Влияние налогового планирования на минимизацию налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

С переходом на рыночные отношения функции налогов расширились, их роль и значение в бюджетном процессе и в национальной экономике в целом существенно возросли. В этой связи, как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и на макроуровне, стали особенно актуальными вопросы налогового планирования и прогнозирования.
Планирование налогов – составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 151.23 Кб (Скачать файл)

- нельзя  строить метод налоговой оптимизации  на использовании зарубежного  опыта налогового планирования  и исключительно на пробелах  в законодательстве;

- нельзя  строить способ оптимизации налогообложения  только на смежных с налоговыми  отраслями права (гражданском, банковском, бухгалтерском и других);

- принцип  комплексного расчета экономии  потерь. При формировании того  или иного способа налоговой  оптимизации должны быть рассмотрены  все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия  в целом;

- при  выборе способа налоговой оптимизации  с высокой степенью риска необходимо  учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в  его пополнении, и так далее;

- при  выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого  круга лиц, необходимо руководствоваться  правилом «золотой середины»: сотрудники  должны с одной стороны, четко  представлять себе свою роль  в операции, а с другой –  не должны осознавать ее цель  и мотивы;

- при  выборе способа налоговой оптимизации  уделяется пристальное внимание  документальному оформлению операций;

- при  планировании метода налоговой  оптимизации, ключевым моментом  которого является не систематический  характер деятельности, следует  подчеркивать разовый характер  операций;

- принцип  конфиденциальности, который означает, что при использовании методов  налоговой оптимизации необходимо  соблюдать конфиденциальность. Распространение  сведений об удачно проведенной  минимизации налогов может иметь  ряд негативных последствий;

- принцип  комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых  способов минимизации налогов).

Внутренний налоговый контроль – это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

- наличие  взаимосвязанных стратегии, бизнес-планов  и бюджетов;

- готовность  администрации осуществлять менеджмент  на основе стратегических и  тактических планов, а также четко  сформулированных принципов управления;

- организация  системы сбора и обработки  информации, ориентированной на  использование сетевых технологий  и ресурсов Интернета;

- выделение  структурного подразделения (лица), ответственного за организацию  налогового менеджмента как целостно-ориентированной  системы;

- разработка  и внедрение схемы налогового  планирования и осуществление мониторинга системы факторов, влияющих на условия ее реализации.

При налоговом планировании в ООО «Антей Плюс» имеют место принципы, представленные на схеме 4 «Принципы налогового планирования на предприятии».

 

2.3 Методы налогового планирования

 

На сегодняшний день экономическая наука не создала специальных методик планирования объемов налоговых платежей. На практике в процессе налогового планирования используются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы: балансовый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа, метод «от достигнутого» и другие. Использование этих методов совершенно правомерно, так как они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов.

Рассмотрим наиболее распространенные из этих методов:

  1. Метод экспертных оценок. В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
  2. Метод моделирования и экономико-математические методы. Конструируются модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделяются его существенные характеристики или признаки. К методам моделирования относят: матричные модели, модели оптимального планирования, экономико-стратегические модели, модели принятия решения, имитационные модели, сетевые модели. К экономико-матричным методам относят линейное программирование, целочисленное программирование, метод межотраслевого баланса, корреляционно-регрессивный метод.
  3. Метод экономического анализа. Налоговая проблема расчленяется на составные части, выделяются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития налоговой системы. Анализ позволяет вскрыть сущность анализируемой проблемы, определить закономерности ее изменения в прогнозируемом периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленной цели.
  4. Балансовый метод. Данный метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации, т.е. он предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе – расчета баланса. Балансовый метод наиболее целесообразен к применению в налоговом планировании при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки, и при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
  5. Нормативный метод. Этот метод находит применение при расчете плановых показателей по действующим нормативам: налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений.

 

    1. Общая схема налогового планирования

 

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования в ООО «Антей Плюс», - это организация бухгалтерского и налогового учета; выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где «С» - различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

Приведем последовательность налогового планирования, состоящую условно из восьми укрупненных процедур.

1. текущее  планирование в первую очередь  предусматривает формирование налогового  поля. В соответствии со статусом  предприятия, на основании его  устава и законодательных актов  в области налогообложения определяется  спектр основных налогов, которые  надлежит уплачивать в бюджет  и внебюджетные фонды. Составляется  налоговая таблица, характеризующая  налоговое поле хозяйствующего  субъекта, в которой каждый налог  описывается с помощью следующих  основных показателей (параметров):

- источник  платежа (статья расходов);

- бухгалтерская  проводка;

- налогооблагаемая  база;

- ставки  налога;

- сроки  уплаты;

- пропорции  перечисления в бюджеты разных  уровней;

- реквизиты  организаций, в адрес которых  делаются перечисления;

- льготы  или особые условия исчисления  налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно  уставу предприятия и на основе  гражданского законодательства  формируется система договорных  отношений (договорное поле). В рамках  текущей предпринимательской деятельности  осуществляется планирование возможных  форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и  др. Каждая сделка должна быть  оценена с точки зрения возникающих  при ней налоговых последствий  на момент подготовки документов, то есть еще до того как  она будет заключена.

Далее выполняются следующие действия.

3. Подбираются  типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять  предприятию.

4. Разрабатываются  различные ситуации с учетом  налоговых, договорных и хозяйственных  наработок.

5. Выбираются  наилучшие варианты, которые оформляются  в виде блоков бухгалтерских  и / или налоговых проводок.

6. Из  оптимальных блоков составляется  журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения  финансового и налогового учета.

7. Оценивается  получение максимального финансового  результата с учетом налоговых  рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное  с налоговой точки зрения размещение  активов и прибыли предприятия.

8. Определяется  альтернативные способы учетной  политики организации.

Учетная политика – это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

- сделать  бухгалтерский учет прозрачным  и доступным в понимании;

- создать  систему налогового учета;

- предусмотреть  определенные направления снижения  налогов, не противоречащие действующему  законодательству;

- построить  такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала  бы своевременному и четкому  решению задач бухгалтерского  учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета.

 

2.5 Налоговые риски и пределы  налогового планирования

 

Налоговое планирование – это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки, и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, то есть налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.

Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства. В приложении к налоговому производству речь идет о мощном арсенале способов и средств налогового контроля, предоставленных налоговым органам, которые должны установить ход осуществления большинства хозяйственных операций и порядок исполнения той или иной сделки. А в случае обнаружения факта незаконного уклонения от уплаты налогов собрать доказательную базу для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Выделяют следующие налоговые риски, связанные с налоговой оптимизацией:

- взыскание  недоимки по налогам;

- взыскание  пени за несвоевременную уплату  налогов;

- взыскание  штрафных санкций (в соответствии  с Налоговым Кодексом Российской  Федерации) [1];

- уголовная  ответственность.

Организация может оптимально выгодно для себя заплатить налоги, использовать максимально возможные налоговые льготы, если она совершила реальную экономически выгодную сделку и при этом в качестве цели преследовала получение прибыли.

Доктрина деловой цели и есть ключ к правильному пониманию истинного смысла оптимизации и способов, как избежать налоговых рисков, с ней связанных. Иными словами, каждая сделка должна быть прозрачной и по возможности ее зарождение должно прослеживаться с самого начала и далее поэтапно. В случае разбирательства проверяющие (будь то налоговые органы либо суд) должны четко понять, почему был выбран тот или иной поставщик, была ли проявлена должная осмотрительность при его выборе (был ли собран необходимый пакет документов, страхующий от нежелательных последствий в случае недобросовестности, в том числе налоговой, этого самого поставщика), в силу каких обстоятельств была сформирована цена сделки (на тот случай, если есть отклонение от рыночного уровня). Если все эти элементы прослеживаются и не вызывают подозрений, то организация может использовать любые виды налоговых льгот и вычетов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации [1], естественно, если условия ее деятельности подпадают под условия, необходимые для этих льгот.

Итак, единственный способ избежать налоговых рисков, связанных с налоговой оптимизацией, - отказаться от несуществующих расходов, мнимых сделок, услуг фирм-однодневок, тщательнее прорабатывать договоры с контрагентами. Те же расходы, которые действительно имеют место, нужно как можно тщательнее обосновать, причем сделать это нужно до момента возникновения расхода в учете, а не после. В ООО «Антей Плюс» все эти требования соблюдаются.

Информация о работе Влияние налогового планирования на минимизацию налогов