Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью данной работы является:
- рассмотрение структуры и содержания налоговых правоотношений
- рассмотрение субъектов налоговых правоотношений
- анализ содержательной части налоговых правоотношений, а именно прав, обязанностей и ответственности участников.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------
1.Субъекты налоговых правоотношений:
1.1 Структура налоговых правоотношений: субъект и объект правоотношений, содержание правоотношений------------------------------------------------------------
1.2 Характеристика ФНС РФ: законодательная основа образования, задачи и функции, организационная структура------------------------------------------------
1.3 Полномочия и обязанности таможенных органов и должностных лиц в области налогообложения----------------------------------------------------------------
2.Права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений:
2.1 Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц------
2.2 Ответственность налоговых и таможенных органов и их должностных лиц---------------------------------------------------------------------------------------------
2.3 Субъекты налоговых правоотношений, не прописанных в ст.9 НК РФ (эксперты, понятые, банки и др.)-------------------------------------------------------
2.4 Признаки отнесения субъектов к взаимозависимым лицам. Характеристика прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов и обеспечения защиты их прав.-----------------------------------------------------------------------------
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------
Список использованной литературы----------------------------------------------------
Закон РФ от 21.03.1991 N943-1 впервые определил налоговые органы как «единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».
Становление современной
системы налоговых органов
Особая роль в становлении налоговых органов как самостоятельного органа исполнительной власти принадлежит Указу Президента РФ от 31 декабря 1991 N340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», которым органы Государственной налоговой службы РФ (далее – Госналогслужба России) были выведены из подчинения финансовых органов. Госналогслужба России стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, входящим в систему центральных органов государственного управления РФ, с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ. Также названным Указом были утверждены положения о Госналогслужбе России, о классных чинах, определены гарантии правовой и социальной защиты сотрудников налоговых органов.
Таким образом, к 1992 г. была сформирована единая централизованная система налоговых органов РФ.
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее – МНС России), с возложением на МНС России функций по выработке и осуществлению налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ (в ред. от 02.11.2004 N127-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Правительство РФ определило МНС России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 1 июля 2002 г., государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вышеназванные изменения компетенции налоговых органов нашли закрепление в Положении о МНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N783, которое закрепило правовой статус, основные задачи и функции МНС России, полномочия министра, его заместителей, определило общий порядок деятельности.
Следующий этап в развитии налоговых органов России связан с проведением административной реформы и формированием новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в организационную структуру Минфина России.
Главными задачами налоговых органов являются:
1.выработка
и проведение единой
2. координация деятельности ФОИВ по вопросам налогов и сборов
3 осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
4.контроль за
производством и оборотом
5.Осуществление валютного контроля, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Целью деятельности ФНС является выполнение возложенных на ФНС полномочий, по средством реализации вышеприведенных задач.
Федеральная налоговая
служба осуществляет следующие полномочия
в установленной сфере
1.Контроль и
надзор за соблюдением
2.Выдача разрешений и свидетельств (на проведение всероссийских лотерей; о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;)
3.Осуществляет
регистрацию: юридических лиц,
физических лиц в качестве
индивидуальных
4.ведет в
установленном порядке учет
5 бесплатно
информирует (в том числе в
письменной форме)
6 осуществляет
в установленном
7. принимает
в установленном
8 осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Федеральная налоговая служба (ФНС) — правопреемник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС является уполномоченным
федеральным органом
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Структура ФНС:
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);
Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД));
Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):
- МИ ФНС России по КН № 1 (администрирует нефтедобывающие предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов)
- МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные предприятия)
- МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки)
- МИ ФНС России по КН № 10 (администрирует предприятия ВПК)
В настоящее время МИ ФНС России по КН № 8 и № 10 объединены в одну МИ ФНС России по КН № 8 (машиностроение и ВПК)
Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления)
Территориальные инспекции ФНС.
Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) — территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный Федеральной налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом — и иных платежей в соответствующий бюджет.
1.3 Полномочия
и обязанности таможенных
Согласно ст.34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ, а именно:
1) действовать
в строгом соответствии с
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно
и внимательно относиться к
налогоплательщикам, их представителям
и иным участникам отношений,
регулируемых
Также должностные лица таможенных органов несут обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2.Права,
обязанности и ответственность
участников налоговых
2.1 Права
и обязанности налоговых
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы имеют право:
1) требовать
в соответствии с
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;
3) производить
выемку документов у
4) вызывать на основании
письменного уведомления в
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК;
6) осматривать любые