Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:18, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучить понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации. Изучить применение упрощенной системы налогообложения на конкретном предприятии, сделать необходимые расчеты. И дать рекомендации по совершенствованию организации счетной работы.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике. Наша задача произвести расчет единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. И на основании полученных данных сделать рекомендации для принятия решения, каким выбрать объект налогообложения при упрощенной системе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги, налоговая политика, налоговая  система, налогообложение, постоянно  находятся в центре внимания всего  общества в любом государстве. Налоговая  система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Налогообложение в малом бизнесе  – вопрос, пожалуй, один из самых  злободневных. Платить или не платить  налоги – решает каждый для себя сам. Хотя с точки зрения закона здесь и вариантов быть не может. Конечно, налогообложение малого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы не платить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положения является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса.

Многие индивидуальные предприниматели  выбирают упрощенную систему налогообложения, но даже с ней новичку бывает сложно разобраться. Отчетность меняется слишком  часто даже в сфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинство предпринимателей желает свести к минимуму.

Налогообложение в бизнесе любой  страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. В последнее  время предпринимаются попытки  со стороны государства облегчить ведение малого бизнеса.

Важная роль малого бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды  крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги. В своих выступлениях президент Российской Федерации неоднократно ставил задачу развить малое предпринимательство и упростить налоговое администрирование.

Тема выпускной квалификационной работы – упрощенная система налогообложения на примере ИП Ельчаниновой М.А.. Тема сегодня актуальна тем, что в широком применении упрощенная система появилась относительно недавно. Упрощенная система является перспективным видом налогообложения, касающимся малого предпринимательства и, если организация ожидает получение относительно высокого и стабильного дохода от своей деятельности, то упрощенная система может оказаться для нее весьма выгодной.

Упрощенная система налогообложения  была введена законом Российской Федерации в декабре 1995 года. Целью её введения было создание более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Со вступлением в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» круг налогоплательщиков, желающих перейти на данную систему, значительно расширился. Введены новые положения по порядку исчисления налога.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации. Изучить применение упрощенной системы  налогообложения на конкретном предприятии, сделать необходимые расчеты. И дать рекомендации по совершенствованию организации счетной работы.

Для выполнения поставленной цели в  работе необходимо рассмотреть такие  вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто  имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике. Наша задача произвести расчет единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. И на основании полученных данных сделать рекомендации для принятия решения, каким выбрать объект налогообложения при упрощенной системе.

Объект исследования в данной выпускной  квалификационной работе индивидуальный предприниматель Ельчанинова М.А., основной вид деятельности которой, предоставление услуг по ведению  и восстановлению бухгалтерского учета.

Предмет исследования: упрощенная система налогообложения у предпринимателя Ельчаниновой М.А.

Правовая база исследования действующее  законодательство по вопросам налогообложения  в Российской Федерации при реализации упрощенной системе налогообложения.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

    1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

Наиболее действенным  способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который  позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса  показал, что специальные налоговые  режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства  в нашей стране. Однако, по мнению авторов статьи, в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.

Экономическое развитие большинства стран к концу XX в. столкнулось с рядом серьезных  трудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширение сферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.

Необходимость адекватной реакции на изменения рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса  и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.

С началом экономических  реформ в России на малое предпринимательство  также возлагалось решение серьезных  экономических и социальных задач. Однако развитие малого бизнеса было сопряжено со сложностями, которые  можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. Отсутствие системы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса, опыта у руководителей, сложности с получением кредитов и сбытом продукции зачастую становились непреодолимыми препятствиями на пути процветания малых предприятий, и многие из них достаточно быстро разорялись. Все это привело к существенному сокращению числа малых предприятий и преобладанию в их структуре посреднических и торговых организаций при практическом отсутствии малых предприятий в производственной сфере.

До начала реформ основное внимание при реализации налоговой  политики в Российской Федерации  уделялось фискальной функции. Реформирование налогового законодательства, начатое  в 1991 г., было направлено на уменьшение избыточной ориентированности на фискальную функцию, с переориентацией на функцию стимулирования роста конкурентоспособности бизнеса, выражающейся в необходимости повышения информированности налогоплательщиков, их консультирования и воспитания.

Однако наиболее действенным  способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы1.

Общий режим налогообложения  предполагает уплату налогоплательщиками  федеральных, региональных и местных  налогов. Федеральные налоги действуют  на территории всех регионов России, а  региональные — только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти. Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Использование специальных  режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог, на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса. Делая окончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность их использования.

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ:

    1. простая и быстрая регистрация предприятия;
    2. любой размер уставного капитала;
  1. возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;
  1. простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую  деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве  случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных  показателей выбирается один из четырех  специальных режимов или применяются  несколько одновременно.

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей — специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).

Система предусматривает  на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Упрощенная система  налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта  налогообложения, кроме того, он может  вести бухгалтерский учет в минимальном  объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

Объектом налогообложения  могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор  объекта налогообложения зависит  от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих  налогов:

ООО — налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций.

ИП — налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской  деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя).

Существуют жесткие  ограничения, установленные Налоговым  Кодексом РФ по применению УСНО.

Не имеют права применять  данную систему:

  1. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  2. юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;
  3. переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
    1. переведенные на ЕСХН.

Кроме того, на УСНО, согласно подпунктам 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют  право переходить организации:

  1. имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);
    1. в которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;
  1. списочная численность работников, которых за налоговый период превысила 100 человек;
  2. в которых стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА), определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн. руб.

К неудобству данной системы  можно отнести легкость утраты права  по ее применению.

Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн. руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НМА более чем  в 100,00 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности2.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения