доходов  бюджетной системы

 

8

1.2 Правовое регулирование  федеральных налогов в РФ

13

1.3 Актуальные проблемы  формирования бюджета за счет  федеральных налоговых поступлений

 

16

 

2 Анализ формирования  доходов бюджета Республики Мордовия  за счет федеральных налогов

 

 

21

2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ

 

21

2.2 Исследование механизма  формирования  доходов за счет  федеральных налогов

 

26

2.3 Оценка объема федеральных  налоговых поступлений в бюджет

29

 

3 Мероприятия  по совершенствованию формирования  федеральных  налоговых поступлений  в бюджетную систему РМ

 

 

35

3.1 Пути реформирования  федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального  бюджета

 

35

3.2 Разработка рекомендаций  по повышению результативности  налогового контроля за правильностью  исчисления и своевременностью  поступления федеральных налогов  и сборов в федеральный бюджет

 

 

38

3.3 Возможности применения  зарубежного опыта взимания федеральных  налогов и их мобилизации в  доходную часть федерального  бюджета в отечественной практике

 

 

44

Заключение

52

Список использованных источников

55


 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике становятся федеральные налоги и сборы. Они призваны обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач[14, c.55]. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Данная тема сложна, интересна  и в то же время важна, потому что  одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков [19, c.59].

К федеральным налогам  и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина.

Степень научной  разработанности проблемы. Фундамент науки о налогах был заложен У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, Ф. Кенэ и А. Тюрго. Дальнейшее развитие наука о налогах получила в трудах Э. Селигмана, Ж. Сэя, С. Сисмонди, Дж. Милля, А. Маршалла, а также представителей более поздних школ – Дж. Кейнса, П. Самуэльсона, М. Алле, М. Фридмана, Дж. Стиглица, Гр. Мэнкью, А. Лаффера, К. Макконнелла, С. Брю, С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. Значительный вклад в разработку теории налогообложения внесли наши соотечественники: И.Т. Посошков, Н.И Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров, И.М. Кулишер, М. Буланже, И.И. Янжул. Активное участие в исследованиях проблемы налогооболожения принимают А.В. Толкушкин, В.М. Пушкарева, В.Г. Пансков, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина, И.В. Караваева, Р.Г. Самоев, Л.Г. Ходов, Л.И. Якобсон, И.В. Горский, Д.Г. Черник, А.В. Брызгалин, С.Г. Пепеляев и др. Перечисленные ученые и мыслители внесли существенный вклад в развитие теории налогообложения.

Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических основ исследования взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета.

В соответствии с целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- изучить сущность и значение федеральных налогов и сборов и их роль в формировании доходов федерального бюджета;

- рассмотреть нормативно-правовые основы исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов;

-   указать проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета;

- провести исследование динамики и структуры поступления федеральных налогов и сборов в доходную часть федерального бюджета;

- провести исследования механизма исчисления федеральных налогов и сборов;

- проанализировать объем поступления федеральных налогов и сборов в бюджет;

- предложить пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета;

- представить разработку рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет;

- указать возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике.

Объект исследования – УФНС России по РМ.

Предмет исследования – механизм взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета.

Информационной базой  написания данной курсовой являются статистические сведения по федеральным  налогам и сборам Российской Федерации, а также законодательные акты по данному объекту.

 

1 Теоретические  аспекты значения и роли федеральных  налогов в формировании доходов  бюджетной системы

 

1.1 Понятие, экономическая  сущность и значение федеральных  налогов в формировании доходов  бюджетной системы

 

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [19, c.18].

Прежде всего, необходимо отметить, что налоговая система  представляет собой весьма сложное, постоянно развивающееся социальное образование, тесно связанное с  развитием государства и экономики.

Действующая в настоящее  время российская налоговая система  по своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения юридических  и физических лиц, применяемым в  странах с рыночной экономикой.

Созданные в различных  странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые  группируют по разным признакам. Группировка  налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых  ставок и объектов обложения и  ряду других признаков представляет собой классификацию налогов.

В первую очередь, налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень  власти устанавливает важнейшие  элементы налога и вводит его в  действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные  и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные  налоги подразделяются на федеральные  и региональные (налоги субъектов  Федерации). В связи с этим систему  налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

Указанные налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они  поступают, а по тому, какой уровень  власти устанавливает непосредственно  сам налог. Федеральные налоги в  Российской Федерации установлены  Налоговым кодексом и являются обязательными  к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и  являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации [22, c.19]. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно  в соответствующий бюджет. Распределение  большинства налогов между бюджетами  разных уровней в Российской Федерации  осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих  бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации  устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в  соответствующих бюджетах с целью  осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Одновременно с этим следует  отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в  налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Вместе с тем первые четыре налога являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков – юридических лиц.

Современная трехуровневая  налоговая система Российской Федерации  достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд  существенных изменений. Все они  были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей  рыночным отношениям и предоставляющей  возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных  налогов, регулирующих налогов и  неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все  же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность  и совершенствование налогового права [42, c.56].

Четкое распределение  налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы  в условиях рыночной экономики. Совершенствование  налоговой системы в настоящее  время должно идти по направлению  распределения налогов - расширения части второй Налогового кодекса  РФ.

Федеральные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации [18, c.49].

К федеральным налогам  и сборам отнесены: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Важнейшим элементом налоговой  системы является налог на добавленную  стоимость (НДС), который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения [23, c.96].

НДС занимает 2-е место  среди источников формирования бюджета. В настоящее время НДС –  основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

Налог на добавленную стоимость  – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание  обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление  налога в бюджет.

Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны