Учет НДФЛ и практика его взимания на примере ОАО «Трубчевскхлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Учет НДФЛ и практика его взимания на примере ОАО «Трубчевскхлеб»» обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц занимает определенную позицию в системе налогообложения, потому как благодаря данному налогу происходит обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровней доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов. Также в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 . Сущность, значение и объекты НДФЛ
1.2 . Характеристика НДФЛ по элементам налогообложения
1.3 Порядок ведения учета НДФЛ
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ И ПОРЯДОК УЧЕТА НДФЛ в ОАО «ТРУБЧЕВСКХЛЕБ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Трубчевскхлеб»
2.2. Порядок исчисления НДФЛ в ОАО «Трубчевскхлеб»
2.3. Отчетность организации по налогу на доходы физических лиц
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1. Приоритетные направления и проблемы развития НДФЛ
3.2.Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

ОАО «Трубчевскхлеб»  ведет учет доходов, полученных от них  работниками в налоговом периоде, по форме № 1-НДФЛ, а также представляет в ИФНС девяти разделов.

На основе данных из налоговой  карточки по каждому работнику организации  составляется справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Ежегодно не позднее  до 30 апреля, следующего за истекшим годом, предприятие представляет в налоговый  орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и  суммах начисленных и удержанных налогов. Налоговая карточка является первичным документом налогового учета.

Ведение карточки осуществляется ежемесячно с учетом особенностей исчисления сумм налога, предусмотренных для  различных видов доходов, облагаемых налогом по ставке 13, 30 или 35%, исходя из начисленного налогоплательщику дохода.

Налоговая карточка в  ОАО «Трубчевскхлеб» заполняется  на каждое физическое лицо, получившее в отчетном периоде доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством, включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Не отражаются в карточке доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) независимо от суммы полученного дохода в соответствии со ст. 217 НК РФ, кроме доходов, частично освобождаемых от налогообложения. Например, не отражаются в карточке выплаты, подпадающие под действие п. 1 ст. 217:

- пособие по беременности  и родам; 

- единовременное пособие  за постановку на учет в  медицинских учреждениях в ранние  сроки беременности;

- пособие при рождении и при усыновлении ребенка;

- пособие по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет;

- пособие по безработице. 

В аналогичном порядке  не учитываются при заполнении карточки государственные пенсии, назначаемые  в порядке, установленном действующим законодательством (п. 2 ст. 217), все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных действующим законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, выплачиваемых в случаях, указанных в п. 3 ст. 217, и так далее. Также не отражаются в налоговой карточке отдельные виды доходов, освобождаемые от налогообложения в соответствии с пунктами 1, 2, 4 ст. 213 НК РФ, получаемые в виде страховых выплат или пенсионных выплат из негосударственных пенсионных фондов. Доходы, частично освобождаемые от налогообложения, указанные в ст. 217 НК РФ, учитываются в Налоговой карточке в соответствии с правилами, приведенными в порядке ее заполнения.

Первые два раздела  Налоговой карточки содержат необходимую справочную информацию о налоговом агенте и налогоплательщике и заполняются на основании соответствующих документов, в том числе удостоверяющих личность налогоплательщика и подтверждающих его статус налогового резидента.

Заполнение разделов III, IV и V карточки, содержащих расчет налоговой базы по видам доходов, облагаемых налогом по ставке 13, 30 или 35%, производится организацией на основе данных регистров бухгалтерского учета, отражающих совершение соответствующей хозяйственной операции, в результате которой налогоплательщику был начислен доход, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

3.1 Приоритетные направления и проблемы развития НДФЛ

 

Поступление в бюджет сборов от налога на доходы физических лиц  снижается по сравнению с  поступлениями от других налогов. По мнению экспертов это служит косвенным  подтверждением того, что бизнес "уходит в тень".

 Основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время заключаются в следующем:

1. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов намного меньше даже минимального прожиточного минимума.

2. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной  системе, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения сокрытия доходов.

   3. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный механизм.

 
         4. Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

5. Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

 

 

3.2 Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц в ОАО «Трубчевскхлеб»

 

 

Существует множество точек зрения на проблемы, как усовершенствовать систему налогообложения налога на доходы физических лиц.

К основным направлениям реформирования налогового регулирования  можно отнести:

- снижение общей налоговой  нагрузки;

- упорядочение и упрощение  налогового законодательства;

- увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Также возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.

В условиях повышения  предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого  налога. Один из наиболее эффективных  путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы  законодательно обязать лиц, приобретающих  или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать  налогообложение физических лиц  более социально справедливым. В  этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

Объединение социальных налоговых  вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику  управлять своим социальным пакетом  и направлять при необходимости  совокупную сумму социальных вычетов  на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.

Также лучше изменить систему поддержки отдельных  слоев населения, и делать это  не через налоговые льготы, а через  пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место  в системе налогов, взимаемых  с физических лиц. В настоящее  время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог  на доходы физических лиц, вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой системы налогообложения доходов физических лиц, которая сменила действовавшую на протяжении ряда лет систему подоходного налогообложения граждан.

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  налогом на доходы физических лиц  являются следующие:

- построение единой  налоговой системы в интересах  сохранения целостности Российского  государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

- создание оптимальной  налоговой системы, обеспечивающей  удовлетворение общегосударственных  и частных интересов, содействующей  развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

- упрощение системы  налогов; 

- создание совершенной  законодательной налоговой базы;

- совершенствование системы  сбора подоходного налога, увеличение  на этой основе налоговых поступлений  в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

- создание рациональной  системы ответственности за налоговые  правонарушения; повышение эффективности  деятельности органов налогового  контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налог с физического  лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

По результатам порядка  исчисления и взимания налога на доходы физических лиц в ОАО «Трубчевскхлеб»  необходимо отметить, что предприятие  как налоговый агент:

- ведет учет доходов,  облагаемых налогом, каждого физического  лица;

- рассчитывает, удерживает и перечисляет в бюджет суммы налога;

- извещает налоговый  орган о том, что у какого-либо  работника налог не был удержан; 

- по окончании календарного  года представляет в налоговую  инспекцию документы, позволяющие  контролировать расчет и уплату  налога.

ОАО «Трубчевскхлеб»» использует, разработанную ФНС РФ форму №2-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов  и налога на доходы физических лиц».

Налоговую карточку ОАО  «Трубчевскхлеб» ежегодно заводит  на каждого своего работника. Каждый месяц в ней записывается размер дохода, полученного работником, сумма налоговых вычетов, а также размер удержанного налога.

Основная категория  налогоплательщиков, с доходов которых  ОАО «Трубчевскхлеб» исчисляет  и удерживает налог, вправе использовать стандартные вычеты, это обусловлено тем, что большинство работников предприятия, имеют на иждивении несовершеннолетних детей или детей до 24-лет, обучающихся на дневной форме обучения.

В ОАО «Трубчевскхлеб»  главным образом, объектом налогообложения  доходов работников предприятия, являются доходы, полученные ими в ОАО «Трубчевскхлеб». В частности, налогом облагаются заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время) и т.п. Также налогом на доходы физических лиц облагается материальная выгода. Основной доход, получаемый работниками предприятия (заработная плата), облагается по ставке 13 процентов.

В отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, применяются  стандартные вычеты, на сумму которых уменьшается налогооблагаемая база. Эти вычеты представляют собой фиксированную сумму доходов в денежном выражении в виде ежемесячных вычетов.

Информация о работе Учет НДФЛ и практика его взимания на примере ОАО «Трубчевскхлеб»