Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· изучить сущность транспортного налога;
· проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую исчисление и уплату транспортного налога;
· исследовать основные элементы транспортного налога;

· определить место транспортного налога в формировании доходной части регионов;
· проанализировать изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации по исчислению транспортного налога.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие транспортного налога, основные элементы налогообложения.
1.1 История развития транспортного налога.
1.2 Транспортный налог. Налоговые льготы и случаи освобождения от уплаты налога.
1.3 Налогоплательщики транспортного налога.
1.4 Объект налогообложения. Налоговая база.
1.5 Налоговый и отчетный периоды.
1.6 Налоговые ставки.
1.7 Порядок исчисления суммы транспортного налога и авансовых платежей.
1.8 Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему.
Глава 2.Транспортный налог на предприятии ОАО «Звезда».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Звезда»
2.2 Расчет транспортного налога на предприятии ОАО « Звезда».
2.3 Налоговая декларация.
2.4 Бухгалтерский и налоговый учет сумм транспортного налога.
Глава 3. Направления совершенствования транспортного налога.
3.1 Способы уменьшения транспортного налога.
3.2 Направления совершенствования транспортного налога.

Заключение.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 78.58 Кб (Скачать файл)

 

Достаточно часто на практике возникают вопросы о том, признаются ли объектом налогообложения транспортные средства, которые не используются по назначению, находятся на штрафстоянке. Необходимо ли с них платить транспортный налог? Ответ на данный вопрос можно найти в Письме Минфина от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01. Согласно его положениям, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобиль давно уже стоит в гараже, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться. Мнение судов по рассматриваемому вопросу аналогичное.

А как быть, если автомобиль угнан? Признается ли он в указанном  случае объектом обложения по транспортному налогу? В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Такой документ согласно п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ (Приказ МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию  и раскрытию преступлений, в том  числе угонов (краж) транспортных средств. При этом налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

В случае документального  подтверждения кражи транспортное средство перестает быть объектом налогообложения  и, соответственно, по нему перестает  уплачиваться транспортный налог. Что касается налоговой базы, то в зависимости от вида транспортных средств она определяется по-разному. Например, для транспортных средств, имеющих двигатели, - это мощность двигателя в лошадиных силах.

 

1.5 Налоговый и отчетный периоды.

 

Налоговый период - период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

Отчётный период - промежуток времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учёту, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности.

 

Статья 360 НК РФ устанавливает  налоговый период по транспортному  налогу - это календарный год. Отчетными периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

 

 

1.6 Налоговые ставки.

     

Между тем субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать  и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз ( см Приложение 1). Однако с 2011 г. указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Остальные нормы ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ остались в силе, и субъекты РФ также могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Как всем известно, налоговые  ставки устанавливаются в зависимости  от вида транспортного средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус  и т.д.). При этом для одной и  той же мощности двигателей для указанных  категорий транспортных средств  могут быть установлены различные  ставки. И не всегда возможно точно  определить, к какой категории транспортного средства относится зарегистрированный на ваше предприятие автомобиль. Особенно ситуация актуальна для автомобилей ИЖ, "Газелей" и других фургонов.

Рассмотрим на примере  вышеназванный ИЖ с мощностью двигателя 75 лошадиных сил. В строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС на указанный автомобиль указана категория "B", вместе с тем в строке 3 "Наименование (тип ТС)" данного же документа указано - "грузовой фургон".

По мнению специалистов Минфина, а также налогового ведомства  руководствоваться организации  при определении вида транспортного  средства необходимо как раз графой тип автотранспортного средства. Ведь указание в ПТС категории B еще  не свидетельствует о том, что  транспортное средство относится к  легковым либо к грузовым транспортным средствам. А в строке 3 "Наименование (тип ТС)" ПТС как раз указывается  характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением (Письмо Минфина  России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, Письмо ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112).

Получается, что рассматриваемый ИЖ организациям в целях избежания споров с налоговиками целесообразно отнести к категории грузовых автомобилей.

Однако возможны ситуации, когда и из указанной строки 3 ПТС нельзя с достоверностью определить к какой же категории относится  зарегистрированная на фирму машина. В ней, например, может быть указано - "фургон". В рассматриваемой ситуации за разъяснениями можно обратиться в орган, осуществлявший государственную регистрацию "спорного" транспортного средства, или к заводу - изготовителю автомобиля.

Указанные пояснения могут  быть весомыми аргументами отнесения  транспортного средства к той  либо иной категории и применения соответствующей налоговой ставки.

Если же компания по "неоднозначным" автомобилям все-таки руководствуется данными строки 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)", свою позицию можно попытаться отстоять в суде. Вот, например, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 указано, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) оно относится к категории "B" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест".

В то же время есть и судебные решения с обратными выводами - Постановление ФАС ВВО от 19.01.2009 N А29-2848/2008. 
Получается, что исход судебного спора по рассматриваемому вопросу определить нельзя. Поэтому организациям, которые еще не определили, к какой категории транспортных средств относить свои "спорные" автомобили, целесообразней было бы руководствоваться разъяснениями контролирующих органов. В противном случае возможен суд, исход которого может быть и в пользу проверяющих.

 

1.7 Порядок исчисления суммы транспортного налога и авансовых платежей.

 

Налоговый кодекс РФ обязывает  все организации, вне зависимости  от того, на каком режиме налогообложения  они находятся, самостоятельно, в  отличие, скажем, от физических лиц, исчислять  как сумму налога, так и сумму  авансового платежа по нему.

Кстати, исчисление и уплата промежуточных (авансовых) платежей могут  быть отменены региональным законодательством. Об этом более подробно будет указано ниже, в разделе "Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему".

Продолжим далее: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. п. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Вполне логично, что законом определен механизм расчета налога в отношении каждого транспортного средства, ведь налоговые ставки устанавливаются дифференцированно, да и налоговая база для каждого вида транспортных средств различна.

Сумма авансовых платежей по налогу, если, конечно, региональный законодатель не отменил обязанность  уплаты промежуточных платежей, исчисляется  по завершении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  базы и налоговой ставки.

Пример. На предприятие зарегистрирован легковой автомобиль с объемом двигателя 120 лошадиных сил. Ставка в отношении указанного транспортного средства составляет 20 руб. за лошадиную силу. 
Соответственно, по истечении I, II и III кварталов организацией должен быть исчислен к уплате авансовый платеж в размере: 0,25 x (120 x 20) = 600 руб.

Согласно нормам п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога по завершении налогового периода определяется как разница  между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащими уплате в  течение налогового периода.

Пример. Воспользуемся условиями предыдущего примера: организация исчисляет годовую сумму налога: 120 x 20 = 2400. Из данной величины вычитаются все ранее уплаченные авансовые платежи, и получается сумма, которая должна быть перечислена в бюджет по итогам налогового периода: 2400 - 600 (I квартал) - 600 (II квартал) - 600 (III квартал) = 600 руб.

А как быть в ситуации, когда транспортное средство было зарегистрировано на предприятии неполный календарный  год? В каком размере уплачивать налог?

В соответствии с нормами  п. 3 ст. 362 НК РФ в указанном случае исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с  учетом коэффициента, определяемого  как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев  в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Пример. Рассмотрим расчет налога в случае регистрации транспортного средства на предприятии менее года. Вернемся к данным все того же примера с учетом того, что автомобиль был снят с учета в ноябре месяце. Рассчитаем коэффициент: 11 / 12 = 0, 917. Сумма налога, подлежащая уплате за автомобиль, составит: 2400 x 0,917 = 2200,8 руб. Авансовых платежей за I, II и III кварталы было исчислено к уплате: 600 x 3 = 1800 руб. Значит, сумма налога к уплате за год должна составить: 2200,8 - 1800 = 400,8 руб.

Довольно часто возникает  вопрос о расчете налога в связи  с перерегистрацией транспортного  средства в другом субъекте РФ, в  котором действуют иные налоговые ставки.

По мнению Минфина, изложенному  в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11, в случае, если транспортное средство снято с  учета в одном субъекте РФ и  в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика  в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого  месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, при этом его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге. 

 

1.8 Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему.

 

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками  в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. 
При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т.е. не ранее срока подачи годовой налоговой декларации, которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Получается, что, с одной  стороны, НК РФ дает региональным законодателям  возможность определения срока  уплаты налога, но в то же время определенным образом ограничивает его - сначала  представляется отчетность, затем уплачивается налог.

Поскольку, как мы уже  рассмотрели выше, расчеты по авансовым  платежам были отменены с 2011 г., соответственно, зависимость срока оплаты авансового платежа от момента представления  отчета уже не может быть установлена, как была установлена в ранее  действующей редакции ст. 363 НК РФ.

Обратите внимание, что  нормами Налогового кодекса РФ предусмотрена  обязанность организаций по уплате как самого налога, так и суммы авансов по нему. При этом региональный законодатель в своем нормативно-правовом акте может отменить обязанность по уплате промежуточных (авансовых) платежей (п. 2 ст. 363 НК РФ).  
Что касается места уплаты налога и промежуточных платежей по нему, то такая уплата должна осуществляться по месту нахождения транспортного средства, т.е. по месту его регистрации. А местом регистрации транспортного средства, как мы уже рассмотрели выше "Налоговая декларация", является место государственной регистрации юридического лица либо место нахождения его обособленных подразделений.

В том случае, если транспортное средство зарегистрировано по месту  нахождения организации, налог и  авансовые платежи по налогу в  отношении этого транспортного  средства подлежат уплате по месту  нахождения организации. Если же автомобиль зарегистрирован по месту нахождения филиала организации, а по месту  нахождения организации такая регистрация  не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. В данном случае на основании ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи  по налогу в отношении этого транспортного  средства подлежат уплате по месту  нахождения филиала организации. Данного  мнения придерживается Минфин России (Письмо от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20). 
В случае осуществления временной регистрации на транспортное средство налог и промежуточные платежи по нему уплачиваются по месту его постоянной регистрации (Письма Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46, от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20).Перейдем к рассмотрению расчета транспортного налога на примере конкретного предприятия ОАО «Звезда».

Информация о работе Транспортный налог