Влияние налогового планирования на минимизацию налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

С переходом на рыночные отношения функции налогов расширились, их роль и значение в бюджетном процессе и в национальной экономике в целом существенно возросли. В этой связи, как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и на макроуровне, стали особенно актуальными вопросы налогового планирования и прогнозирования.
Планирование налогов – составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 151.23 Кб (Скачать файл)

Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:

- ограничение  сферы применения налоговой минимизации;

- переквалификация  сделок, то есть признание их  мнимыми (совершенными лишь для  вида, без намерения создать соответствующие  им правовые последствия) или  притворными (совершенными с целью  прикрыть другую сделку);

- доказательство  взаимозависимости организаций  и физических лиц;

- контроль  ценообразования для целей налогообложения;

- применение  к налогоплательщику репрессивных  мер в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения  санкций вплоть до уголовной  ответственности.

Государство в условиях постоянных изменений законодательных актов стремиться постоянно заполнять пробелы в законодательстве, поэтому законодатель регулярно вносит поправки к налоговым законам, прикрывая возможности для снижения налогов.

К пробелам налогового планирования относятся законодательные ограничения. Налогоплательщикам следует учитывать и исполнять следующие из них:

  1. Государственная регистрация, порядок которой регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (редакция от 19.02.2009 года) [3]. При этом для осуществления отдельных видов деятельности, предусмотренных законом, нужно получить лицензию. Порядок получения такого специального разрешения регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ (ред. от 01.07.2009 года) [4];
  2. Постановка на учет. Налогоплательщики должны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (статья 83 – 86 Налогового Кодекса Российской Федерации) [1];
  3. Применение контрольно-кассовой техники (машин). Если хозяйствующий субъект производит расчеты за товары, работы и услуги посредством денежных средств или платежных карт (как с населением, так и с организациями), ему придется применять указанную технику. Данный регламент и его особенности регулируются Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2010 года № 54-ФЗ [5];
  4. Сертификация товаров (работ, услуг). Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2010 года № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2007 года) [6];
  5. Ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бухгалтерского учета регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (редакция от 03.11.2006 года) [7] и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии со статьей 346.24 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] налогоплательщики обязаны вести и налоговый учет.

Меры административного воздействия позволяют ограничить текущее налоговое планирование налогоплательщика. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений; они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций и так далее.

В российской действительности можно выделить также способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования:

  1. презумпция облагаемости. Которая предусматривает, что налогом следует облагать все объекты, за исключением тех, которые прямо перечислены в Налоговом Кодексе Российской Федерации [1];
  2. доктрина «существо над формой», то есть решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате (неуплате) налогов имеет характер фактически сложившихся договорных отношений между сторонами, а не название договора;
  3. доктрина «деловая цель», сущность которой заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества, недействительна, если она не достигает этой цели;
  4. право на судебное обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Таким образом, можно признать, что основные средства борьбы государства с уклонением от налогообложения – это административная и судебная защита интересов бюджета. Решающее значение имеет право на обжалование сделок налоговыми органами.

 

3. Направления снижения  налогов

 

3.1 Оптимизация системы налогообложения

 

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи, с чем можно выделить общие и специальные способы их минимизации.

К общим способам налогового планирования можно отнести:

- принятие  учетной политики организации  для целей налогообложения. Правильное  формирование учетной политики  имеет немаловажное значение, поскольку  налогоплательщику предоставляется  право выбирать способы учета, от которых зависит сумма уплачиваемых  налогов;

- заключение  договоров и совершение сделок, имеющих более низкое налоговое  бремя по сравнению с традиционным  подходом. Например, снижение налогов  за счет использования посреднических  договоров вместо договоров купли-продажи;

- максимальное  использование различных льгот  и налоговых освобождений. Это  стало возможным для различных  групп налогоплательщиков, благодаря  установлению особых режимов  налогообложения:

- для  отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы и другое), наиболее нуждающихся  в государственной поддержке  для обеспечения роста экономики  и экономической безопасности  страны;

- для  отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере  малого бизнеса, инвесторы в порядке  соглашений о разделе продукции  при разработке полезных ископаемых);

- для  отдельных территорий (районы Крайнего  Севера, свободные экономические  зоны и тому подобные), организаций, участвующих в решении социальных  вопросов (трудоустройство инвалидов, помощь в проведении спортивных  мероприятий и другое);

- для  организаций, ориентируемых на экспорт, и других субъектов. Действительно, законодательством устанавливается  немалое количество льгот по  налогам, однако не все хозяйствующие  субъекты используют их в полной  мере.

Специальные методы налоговой оптимизации показаны на схеме 6. Они также могут использоваться организациями, но с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения. К ним относят:

- метод  замены отношений;

- метод  разделения отношений;

- метод  отсрочки налогового платежа;

- метод  прямого сокращения объекта налогообложения;

- метод  делегирования налоговой ответственности  предприятию-сателлиту;

- метод  смены юрисдикции.

Рассмотрим эти методы более подробно.

  1. Одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и так далее) может быть достигнута различными путями. Законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и так далее. Субъект вправе выбирать любой из допустимых вариантов, учитывая эффективность операции как исключительно в экономическом плане, так и с позиций налогообложения.

Суть метода замены отношений заключается в том, что организация при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий ее применения.

Иными словами, одни хозяйственные правоотношения, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, заменяются на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложен6ия, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

Например, замена внутри российского договора на договор экспорта продукции позволяет перейти на обложение налога на добавленную стоимость реализации товаров в режиме экспорта по ставке 0%.

При замене договора купли-продажи основного средства на договор лизинга основное средство должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повышающий коэффициент к норме амортизации; лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства, можно включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.

В случае замены разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными положением организации по системе оплаты труда. Выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.

  1. Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.

Например, отношения по поводу реконструкции здания целесообразно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, поскольку затраты на капремонт в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет чистой прибыли и других средств организации, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

При разделении договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг сумма, уплаченная по второму договору, единовременно относится на себестоимость продукции. Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течении нескольких лет.

  1. Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).
  2. Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность организации. Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений статьи 40 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] (до 20% уровня цен по идентичным или однородным товарам); сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).
  3. Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.
  4. Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений организации в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны легального режима налогообложения базируется на праве субъектов Российской Федерации самостоятельно, в рамках установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации пределов, устанавливать конкретные ставки региональных местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имуществу организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий Российской Федерации (закрытые административные территориальные образования: город Саратов, город Снежинск и другие).

Перечисленные методы в большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективно такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет организации достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и так далее) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.

 

3.2 Минимизация единого социального  налога

 

Единый социальный налог утратил силу с 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ, который принят Государственной Думой 17 июля 2009 года и одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года. Вместо ЕСН введены страховые взносы во внебюджетные фонды. На данный момент ООО «Антей Плюс» является плательщиком страховых взносов, но так как расчеты представлены за 2013 год речь пойдет о едином социальном налоге.

Налогоплательщиками единого социального налога являются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно статье 236 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] объектами налогообложения единого социального налога служат выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом к объектам налогообложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественных прав), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей формируется как сумма выплат и иных вознаграждений (доходов в денежной и натуральной форме), выплаченных работодателем в соответствии с трудовым законодательством за налоговый период своим наемным работникам.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Информация о работе Влияние налогового планирования на минимизацию налогов