Транспортный налог и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1) изучить сущность транспортного налога;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы исчисления и уплаты транспортного налога;
3) рассмотрение основных элементов транспортного налога;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ……………………………………...……………………………...…….5
1.1 История возникновения и развития транспортного налога……...……..……5
1.2 Сущность и элементы транспортного налога…….......………………………14
1.3Фискальная и регулирующая функции транспортного налога…..…………..21
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.docx

— 78.05 Кб (Скачать файл)

При определении функций  транспортного налога необходимо исходить из следующих теоретических признаков  транспортного налога, учитывающих  его экономическую и правовую сущность.

1. Транспортный налог  – это фискальный платеж, предусмотренный  Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

2. Транспортный налог  носит обязательный характер. В  его основе лежит ст. 57 Конституции  РФ, закрепляющая обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы. Данная конституционно-правовая  обязанность носит публично-правовой  характер, что обусловлено публично-правовой  природой государства и государственной власти.

Обязательный характер транспортного  налога предусматривает невозможность законного отказа от его уплаты. У налогоплательщика нет права выбора – у него есть единственный вариант поведения, соответствующий нормам налогового права. В случае невыполнения налоговой обязанности в установленный срок сумма транспортного налога взыскивается в принудительном порядке: с организаций, индивидуальных предпринимателей в безакцептном порядке, с физических лиц – по решению суда, вступившему в законную силу.

3. Транспортный налог  – это платеж, имеющий денежную  форму. В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК РФ, возможно исполнение налоговой обязанности и в иностранной валюте. В этом случае пересчет суммы налога в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме.

4. Транспортный налог  – это индивидуальный платеж. НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате транспортного налога.

5. Транспортный налог  – это платеж, зачисляемый в  бюджеты субъектов Российской  Федерации.

Надлежащее исполнение налоговой  обязанности предполагает, что налогоплательщик заполняет поручение на уплату транспортного налога в соответствии с правилами, установленными Минфином РФ по согласованию с Центральным Банком РФ. Налоговая обязанность считается неисполненной, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка и сумма транспортного налога оказалась не перечисленной в бюджеты субъектов РФ.

6. Транспортный налог  – обязательный платеж, представляющий  собой «особый кредит» государству.  Мы поддерживаем высказанное  в науке налогового права мнение о том, что представление о налоге как безвозмездном платеже не отвечает современным реалиям.

 

  «Сегодня налог – это уже  не безвозмездный платеж, это  «кредит», передаваемый публичному субъекту для успешного ведения «общих дел». «Кредит», за целевое использование которого государство должно отчитываться перед своими налогоплательщика и нести ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей. В этом случае финансовые взаимоотношения между властью и личностью строятся на основе известной латинской формулы «que pro quo» – индивид добросовестно уплачивает законно установленные налоги и сборы, государство взамен обеспечивает достойные условия жизни» [9, c. 426].

 

  Таким образом, важнейшим  признаком транспортного налога  является его «особая возмездность»,  выражающаяся в том, что собранные  фискальные платежи должны использоваться  строго по целевому назначению. Поскольку плательщиками транспортного  налога являются физические и  юридические лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, то аккумулируемые платежи должны быть направлены на решение следующих задач:

- повышение качества дорожного  покрытия,

- охрану окружающей среды.

На наш взгляд, юридическая  наука просто не совсем верно трактовала такой признак налога как безвозвратность. Действительно, конкретный налогоплательщик не может рассчитывать и требовать предоставления ему какой-либо услуги как эквивалента уплаченной суммы. Но все налогоплательщики могут и должны требовать от публичного субъекта надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей. Данные обязанности носят публично-правовой характер, в них воплощается публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство в лице государственных органов не может по собственному усмотрению, исходя из собственных представлений о правовом государстве и гражданском обществе, определять основные направления развития финансовой системы страны.

«Особая возмездность» транспортного  налога как признак данного фискального платежа означает:

- во-первых, обязанность  публичного субъекта аккумулировать, распределять и использовать получаемые денежные средства строго по целевому назначению, определяемому исходя из конституционных положений;

- во-вторых, обязанность  публичного субъекта обеспечить  «прозрачность» бюджетных потоков;

- в-третьих, обязанность  государственных органов, должностных  лиц претерпевать меры государственного  принуждения за нарушения налогового  и бюджетного законодательства.

Функции, выполняемые транспортным налогом, оказывают существенное влияние  на состояние общественных процессов. Усиление фискальной направленности неизбежно приведет к росту социальной напряженности, усилению кризисного состояния российского общества. Умножение регулирующих начал транспортного налога позволит решить ряд важнейших проблем.

Сегодня первое место должна занимать регулирующая функция, направленная на обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в частности, на решение экологических проблем, создание благоприятной окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА 

НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ  В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Проведем анализ налоговых поступлений в бюджет Иркутской области в 2011 и 2012 годах с января по октябрь.

Таблица 2.1.

Анализа динамики налоговых  поступлений в бюджет.

Показатели

Анализируемые

периоды

Отклонения

2011г., млн. руб.

2012 г., млн. руб.

Абсолютное, млн.руб.

Относительное, %

НДФЛ

22 962,5

26 269,1

3 306,6

14,4

налог на прибыль

25 470,8

34 079,9

8 609,1

33,8

Акцизы

8 186,2

12 966,9

4 780,7

58,4

Налог на имущество физических лиц

118,7

268,7

150

26,4

Налог на имущество организаций

6 917,9

8 536,8

1 618,9

23,4

земельный налог

1 909,6

2 196,1

286,5

15

транспортный налог

934,7

694,5

-240,2

-25,7

НДПИ

995,3

1 176,4

181,1

18,2

Остальные налоги и сборы

3 445,4

4 423,9

978,5

28,4

Всего поступило

70 957,6

90 612,9

19 655,3

27,7


 

В 2012 году с января по октябрь общая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области составила 70 957, 6 млн. рублей, что составляет 127,7% от поступлений 2011 года.

Подробно рассмотрим динамику налоговых  поступлений в бюджет Иркутской области и построим гистограмму.

 

 

Рис. 2.1. Анализа динамики налоговых поступлений.

В бюджет Иркутской области за январь  –  октябрь в 2011году поступило  денежных средств от НДФЛ в сумме 22 962,5 млн. руб., а в 2012 году НДФЛ составил 26 269,1 млн. руб., что больше на 14,4 %. Поступления налога на прибыль с 2011 года по 2012 год увеличилось от 25 470,8 млн. рублей до 34 079,9 млн. рублей. Акцизы в 2011 году составили 8 186,2 млн. рублей, в 2012 году увеличилась сумма на 4 780,7 млн. рублей. Налог на имущество физических лиц составили 118,7 млн. рублей, в 2012 году 268,7 млн. рублей, что больше на 150 млн. рублей, а налог на имущество организаций увеличился на 1 618,9 млн. рублей.  Земельный налог увеличился с 1 909,6 млн. рублей до 2 196,1 млн. рублей. А транспортный налог в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом с 934,7 млн. рублей до 694,5 млн. рублей. НДПИ увеличилась на 181,1 млн. рублей. Остальные налоги и сборы составили в 2011 году 3 445,4млн. рублей, а в 2012 4 423,9 млн. рублей.

Проанализируем структуру налоговых поступлений в 2011 и в 2012 годах с января по октябрь.

Таблица 2.2

Результаты вертикального  анализа налоговых платежей.

Показатели

Абсолютное значение

Относительное значение

2011 г., млн. руб.

2012 г., млн. руб.

2011 г., %

2012 г., %

НДФЛ

22 962,5

26 269,1

32,4

29

налог на прибыль

25 470,8

34 079,9

35,9

37,6

Акцизы

8 186,2

12 966,9

11,5

14,3

Налог на имущество физических лиц

118,7

268,7

0,2

0,3

Налог на имущество организаций

6 917,9

8 536,8

9,7

9,5

земельный налог

1 909,6

2 196,1

2,8

2,4

транспортный налог

934,7

694,5

1,3

0,7

НДПИ

995,3

1 176,4

1,4

1,3

Остальные налоги и сборы

3 445,4

4 423,9

4,8

4,9

Всего поступило

70 957,6

90 612,9

100%

100%


 

Рис. 2.2. Структура налоговых поступлений в 2011 году.

В 2011 году  наибольшую долю налоговых  поступлений занимает налог на прибыль  и составляет от общей суммы 35,9%, на втором месте занимает НДФЛ и  составил 32,4%. Акцизы составили 11,5%, налог  на имущество организаций составил 9,7%.  Земельный налог составил от общей суммы 1 909,6 млн. рублей – это 2,4%. НДПИ и транспортный налог составили 1,4% и 1,3% соответственно. Наименьшую долю составил налог на имущество физических лиц 0,2%. А остальные налоги и сборы – 4,8%.

Рис. 2.3. Структура налоговых поступлений в 2012 году.

В 2012 году также наибольшую долю составил налог на прибыль и увеличился до 37,6%, а на втором месте НДФЛ и денежные поступления по этому налогу уменьшились по сравнению с 2011 годом до 29%. Акцизы составили 14,3%, что больше по сравнению с 2011 годом на 2,8 процентных пункта. Налог на имущество организаций составил 9,5%, земельный налог 2,4%, а НДПИ 1,3%. Доля поступлений денежных средств транспортного налога уменьшилась до 0,7%. Доля налога на имущество физических лиц  в 2012 году увеличилась до 0,3%, а доля на остальные налоги и сборы составили 4,9%.

Таким образом, проанализировав  поступления налогов в бюджет Иркутской области, можно сделать вывод, что поступления средств транспортного налога в 2012 году уменьшились по сравнению с 2011 годом. Доля транспортного налога в 2011 году составляет всего 1,3% от общей суммы поступивших налогов и сборов, а в 2012 году уменьшилась доля до 0,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортный налог установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как  все региональные налоги вводится в  действие законами субъектов Федерации  исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории. Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке. Налоговая база по налогу установлена в зависимости от категории объекта налогообложения. Налоговые ставки по налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от налоговой базы и на основе определенных Налоговым кодексом средних ставок налогообложения.

Информация о работе Транспортный налог и его функции