Учетная политика как инструмент налогового планирования, понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определены понятие и содержание налогового планирования.
Рассмотрена классификация налогового планирования
Раскрыты принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы налогового планирования на предприятии……..……………6
1.1 Понятие и содержание налогового планирования…………………….....6
1.2 Классификация налогового планирования………………………………..7
1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.11
Глава 2. Основные аспекты учетной политики предприятия……………..…15
2.1. Структура и основные принципы учетной политики…………………..15
2.2. Формирование учетной политики предприятия………………………...23
2.3 Раскрытие и изменение учетной политики………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая - учетна политика предп и налог планирование.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

Заочный факультет

 

 

Кафедра учета и налогообложения

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложении»

На тему «Учетная политика как инструмент налогового планирования, понятие и значение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы налогового планирования на предприятии……..……………6

    1.1 Понятие и содержание налогового планирования…………………….....6

   1.2 Классификация налогового планирования………………………………..7

  1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.11

Глава 2.  Основные аспекты учетной политики предприятия……………..…15

   2.1. Структура и основные принципы учетной политики…………………..15

   2.2. Формирование учетной политики предприятия………………………...23

   2.3 Раскрытие и изменение учетной политики………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время учетная политика является важнейшим инструментом управления предприятием. При грамотном составлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшую сторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговое планирование и ценовую политику.

Однако следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими предприятиями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Без ознакомления с учетной политикой предприятия нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды, сравнивать различные организации между собой, проводить аудиторскую и налоговую проверки.

Любой хозяйствующий субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивают различные виды налогов.

Основными документами налогового законодательства в нашей стране является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая политика Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленный налог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитает налогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в конечном итоге зависит, как величина налоговых последствий для организации, так и размер её финансового результата.

Рассчитывая налоговую базу, налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику в целях налогообложения, для оптимизации взваленного на него налогового бремени.

Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Учетная политика для налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в менеджменте

Актуальность выбранной мною темы обусловлена помимо вышесказанного еще и тем, что на сегодняшний день учетная политика, хотя и относительно новое явление в практике работы отечественных предприятий, но от ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям. Посредством создания внутренних стандартов, таких как Учетная политика предприятия, дополняется и конкретизируется система государственных нормативных актов, и сама учетная политика становится элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии. 

Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Определены понятие и содержание налогового планирования.
  2. Рассмотрена классификация налогового планирования
  3. Раскрыты принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.
  4. Определена структура и основные принципы учетной политики
  5. Рассмотрено формирование учетной политики предприятия
  6. Изучено раскрытие и изменение учетной политики

Предметом исследования в работе  является планирование и учетная политика организации

Субъектом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивающие различные виды налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы налогового планирования на предприятии

1.1 Понятие и содержание налогового планирования

 

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери [20, стр. 30].

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

  • придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
  • свести к минимуму налоговые обязательства;
  • максимально увеличить прибыль;
  • избегать штрафных санкций.

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства.

 

1.2 Классификация налогового планирования

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

  • текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы
  • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

  • использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
  • использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
  • использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

Информация о работе Учетная политика как инструмент налогового планирования, понятие и значение