Инструменты налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование представляет собой активные действия со стороны налогоплательщиков по снижению налоговых платежей законным путем. Для того чтобы реализовать действия по сокращению налоговых платежей действующее налоговое законодательство предоставляет ряд возможностей (инструменты налогового планирования).

Файлы: 1 файл

налоговое планирование.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

1.Инструменты налогового планирования

1. 1.Понятие инструментов налогового планирования

 

Налоговое планирование представляет собой активные действия со стороны налогоплательщиков по снижению налоговых платежей законным путем. Для того чтобы реализовать  действия по сокращению налоговых платежей действующее налоговое законодательство предоставляет ряд возможностей (инструменты налогового планирования).

Инструментами налогового планирования (НП) являются налоговые льготы, специальные налоговые  режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избегании двойного налогообложения и т.д., которые предоставляют налогоплательщикам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, наиболее выгодные условия для хозяйствования1. Сущность инструментов НП заключается в том, чтобы помочь налогоплательщикам облегчить законным путем налоговое бремя.

Основными целями инструментов НП являются помощь в оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышении объема оборотных средств (ОС) предприятий и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения дохода от их деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что главной задачей инструментов НП является поиск рациональных способов снижения налоговых обязательств.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

1. Налоговые  льготы, предусмотренные налоговым  законодательством (например, льготы  по налогу на имущество организаций,  работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная  с позиций налоговых последствий  форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно  или через комиссионера; производство  готовой продукции из собственного сырья или из заимствованного сырья).

3. Цены  сделок (например, увеличение покупных  или снижение продажных цен  по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные  элементы налогообложения (например, дифференциация мероприятий по налоговому планированию) [ПРИЛОЖЕНИЕ 1].

5. Специальные  налоговые режимы, предусмотренные  ст.18 Налогового кодекса Российской  Федерации (НК РФ), и особые  системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения  субъектов малого предпринимательства,  система налогообложения в свободных экономических зонах, ЕНВД).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об  избегании двойного налогообложения  и иными международными договорами  и соглашениями (например, взаимодействие  в своей коммерческой деятельности  фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы  бухгалтерского учета в целях  налогообложения, учетная политика  в целях налогообложения (например, метод определения выручки от  реализации "по оплате", "по  отгрузке", оценка МПЗ и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей)

 

2.1. Оффшоры как инструменты налогового планирования

 

Одним из ключевых элементов построения корпоративных структур являются компании, зарегистрированные в различных странах. Для целей уменьшения налогов могут использоваться компании, осуществляющие свою деятельность в безналоговом режиме или режиме с низким налогообложением. Это могут быть как оффшорные компании, так и компании из "налоговых гаваней".

Оффшор ("offshore" - вне границ) - юридическое  лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при  отсутствии валютного контроля. Это  компания, которая не ведет хозяйственной  деятельности в стране, где она зарегистрирована, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран. Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в другой стране требуется межстрановое соглашение об избежание двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность2.

"Налоговые  гавани" (НГ) (налоговые убежища) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения финансовых капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот3. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов, например, в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков. От оффшорных зон (центров) НГ отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании4.

Как оффшорные, так и неоффшорные компании, задействованные  в налоговых схемах, могут быть либо обычными компаниями, то есть неспециализированными организациями с широким спектром уставных видов деятельности, либо предназначаться для специфических операций, часто требующих государственной лицензии. Так, в международном налоговом планировании широко используются оффшорные страховые компании, оффшорные инвестиционные фонды, оффшорные финансовые компании и даже оффшорные банки. Помимо компаний, в налоговых схемах могут использоваться и более экзотические образования, такие как товарищества, трасты и т.д.

Организационно-правовые формы оффшорных компаний

Как правило, оффшорные компании регистрируются в организационно-правовой форме, законодательно предусмотренной на территории данного  государства для таких компаний, т.е. они создаются в форме тех же юридических лиц, что и обыкновенные местные компании. Тут уже играет большую роль экономический аспект самого процесса регистрации. Для регистрации обычно выбираются типы компаний, которые дешевле зарегистрировать. Обычно такими компаниями являются общества с ограниченной ответственностью (Ltd, LLC, PLC, Inc, CorpS. A., GmbH), или товарищества с ограниченной ответственностью (LLP).

В оффшорных  зонах специфической организационно-правовой формой компании является "компания международного бизнеса" (International Business Company, IBC). Характерные черты компании международного бизнеса приведены в таблице 1: 

Таблица 1 - Характерные черты компании международного бизнеса.

Критерии Характеристика
1 Безналоговый  режим отсутствует налог  на доход
2 Отсутствие  прямого государственного контроля не сдается  финансовая отчетность
3 Конфиденциальность  владения отсутствует публичный  реестр акционеров
4 Конфиденциальность  управления отсутствует публичный  реестр директоров
5 Гибкость в  формулировках устава допускается любая  деятельность, кроме лицензируемых  видов
6 Простота администрирования необходима  лишь уплата ежегодной пошлины
7 Быстрая инкорпорация (регистрация компании) обычно не более  суток

 

Таким образом, компания международного бизнеса - это особая организационно-правовая форма юридического лица, созданная в определенных юрисдикциях. Она предназначена для ведения международной коммерческой деятельности нерезидентами. Эту форму характеризует особая гибкость положений корпоративного законодательства, отсутствие налогообложения, отчетности, а также валютного контроля, если таковой имеется в юрисдикции.

Регламент работы оффшорной компании. Понятие  статуса "нерезидентная"

В любом  случае для возможности пользоваться льготами по налогообложению, оффшорной компании необходимо получить и в последующем поддерживать особый налоговый статус - нерезидентная (или "освобожденная", в зависимости от принятого термина). При этом компания должна выполнить ряд требований, хотя с точки зрения корпоративного права юрисдикции она остается точно такой же компанией, что и налогооблагаемые. При контроле исполнения этих требований выделяют два подхода в определении "нерезидентности":

Первый  подход - компания зарегистрирована в оффшорной зоне, будет считаться "нерезидентной", если компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации, и компания не имеет зарегистрированного офиса, не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации. При этом компания получает статус "нерезидентная" и не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. Примерами таких юрисдикций являются все островные оффшоры (Антильские и Багамские о-ва, Кипр, Мальта).

Второй  подход - когда компания может иметь зарегистрированный офис в оффшорной зоне и управляться местными директорами, но принадлежать должна нерезидентам страны регистрации. В ряде стран такие компании могут получить статус так называемых освобожденных от налогов резидентных компаний при условии уплаты соответствующих ежегодных пошлин. Например, граждане-нерезиденты могут владеть "резидентной" компанией (т.е. быть ее акционерами), зарегистрированной в одной из оффшорных зон. Если при этом они сами управляют компанией и не ведут деятельности внутри страны регистрации, то их компанию полностью освобождают от уплаты всех видов налогов страны регистрации или она платит незначительные налоги на чистую прибыль. Типичными примерами являются мальтийские или кипрские компании. Если же компанией управляют профессиональные директора - местные жители страны регистрации, то статус освобожденной от налогов резидентной компании можно получить (что очень широко применяется в настоящее время) при уплате соответствующих ежегодных пошлин правительству страны регистрации. Причем размер пошлин несравним с размером налогов, которые пришлось бы платить обычной резидентной компании.

Безусловно, необходимо постоянно отслеживать  и немедленно реагировать на любые  изменения в действующем законодательстве, которые стремятся ограничить возможность  гибко управлять средствами. Также необходимо соблюдать строго условия статуса "нерезидентная". Поскольку с потерей данного статуса, компания переходит в разряд обыкновенных налогоплательщиков, и будет вынуждена в обязательном порядке платить налоги в стране регистрации по итогам своей деятельности5.

В последние  годы оффшорам приходится нелегко: международное  сообщество в лице развитых стран, таких  как США, Германии, Франции и Великобритании постоянно пытаются вставлять палки  в колеса низконалоговым юрисдикциям. С одной стороны, их вполне можно понять: из-за оффшорных зон развитые страны вынуждены терять деньги, а этого они никогда не смогут ни забыть, ни простить.

Кстати, недавно, в начале 2009 года, французское  правительство обвинило оффшорные  зоны в мировом финансовом кризисе. Некоторые французские чиновники открыто выказывают свое недовольство по поводу того, что многие французские компании и банки сотрудничают с оффшорными зонами, а оффшоры в свою очередь мешают европейской экономике нормально развиваться. Именно поэтому Франция призывает международное сообщество к немедленным действиям, которые, скорее всего, для оффшоров ничем хорошим не закончатся.

Именно  Франция настаивает на создании нового черного списка оффшоров. По последним  данным в него вошли Ангилья, княжество  Андорра, Антигуа и Барбуда, содружество Багамы, королевство Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней - Даруссалам, республика Вануату, Британские Виргинские о-ва, Гибралтар, Гренада, содружество Доминики, республика Кипр, КНР: районы Гонконг и Макао, Союз Каморы: остров Анжуан, республика Либерия, княжество Лихтенштейн, республика Маврикий, Малайзия и другие. В общей сложности в чёрный список оффшорных зон вошло сорок одно государство6.

 

3.1. Резервы как инструменты налогового планирования

 

Создание  резервов можно использовать как  средство по управлению расходами, так и в качестве инструмента налоговой оптимизации.

В целях  равномерного распределения предстоящих  расходов в издержки или обращения  отчетного периода организация  может создавать резервы на:

предстоящую оплату отпускников работникам;

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу  лет;

Информация о работе Инструменты налогового планирования