Участники налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- рассмотрение структуры и содержания налоговых правоотношений
- рассмотрение субъектов налоговых правоотношений
- анализ содержательной части налоговых правоотношений, а именно прав, обязанностей и ответственности участников.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------
1.Субъекты налоговых правоотношений:
1.1 Структура налоговых правоотношений: субъект и объект правоотношений, содержание правоотношений------------------------------------------------------------
1.2 Характеристика ФНС РФ: законодательная основа образования, задачи и функции, организационная структура------------------------------------------------
1.3 Полномочия и обязанности таможенных органов и должностных лиц в области налогообложения----------------------------------------------------------------
2.Права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений:
2.1 Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц------
2.2 Ответственность налоговых и таможенных органов и их должностных лиц---------------------------------------------------------------------------------------------
2.3 Субъекты налоговых правоотношений, не прописанных в ст.9 НК РФ (эксперты, понятые, банки и др.)-------------------------------------------------------
2.4 Признаки отнесения субъектов к взаимозависимым лицам. Характеристика прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов и обеспечения защиты их прав.-----------------------------------------------------------------------------
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------
Список использованной литературы----------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

курсовая по организации налоговых проверок.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Закон РФ от 21.03.1991 N943-1 впервые определил налоговые органы как «единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».

Становление современной  системы налоговых органов фактически начинается с 1990 года, когда 24 января 1990 года Постановлением Совета Министров СССР N74 в системе Министерства финансов РСФСР была создана единая система государственной налоговой администрации – Государственная налоговая служба РСФСР. Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. N943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанность и ответственность Государственной налоговой службы РСФСР и ее должностных лиц. Указанным Законом было закреплено, что Государственная налоговая служба РСФСР – это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. При этом государственные налоговые инспекции при выполнении возложенных на них функций подчинялись Министерству финансов РСФСР, соответствующим министерствам финансов республик, входящих в состав РСФСР, и вышестоящим государственным налоговым инспекциям.

Особая роль в становлении налоговых органов как самостоятельного органа исполнительной власти принадлежит Указу Президента РФ от 31 декабря 1991 N340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», которым органы Государственной налоговой службы РФ (далее – Госналогслужба России) были выведены из подчинения финансовых органов. Госналогслужба России стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, входящим в систему центральных органов государственного управления РФ, с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ. Также названным Указом были утверждены положения о Госналогслужбе России, о классных чинах, определены гарантии правовой и социальной защиты сотрудников налоговых органов.

Таким образом, к 1992 г. была сформирована единая централизованная система налоговых органов РФ.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее – МНС России), с возложением на МНС России функций по выработке и осуществлению налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ (в ред. от 02.11.2004 N127-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Правительство РФ определило МНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 1 июля 2002 г., государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вышеназванные изменения  компетенции налоговых органов  нашли закрепление в Положении о МНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N783, которое закрепило правовой статус, основные задачи и функции МНС России, полномочия министра, его заместителей, определило общий порядок деятельности.

Следующий этап в развитии налоговых органов России связан с проведением административной реформы и формированием новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в организационную структуру Минфина России.

Главными задачами налоговых органов являются:

1.выработка  и проведение единой государственной  налоговой политики( система мер,  проводимых государством в области  налогов и налогообложения. Включает установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот ).

2. координация  деятельности ФОИВ по вопросам  налогов и сборов

3 осуществление  контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

4.контроль за  производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции,

5.Осуществление  валютного контроля, осуществляемый  в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Целью деятельности ФНС является выполнение возложенных  на ФНС полномочий, по средством  реализации вышеприведенных задач.

Федеральная налоговая  служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1.Контроль и  надзор за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов,

2.Выдача разрешений  и свидетельств (на проведение  всероссийских лотерей; о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;)

3.Осуществляет  регистрацию: юридических лиц,  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей  и крестьянских (фермерских) хозяйств;

4.ведет в  установленном порядке учет всех  налогоплательщиков( ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН).

5 бесплатно  информирует (в том числе в  письменной форме) налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах.

6 осуществляет  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

7. принимает  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  решения об изменении сроков  уплаты налогов, сборов и пеней;

8 осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

9. обеспечивает  в пределах своей компетенции  защиту сведений, составляющих государственную  тайну.

Федеральная налоговая служба (ФНС) — правопреемник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Структура ФНС:

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным  округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД));

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):

- МИ ФНС России по КН № 1 (администрирует нефтедобывающие предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов)

- МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные предприятия)

- МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки)

- МИ ФНС России по КН № 10 (администрирует предприятия ВПК)

В настоящее  время МИ ФНС России по КН № 8 и  № 10 объединены в одну МИ ФНС России по КН № 8 (машиностроение и ВПК)

Управления  ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления)

Территориальные инспекции ФНС.

Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) — территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный Федеральной налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом — и иных платежей в соответствующий бюджет.

 

 

 

 

1.3 Полномочия  и обязанности таможенных органов  и должностных лиц в области  налогообложения

Согласно ст.34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ, а именно:

1) действовать  в строгом соответствии с настоящим  Кодексом и иными федеральными  законами;

2) реализовывать  в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно  и внимательно относиться к  налогоплательщикам, их представителям  и иным участникам отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не унижать  их честь и достоинство.

Также должностные лица таможенных органов несут обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Права,  обязанности и ответственность  участников налоговых правоотношений

2.1 Права  и обязанности налоговых органов  и их должностных лиц

Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы имеют право:

1) требовать  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах от налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить  налоговые проверки в порядке,  установленном НК;

3) производить  выемку документов у налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции  по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК;

6) осматривать любые используемые  налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Информация о работе Участники налоговых правоотношений