Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучить понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации. Изучить применение упрощенной системы налогообложения на конкретном предприятии, сделать необходимые расчеты. И дать рекомендации по совершенствованию организации счетной работы.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике. Наша задача произвести расчет единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. И на основании полученных данных сделать рекомендации для принятия решения, каким выбрать объект налогообложения при упрощенной системе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий  круг предпринимателей смог воспользоваться  данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики  УСНО должны отслеживать все изменения  в налоговом законодательстве, так  как введение нового налога или изменение  названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный  доход (ЕНВД) — специальный налоговый  режим, который применяется в  обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и  организации занимаются следующими видами деятельности:

          1) оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

    1. услуг общественного питания и розничной торговли;
    2. распространения или размещения наружной рекламы.

Существует возможность  «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие  ограничения:

    1. розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);
  1. оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);
  1. оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).

Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно  применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.

Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного  дохода.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю  по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности  учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности  к расширению бизнеса, влечет за собой  желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается3.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и  неоспоримым преимуществом —  снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия НДС  и страховых взносов, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и  систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения  на основе патента — модернизированный  вид УСНО.

Суть этого способа  уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или  год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости — не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Годовая стоимость патента  определяется как соответствующая  налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Преимущество данного  подхода, несмотря на необходимость  соблюдения ограничения по размеру  годовой выручки, в том, что список видов деятельности с возможностью приобретения патента настолько  обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малого предпринимательства. При этом условия работы с покупкой патента намного проще условий УСНО.

Так как возможность  добровольного выбора организацией или ИП предусмотрена только для  систем ЕСХН, УСНО и ее модернизированного варианта в виде патента для ИП, то и оптимизация может быть связана, прежде всего, с этими режимами.

Например, в Налоговом  кодексе РФ до сих пор не установлено, что делать налогоплательщику, если он утратил право на применение УСНО по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, который гласит: «Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 (пункт, в котором перечислены лица, которые не в праве применять УСНО) и 4 (пункт об одновременном применении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям».

Например, в связи с  началом осуществления видов  деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, при которых субъект  не вправе применять УСНО, в случае превышения численности и т. п.

Целесообразным представляется в этом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующего содержания: «В случае если налогоплательщик утратил  право на применение УСНО, по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычную систему налогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права на применение УСНО налогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата права на применение УСНО».

Особое внимание следует  обратить на тот факт, что в случае использования специальных налоговых  режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или  заказчики), применяющие общий режим  налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.

Необходимо отметить, что и реальные налогоплательщики  не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения  малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса4.

Необходимость оптимизации  системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями.

Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

 

1.2. Законодательные  основы упрощенной системы налогообложения

 

1.2.1. Порядок применения  упрощенной системы налогообложения

 

Для того чтобы перейти на УСН, субъекты малого предпринимательства должны отвечать установленным законом требованиям.

Главным условием перехода на УСН  для организаций служит критерий дохода от реализации. В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации признается в порядке, установленном ст. 271 или ст. 273 НК РФ и не должна превышать 20 000 000 руб. по итогам какого-либо из периодов (за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Еще одним условием, является критерий остаточной стоимости ОС и нематериальных активов. Остаточная стоимость ОС и  нематериальных активов организации, не должна превышать 100 миллионов рублей на 1-ое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на УСН. Отметим, что законодательство не предусматривает подобных ограничений на имущество ИП.

Общее для организаций и ИП ограничение  установлено по средней численности  работников за налоговый (отчетный) период, определяемая по состоянию на 1-ое октября года, в котором было подано заявление о переходе на УСН, которая не должна превышать 100 человек.

НК РФ определен круг лиц, которые  не вправе применять УСН даже при  соблюдении выше указанных требований.

Право перехода на УСН не предоставляется  только тем организациям, которые  имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами  и указанные в качестве таковых  в учредительных документах создавших  их организаций.

Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять УСН на общих основаниях.

Об утрате права на применение УСН  налогоплательщик обязан в письменной форме сообщить в налоговый орган  по месту своего нахождения (месту  жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленное законом ограничение.

Организации и ИП вправе перейти  на общий режим налогообложения  с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на общий режим налогообложения. О переходе на общий режим налогообложения налогоплательщики уведомляют налоговый орган в письменной форме.

Налогоплательщик, перешедший с УСН  на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

 

1.2.2. Объекты налогообложения,  виды налогов, порядок исчисления  и уплаты налогов 

 

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и осуществляется до начала налогового периода, в котором впервые будет применена УСН.

С 01.01.2006г. установлено ограничение  по выбору объекта налогообложения  участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

В соответствии со статьей 346.14. НК РФ в качестве объекта налогообложения  при применении УСН налогоплательщик вправе выбрать:

  1. доходы;
  2. доходы, уменьшенные на величину расходов.

Федеральным законом от 21.07.2005г. № 101-ФЗ внесены поправки в ст. 346.14 НК РФ, устанавливающие, что объект налогообложения  не может меняться в течение трех лет с начала УСН.

Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на УСН с 01.01.2003г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 01.01.2006г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20.12.2005г. ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005г. № 101-ФЗ.

Налогоплательщики, применяющие УСН, уплачивают единый налог в зависимости от выбранного объекта. При объекте налогообложения в виде:

  1. с валовой выручки (доход) налоговая ставка – 6%;
  2. с совокупного дохода (доход, уменьшенный на величину расходов) налоговая ставка – 15%.

Статья 346.21 НК РФ устанавливает следующий порядок исчисления и уплаты единого налога.

Налогоплательщики по итогам каждого  налогового периода исчисляют сумму  квартального авансового платежа по единому налогу. При этом нужно  исходить из ставки налога и фактически полученных доходов и понесенных расходов.

Налогоплательщики, применяющие УСН, по окончании очередного налогового периода могут столкнуться с  необходимостью исчисления и уплаты минимального налога.

Обязанность по исчислению минимального налога возникает только у тех  налогоплательщиков, которые при переходе на УСН выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Это предусмотрено в пункте 6 статьи 346.18 НК РФ.

Уплатить минимальный налог  необходимо, если по итогам деятельности налогоплательщика за налоговый период (год) сумма исчисленного единого налога окажется меньше суммы минимального налога. Обратите внимание: в течение года минимальный налог не исчисляется и не уплачивается. Он уплачивается только по окончании года. Если налогоплательщик, применяющий УСН, выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то по окончании года ему нужно выполнить следующие действия:

Информация о работе Упрощенная система налогообложения