Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании .doc

— 120.43 Кб (Скачать файл)

НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая не зависит  от текущих материальных затрат. В  бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой  продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже  готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и  случается. Плательщик налога не несёт  на себе тяжесть налогового бремени, связанного с взиманием НДС при  покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку  компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем  потребителе продукции процесс  переложения налога заканчивается.

НДС имеет свои достоинства  и недостатки, но западная практика использования НДС показывает, что  налог обеспечивает устойчивую и  широкую базу формирования бюджета  благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль выравнивателя  стоимостных колебаний в экономике  при условии равновесия между  денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов [16, c.49].

Еще один из наиболее важных федеральных налогов – это  налог на прибыль организаций  – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль  является федеральным регулирующим налогом и занимает центральное  место в системе налогообложения  предприятия, организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а  также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль, вторична но не малозначительна. По доле поступления налогов в консолидированный бюджет он занимает далеко не последнее место.

Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

          Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.

Приобретая товар, в цену которого включён акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет, является продавец.

Налоги – один из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчётный доход и прибыль  предприятия.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного  бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они  должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию  экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

 

         1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ

 

Федеральные налоги устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней.

Можно выделить несколько  групп регулирующих федеральные  налоги и сборы.

В первую группу попадают положения  Конституции РФ, которая относит  установление общих принципов налогообложения  на территории страны к сфере совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Кроме того, к ведению федеральных  органов государственной власти относятся вопросы определения  списка налогов и сборов, взимаемых  в РФ, установления федеральных налогов  и сборов. Конституция РФ так же определила, что международное законодательство имеет приоритет над федеральным  законодательством. Некоторые международные  договоры будут рассмотрены в рамках данного раздела [33, c.45].

Во вторую группу необходимо отнести законодательные акты, которые  устанавливают основы налоговой  системы РФ. Первым таким законом  стал Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». Этот закон, впервые в нашей стране, урегулировал налоговые правоотношения, определил общие положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой  системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок  установления налогов; обязанности  и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и  их должностных лиц; обязанности  банков и ответственность их должностных  лиц в области налогообложения. В настоящее время Закон РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» в связи с вступлением в силу в 1999 г. первой части Налогового кодекса РФ. Окончательно положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» перестали действовать с 1 января 2005 года, когда был утвержден новый список налогов и сборов, взимаемых в России. Часть первая НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. В 2000 году вступила в силу вторая часть НК РФ, которая устанавливает порядок взимания конкретных налогов и сборов и специальные налоговые режимы. В период с 2000 по 2005 годы во второй части НК РФ были сосредоточены практически все налоги и сборы, взимаемые в России, за исключением земельного налога. Одновременно были отменены законодательные акты, которые устанавливали налоги и сборы ранее [25,с.200]. Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом Кодексе. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это [29,с.111].

Таким образом, реализуя конституционные  нормы, Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором  Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым  кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы  международных договоров РФ.

 

1.3 Актуальные  проблемы формирования бюджета  за счет федеральных налоговых  поступлений

 

Проблема мобилизации  федеральных налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. На сегодняшний день нет  другого аспекта реформы, который  подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране [28,с.243].

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости  обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя  налогов и платежей в РФ в настоящее  время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом  «взять все, что можно». Наиболее яркий  пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составлял 26%, а  с 2011 года их ставка возрасла до 34%). Для  подъема промышленности, сельского  хозяйства необходимы средства. Чтобы  иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально  заплатить все налоги да еще и  вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики [32, c.54].

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введенные привилегии, что  создает дополнительный источник риска  для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в  течение значительного периода  времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых  изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время  продолжает иметь место недостаточная  четкость и ясность положений  нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с  этим ошибки при исчислении налогов  остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил  игры с государством», принятие налоговых  актов задним числом, противоречивостью  законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость  их дополнительного толкования - все  это не только отпугивает иностранных  инвесторов, но и создает серьезные  препятствия в работе отечественных  производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой  инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет  желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности  за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна  разоблачений связанных с незаконными  финансовыми операциями. Теневая  экономика - это наиболее латентный  вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий  большего количества сил и средств  для борьбы с ним, в частности  применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных  деяний в налоговой сфере. От решения  указанных выше проблем зависит  эффективность формирования доходов  бюджетов всех уровней, рост предпринимательской  активности, развитие производства и  в конечном итоге стабилизация экономики  нашей страны [30,с.22].

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введённые привилегии, что  создаёт дополнительный источник риска  для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в  течение значительного периода  времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

При этом обо всех планируемых  изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а  не ставить перед уже свершившимся фактом.

К сожалению, принятый Налоговый  Кодекс требует дальнейших уточнений  и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений  настоящего кодекса.

Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны