Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью данной работы является:
- рассмотрение структуры и содержания налоговых правоотношений
- рассмотрение субъектов налоговых правоотношений
- анализ содержательной части налоговых правоотношений, а именно прав, обязанностей и ответственности участников.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------
1.Субъекты налоговых правоотношений:
1.1 Структура налоговых правоотношений: субъект и объект правоотношений, содержание правоотношений------------------------------------------------------------
1.2 Характеристика ФНС РФ: законодательная основа образования, задачи и функции, организационная структура------------------------------------------------
1.3 Полномочия и обязанности таможенных органов и должностных лиц в области налогообложения----------------------------------------------------------------
2.Права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений:
2.1 Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц------
2.2 Ответственность налоговых и таможенных органов и их должностных лиц---------------------------------------------------------------------------------------------
2.3 Субъекты налоговых правоотношений, не прописанных в ст.9 НК РФ (эксперты, понятые, банки и др.)-------------------------------------------------------
2.4 Признаки отнесения субъектов к взаимозависимым лицам. Характеристика прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов и обеспечения защиты их прав.-----------------------------------------------------------------------------
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------
Список использованной литературы----------------------------------------------------
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в порядке, установленном НК;
10) требовать от банков
документы, подтверждающие
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо
13) заявлять ходатайства
об аннулировании или о
14) предъявлять в суды
общей юрисдикции или
Согласно ст.32 НК РФ налоговые обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать
налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов
о действующих налогах и
5) руководствоваться письменными
разъяснениями Минфина РФ по
вопросам применения
6) сообщать налогоплательщикам,
плательщикам сборов и
7) принимать
решения о возврате
8) соблюдать
налоговую тайну и
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
11) осуществлять
по заявлению
12) по заявлению
налогоплательщика,
13) если в
течение 2 месяцев со дня истечения
срока исполнения требования
об уплате налога плательщик
полностью не погасил
Согласно ст.33 НК РФ Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать
в строгом соответствии с
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
2.2 Ответственность
налоговых и таможенных
Согласно п.1 ст.35 НК РФ Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в п. 1 ст.35 НК РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3 Субъекты налоговых правоотношений, не прописанных в ст.9 НК РФ (эксперты, понятые, банки и др.)
Перечень участников, указанный в ст.9 НК РФ не исчерпывает субъектный состав налоговых правоотношений. Следует выделить в налоговых правоотношениях в качестве обязательного субъекта государство, поскольку налоговая обязанность у налогоплательщика возникает именно перед государством, а не его органами. Именно в отношениях между плательщиком и государством удовлетворяется имущественный интерес публичного субъекта за счет изъятия в денежной форме части имущества физического лица или организации.
Государство и лица, указанные в ст.9 НК РФ, в первую очередь относятся к субъектам налоговых материальных правоотношений. В теории налогового права существует подход, согласно которому исходя из правосубъектности противоположных сторон налогового правоотношения производится деление субъектов налоговых правоотношений на публичных и частных. Исходя из того, что в налоговом правоотношении обязательно присутствует публичный субъект выделяются следующие группы участников:
1) субъекты, наделенные
компетенцией по установлению
и введению налогов (органы
представительной власти). Согласно
принципу разделения властей
прерогативой представительных
органов власти (органов законодательной власти Российской
Федерации, ее субъектов и административно-
2) субъекты, на
которых в соответствии с
3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов).
Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст. 24 НК РФ).
Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций, обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов – налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов, а также решение налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке установленной законодательством очередности (ст. 60 НК РФ).
Сборщиками налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица и организации, которые осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах, и (или) сборах (ст. 25 НК РФ);
4) субъекты, содействующие
налоговому администрированию (
К органам регистрации относятся:
• органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей;
• органы, лицензирующие деятельность частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
• органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства;
• органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
• органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
• органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения;
• органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы;
• органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (ст. 85 НК РФ).
Обязанностью указанных органов является, в частности, предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.
Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст. 95 НК РФ).
Специалистами являются лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст. 96 НК РФ).
Переводчиками являются не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода (ст. 97 НК РФ).
Понятыми могут быть приглашены любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты процессуальных действий, производившихся в их присутствии (ст. 98 НК РФ).
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Запрещается допрос налоговыми органами в качестве свидетелей лиц, получивших информацию в связи с исполнением профессиональных обязанностей (например, адвокат, аудитор – перечень лиц, для которых полученная информация составляет профессиональную тайну, не является замкнутым) (ст. 90 НК РФ);