Учетная политика как инструмент налогового планирования, понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определены понятие и содержание налогового планирования.
Рассмотрена классификация налогового планирования
Раскрыты принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы налогового планирования на предприятии……..……………6
1.1 Понятие и содержание налогового планирования…………………….....6
1.2 Классификация налогового планирования………………………………..7
1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.11
Глава 2. Основные аспекты учетной политики предприятия……………..…15
2.1. Структура и основные принципы учетной политики…………………..15
2.2. Формирование учетной политики предприятия………………………...23
2.3 Раскрытие и изменение учетной политики………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая - учетна политика предп и налог планирование.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

В крупных организационных предпринимательских структурах следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить [20, стр. 35]:

  • финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
  • бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
  • юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
  • юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
  • бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы

 

1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

 

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие  действующему законодательству;

2) знание и подробное изучение  позиции налоговых органов, а  также судебной практики по  тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик  должен предвидеть последствия  некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет финансовых  последствий планирования (расчет  вариантов сумм налогов, в том  числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);

6) индивидуальность налогового  планирования. Налоговая схема работы  каждой организации и финансовая  схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации. Специалисты  отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых оригинальных  решений и схем работы организации;

- постоянное  изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других  организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса[13, cтр. 40].

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.

1. Принятие решения. На основе  подготовленной информации первый  руководитель или его заместители  осуществляют акт решения;

2. Подготовка решения. Комплексная  подготовка решения с привлечением  указанных в матрице подразделений  или должностных лиц;

3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке  отдельных вопросов или информации  по поручению подразделений или  должностного лица, ответственного за подготовку решения;

4. Обязательное согласование на  стадии подготовки решения или  его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

1. Календарь налогоплательщика  по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные  исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных  мероприятий;

3. График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных[17, стр. 56].

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;
  • уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
  • уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Основные аспекты учетной политики предприятия

2.1. Структура и основные принципы учетной политики

 

Учетная политика организации – это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую и организационную стороны бухгалтерского учета.

Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

- способы группировки и оценки хозяйственной деятельности;

- способы погашения стоимости активов;

- организация документооборота;

- инвентаризация;

- способы применения счетов бухгалтерского учета;

- системы регистров бухгалтерского учета;

- способы обработки информации и др.

Теоретическая часть включает основополагающие правила, законодательную базу и научные положения всей системы бухгалтерского учета.

Методическая сторона учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Техническая и организационная стороны охватывают технологию и форму ведения бухгалтерского учета, принципы организации бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы.

Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности.

Эта сфера деятельности регламентируется таким важным документом, как ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» согласно которому реализация учетной политики предусматривает следующие основные правила.

1. Неизменность принятой методики  отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств  в течение отчетного года, от  одного отчетного года к другому. Если в какой-то момент происходит обоснованное изменение методики, то первый же по времени составления бухгалтерский отчет предприятия должен подробно раскрывать содержание этих изменений и их воздействие на экономическое состояние.

2. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете.

3. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные и понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начислений, или метод записей в бухгалтерском учете операций в момент их совершения (accrual basis).

4. Строгое разделение затрат, связанных  с текущей эксплуатационной деятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат.

5. Тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также значений показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

6. Использование метода двойной  записи.

7. Разделение хозяйственной деятельности  предприятия на отчетные периоды. Такими периодами являются месяц, квартал и год.

8. Соблюдение имущественной обособленности  предприятия. В системном бухгалтерском  учете и балансе может быть  отражено лишь то имущество, которое  согласно законодательству признается  собственностью конкретного предприятия. Все другие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом.

Такой подход выражает разделение имущества предприятия и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Одновременно он служит основой для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния предприятия (так, по бухгалтерскому балансу они могут судить о размерах источников покрытия долгов предприятия).

9. Предположение о непрерывности деятельности предприятия. Учетная политика должна основываться на предположении о том, что предприятие будет продолжать свою деятельность в ближайшей перспективе и в скором времени не предвидится его ликвидация или существенное сокращение масштабов деятельности.

Учетная политика организации должна включать следующие составные части [23, cтр. 25]:

а) методику бухгалтерского учета;

Информация о работе Учетная политика как инструмент налогового планирования, понятие и значение