Инструменты налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование представляет собой активные действия со стороны налогоплательщиков по снижению налоговых платежей законным путем. Для того чтобы реализовать действия по сокращению налоговых платежей действующее налоговое законодательство предоставляет ряд возможностей (инструменты налогового планирования).

Файлы: 1 файл

налоговое планирование.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

    передача  основных средств, нематериальных активов  и (или) иного имущества организации  ее правопреемнику (правопреемникам) при  реорганизации этой организации;

    передача  основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

    передача  имущества, если такая передача носит  инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Инвестиции  – это деньги, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного положительного эффекта. Такое определение содержится в статье Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);

    передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

    передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

    передача  жилых помещений физическим лицам  в домах государственного или  муниципального жилищного фонда  при проведении приватизации;

    изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение  в собственность иных лиц бесхозяйных  и брошенных вещей, бесхозяйных  животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса  РФ;

– иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

2. Передача  на безвозмездной основе жилых  домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов  социально-культурного и жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

3. Передача  имущества государственных и  муниципальных предприятий, выкупаемого  в порядке приватизации.

Приватизация  государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Так сказано в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

4. Выполнение  работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, в рамках  выполнения возложенных на них  исключительных полномочий в  определенной сфере деятельности  в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Скажем, не облагается НДС услуги:

    Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий) (письмо МНС России от 2 марта 2001 г. № ВГ-6-03/184@);

    Государственной фельдъегерской службой РФ, предусмотренных  перечнем, приведенном в статье 2 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-04-11/77);

    по  охране имущества физических и юридических  лиц на основе заключенных с ними договоров, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны (письмо МНС России от 29 июня 2004 г. № 03-108/1462/17@);

    оказываемые территориальными органами Федерального агентства объектов недвижимости за право заключения договора аренды (письмо МНС России от 10 июня 2002 г. № 03-1-09/1558/16-Х194).

    1. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
      1. Реализация земельных участков (долей в них).
      2. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
  1. Передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Напомним: положения указанного подпункта 8 пункта 2 статья 146 налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Спорные ситуации, касаемые объекта налогообложения

Прежде  всего, споры между налогоплательщиками  и чиновниками связаны с условиями, при которых возникает объект налогообложения. Минфин России считает, что если передачи права собственности  другому лицу нет (товар похищен, в результате инвентаризации выявлены излишки ТМЦ, товар передан на ответственное хранение по договору и т.п.), то отсутствует и объект налогообложения по НДС. В качестве примера можно привести письмо Минфина России от 18 ноября 2005 г. № 03-04-11/308 «О восстановлении НДС по товарам, недостача которых выявлена при инвентаризации».

То есть главное при решении вопроса  о том, стоит начислять НДС  или нет, является – возникает  объект налогообложения или нет. Если происходит формальная передача права собственности, то налог нужно заплатить в бюджет.

Поддерживают  такой подход и арбитражные суды. В частности, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 7 апреля 2005 г. № Ф04-1758/2005(10004-А27-19) судьи пришли к выводу, что при продаже имущества предприятия, объявленного банкротом, НДС начислять нужно. Ведь в данном случае речь идет о реализации. А в силу статьей 39 и 146 Налогового кодекса РФ налицо объект налогообложения НДС.

В другом деле суд согласился с доводами налогоплательщика, который не уплачивал НДС с сумм компенсации заказчиком расходов подрядчика на оплату проезда, питания и проживания. Ведь данные суммы не являются выручкой от реализации, так как подрядчик не выполнял работы, не оказывал услуги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 марта 2004 г. № А79-4949/2003-СК1-4657). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2006 г. № А33-20073/04-С6-Ф02-876/05-С1 по делу № А33-20073/04-С6.

Еще один пример. Суд отказал в начислении НДС при передаче товаров внутри предприятия, так как в данном случае отсутствует реализация товаров (работ, услуг) в том смысле, который придает ей статья 39 Налогового кодекса РФ (см., постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2001 г. № А33-1437/01-С3-Ф022022/01-С1).

Иногда  чиновники требуют начислять  НДС вообще при отсутствии объекта  налогообложения. Суды в данном случае на стороне налогоплательщиков. Так, ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что инвестиции федерального бюджета для перевооружения основных средств не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (постановление от 31 июня 2006 г. № Ф08-3349/2006).

Суть  дела в следующем. Налоговый орган  провел выездную налоговую проверку налогоплательщика (ГУП) по вопросу соблюдения налогового законодательства за период. Результаты проверки оформлены актами и решением о привлечении предприятия к налоговой ответственности по НДС по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Требованием налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить суммы штрафа в добровольном порядке. В связи с тем, что налогоплательщик в добровольном порядке не уплатил сумму налоговых санкций, налоговый орган обратился в арбитражный суд.

Судьи рассуждали так. В силу статьи 146 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса  РФ при определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных  с расчетами по оплате указанных  товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.

Не учитываются  при определении налоговой базы денежные средства, поступившие в  виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организацийбюджетополучателей, являющихся заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные исполнителями работы (оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства включаются в налоговую базу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.

Как видно  из материалов дела, Министерством  промышленности, науки и технологий России и Правительством Республики Дагестан заключен договор о финансировании за счет средств федерального бюджета строек и объектов, являющихся собственностью Республики Дагестан, включенных в перечень строек и объектов для государственных нужд на 2003 г. Договором предусмотрено целевое финансирование налогоплательщика за счет денежных средств федерального бюджета в размере 3 млн. рублей.

Указанные денежные средства перечислены в  бюджет Республики Дагестан, а Министерством  финансов Республики Дагестан Табасаранскому РАЙФО. Администрацией Табасаранского района и налогоплательщиком заключен договор о наделении налогоплательщика функциями заказчика-застройщика для осуществления технического перевооружения налогоплательщика в соответствии с перечнем строек и объектов для государственных нужд.

Средства  федерального бюджета получены налогоплательщиком из районного бюджета по мемориальным ордерам, платежному поручению.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный  суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд на основе оценки представленных доказательств  в их совокупности и взаимосвязи  пришел к выводу о том, что полученные бюджетные средства налогоплательщик использовал по целевому назначению. Из акта проверки целевого использования средств, составленного КРУ Минфина России по Республике Дагестан, следует, что капитальные вложения налогоплательщика за счет средств федерального бюджета по коду экономической классификации 240220, составили 3 млн рублей.

Из полученных средств произведены расходы: оплачено за разработку проектно-сметной документации; перечислено Управлению государственной  вневедомственной экспертизы при Минстрое Республики Дагестан за проведенную экспертизу обоснования инвестиций за техническое перевооружение ручного ковроткачества предприятия; перечислено по договору подряда, возврат выделенного ранее Администрацией Табасаранского района кредита для оплаты разработки обоснования инвестиций на техническое перевооружение ручного ковроткачества предприятия; использовано на содержание дирекции. Остаток неиспользованных средств составил 300 тыс. рублей. Проведенной проверкой нецелевое использование средств федерального бюджета не установлено.

Информация о работе Инструменты налогового планирования