Транспортный налог как региональный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. В связи с этим взимание налогов является важным условием функционирования государства. Уплата законно установленных налогов является конституционной обязанностью каждого гражданина.
Происходящие в России изменения в области экономики, стремительное трансформирование взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы. Сказанное, однако, на современном этапе может быть принято только как направление формирования налоговой системы России, поскольку действующая система далека от идеальной.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………………2
1.Общая характеристика транспортного налога…………………………………...3
1. 2. Налогоплательщики транспортного налога………………………………………4
1.3. Объект налогообложения ………………………………………………………….5
1.4.Не являются объектами налогообложения………………………………………...6
2. Нормативно-правовая база………………………………………………………...7
2.2.Налоговые ставки по Краснодарскому Краю……………………………………..12
2.3Льготы………………………………………………………………………………...15
2.4. Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога …………………………...16
3. Проблемы налогообложения транспортных средств…………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Транспортный налог как региональный налог.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Содержание49.Транспортный налог как региональный налог.

 

Ведение……………………………………………………………………………………2

1.Общая характеристика  транспортного налога…………………………………...3

1. 2. Налогоплательщики транспортного налога………………………………………4

1.3. Объект налогообложения ………………………………………………………….5

1.4.Не являются объектами налогообложения………………………………………...6

2. Нормативно-правовая  база………………………………………………………...7

2.2.Налоговые ставки по Краснодарскому Краю……………………………………..12

2.3Льготы………………………………………………………………………………...15  

2.4. Налоговый период, порядок  и сроки уплаты налога …………………………...16

3. Проблемы налогообложения  транспортных средств…………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы……………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Налоги  являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. В связи с этим взимание налогов является важным условием функционирования государства. Уплата законно установленных налогов является конституционной обязанностью каждого гражданина.

Происходящие  в России изменения в области  экономики, стремительное трансформирование  взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения  с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и  формирования эффективной налоговой  системы. Сказанное, однако, на современном этапе может быть принято только как направление формирования налоговой системы России, поскольку действующая система далека от идеальной. 

Порядок исчисления и уплаты транспортного  налога определяется главой 28 «Транспортный  налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» с 1 января 2003 года.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  транспортного налога.    

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог  был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог  взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа  было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме  бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Средства  от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для  финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233). 

В настоящее время правовому регулированию  транспортного налога посвящена  гл. 28 Налогового кодекса РФ, введенная  в действие ФЗ от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ

С введением в действие  указанной  главы из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации были  исключены:     

1) налог на пользователей автодорог;      

2) налог с владельцев транспортных  средств;     

3) акцизы с продажи легковых  автомобилей в личное пользование  граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);    

4) налог на водно-воздушные транспортные  средства, ранее уплачиваемый физическими  лицами в соответствии с Законом  РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на  имущество физических лиц" (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).

В соответствии с гл. 28 Налогового кодекса  транспортный налог является региональным налогом.

Он  устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ установлены полномочия субъектов по регулированию транспортного  налога.  Вводя в действие налог на своей территории, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа.  
    

1.2. Налогоплательщики транспортного налога    

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками  транспортного налога признаются организации  и физические лица, на имя которых  зарегистрированы транспортные средства.     

Транспортные  средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению.     

Таким образом, регистрация транспортного  средства влечет возникновение обязанности  по постановке на налоговый учет.    

Согласно  Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке  регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими  лицами, указанными в паспорте транспортного  средства, в справке-счете или  ином документе, удостоверяющем право  собственности на транспортные средства .    

Вместе  с тем установлено, что при  изменении места эксплуатации транспортного  средства осуществляется временная  регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной  регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту  эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.    

Таким образом, несмотря на изменение места  пребывания (эксплуатации) транспортного  средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный  вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог  уплачивает собственник облагаемого  имущества независимо от того, кто  и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.    

В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении  обязанности уплаты налога. По моему  мнению, для решения данного вопроса  необходимо обратить внимание на определение  плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации  автомототранспортных средств не предусматривают  регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.    

Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых  зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько  плательщиков одного налога в отношении  одного и того же транспортного средства.    

Считаю, что такое правило в большей  степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает  возможные споры между участниками  долевой собственности по уплате транспортного налога.  
  
   

1.3. Объект налогообложения      

Объектом  налогообложения признаются транспортные средства. В главе 28 Налогового кодекса  РФ под транспортными средствами понимаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и  другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Исходя из данного  определения, транспортные средства можно  подразделить на:    

- наземные транспортные  средства, к которым относятся  автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы  и другие самоходные машины, и  механизмы на пневматическом  и гусеничном ходу, снегоходы  и мотосани;    

- водные транспортные  средства, к которым относятся  теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные  транспортные средства;    

- воздушные транспортные  средства, к которым относятся  самолеты, вертолеты и другие  воздушные транспортные средства.     

Некоторые транспортные средства не подлежат налогообложению. К ним относятся:     

1) весельные лодки, а также  моторные лодки с двигателем  мощностью не свыше 5 лошадиных  сил;    

2) автомобили легковые, специально  оборудованные для использования  инвалидами, а также автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;    

3) промысловые морские  и речные суда;    

4) пассажирские и грузовые  морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на  праве хозяйственного ведения  или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности  которых является осуществление  пассажирских и (или) грузовых перевозок;     

5) тракторы, самоходные комбайны  всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные  машины для перевозки птицы, машины  для перевозки и внесения минеральных  удобрений, ветеринарной помощи, технического  обслуживания), зарегистрированные  на сельскохозяйственных товаропроизводителей  и используемые при сельскохозяйственных  работах для производства сельскохозяйственной  продукции;    

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, где законодательно предусмотрена  военная и (или) приравненная к  ней служба;    

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии  подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным  органом.  

 

1.4.Не являются объектами налогообложения

Объектами налогообложения не являются:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов .

 

2. Нормативно-правовая база

В рамках реформирования бюджетной и налоговой системы была проведена отмена налогов с оборота: с 1 января 2001 года был упразднён Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и отменены налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог отменялся поэтапно: с 1 января 2001 года его ставка была снижена до 1%, а с 1 января 2003 года он был отменён окончательно.

Одновременно в целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было решено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог.

Информация о работе Транспортный налог как региональный налог