Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1) изучить сущность транспортного налога;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы исчисления и уплаты транспортного налога;
3) рассмотрение основных элементов транспортного налога;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ……………………………………...……………………………...…….5
1.1 История возникновения и развития транспортного налога……...……..……5
1.2 Сущность и элементы транспортного налога…….......………………………14
1.3Фискальная и регулирующая функции транспортного налога…..…………..21
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………...
При определении функций
транспортного налога необходимо исходить
из следующих теоретических
1. Транспортный налог – это фискальный платеж, предусмотренный Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.
2. Транспортный налог
носит обязательный характер. В
его основе лежит ст. 57 Конституции
РФ, закрепляющая обязанность
Обязательный характер транспортного налога предусматривает невозможность законного отказа от его уплаты. У налогоплательщика нет права выбора – у него есть единственный вариант поведения, соответствующий нормам налогового права. В случае невыполнения налоговой обязанности в установленный срок сумма транспортного налога взыскивается в принудительном порядке: с организаций, индивидуальных предпринимателей в безакцептном порядке, с физических лиц – по решению суда, вступившему в законную силу.
3. Транспортный налог – это платеж, имеющий денежную форму. В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК РФ, возможно исполнение налоговой обязанности и в иностранной валюте. В этом случае пересчет суммы налога в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме.
4. Транспортный налог – это индивидуальный платеж. НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате транспортного налога.
5. Транспортный налог – это платеж, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Надлежащее исполнение налоговой обязанности предполагает, что налогоплательщик заполняет поручение на уплату транспортного налога в соответствии с правилами, установленными Минфином РФ по согласованию с Центральным Банком РФ. Налоговая обязанность считается неисполненной, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка и сумма транспортного налога оказалась не перечисленной в бюджеты субъектов РФ.
6. Транспортный налог
– обязательный платеж, представляющий
собой «особый кредит»
«Сегодня налог – это уже не безвозмездный платеж, это «кредит», передаваемый публичному субъекту для успешного ведения «общих дел». «Кредит», за целевое использование которого государство должно отчитываться перед своими налогоплательщика и нести ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей. В этом случае финансовые взаимоотношения между властью и личностью строятся на основе известной латинской формулы «que pro quo» – индивид добросовестно уплачивает законно установленные налоги и сборы, государство взамен обеспечивает достойные условия жизни» [9, c. 426].
Таким образом, важнейшим
признаком транспортного
- повышение качества дорожного покрытия,
- охрану окружающей среды.
На наш взгляд, юридическая наука просто не совсем верно трактовала такой признак налога как безвозвратность. Действительно, конкретный налогоплательщик не может рассчитывать и требовать предоставления ему какой-либо услуги как эквивалента уплаченной суммы. Но все налогоплательщики могут и должны требовать от публичного субъекта надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей. Данные обязанности носят публично-правовой характер, в них воплощается публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство в лице государственных органов не может по собственному усмотрению, исходя из собственных представлений о правовом государстве и гражданском обществе, определять основные направления развития финансовой системы страны.
«Особая возмездность» транспортного
налога как признак данного
- во-первых, обязанность
публичного субъекта
- во-вторых, обязанность
публичного субъекта
- в-третьих, обязанность
государственных органов,
Функции, выполняемые транспортным налогом, оказывают существенное влияние на состояние общественных процессов. Усиление фискальной направленности неизбежно приведет к росту социальной напряженности, усилению кризисного состояния российского общества. Умножение регулирующих начал транспортного налога позволит решить ряд важнейших проблем.
Сегодня первое место должна занимать регулирующая функция, направленная на обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в частности, на решение экологических проблем, создание благоприятной окружающей среды.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА
НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Проведем анализ налоговых поступлений в бюджет Иркутской области в 2011 и 2012 годах с января по октябрь.
Таблица 2.1.
Анализа динамики налоговых поступлений в бюджет.
Показатели |
Анализируемые периоды |
Отклонения | ||
2011г., млн. руб. |
2012 г., млн. руб. |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | |
НДФЛ |
22 962,5 |
26 269,1 |
3 306,6 |
14,4 |
налог на прибыль |
25 470,8 |
34 079,9 |
8 609,1 |
33,8 |
Акцизы |
8 186,2 |
12 966,9 |
4 780,7 |
58,4 |
Налог на имущество физических лиц |
118,7 |
268,7 |
150 |
26,4 |
Налог на имущество организаций |
6 917,9 |
8 536,8 |
1 618,9 |
23,4 |
земельный налог |
1 909,6 |
2 196,1 |
286,5 |
15 |
транспортный налог |
934,7 |
694,5 |
-240,2 |
-25,7 |
НДПИ |
995,3 |
1 176,4 |
181,1 |
18,2 |
Остальные налоги и сборы |
3 445,4 |
4 423,9 |
978,5 |
28,4 |
Всего поступило |
70 957,6 |
90 612,9 |
19 655,3 |
27,7 |
В 2012 году с января по октябрь общая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области составила 70 957, 6 млн. рублей, что составляет 127,7% от поступлений 2011 года.
Подробно рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджет Иркутской области и построим гистограмму.
Рис. 2.1. Анализа динамики налоговых поступлений.
В бюджет Иркутской области за январь – октябрь в 2011году поступило денежных средств от НДФЛ в сумме 22 962,5 млн. руб., а в 2012 году НДФЛ составил 26 269,1 млн. руб., что больше на 14,4 %. Поступления налога на прибыль с 2011 года по 2012 год увеличилось от 25 470,8 млн. рублей до 34 079,9 млн. рублей. Акцизы в 2011 году составили 8 186,2 млн. рублей, в 2012 году увеличилась сумма на 4 780,7 млн. рублей. Налог на имущество физических лиц составили 118,7 млн. рублей, в 2012 году 268,7 млн. рублей, что больше на 150 млн. рублей, а налог на имущество организаций увеличился на 1 618,9 млн. рублей. Земельный налог увеличился с 1 909,6 млн. рублей до 2 196,1 млн. рублей. А транспортный налог в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом с 934,7 млн. рублей до 694,5 млн. рублей. НДПИ увеличилась на 181,1 млн. рублей. Остальные налоги и сборы составили в 2011 году 3 445,4млн. рублей, а в 2012 4 423,9 млн. рублей.
Проанализируем структуру налоговых поступлений в 2011 и в 2012 годах с января по октябрь.
Таблица 2.2
Результаты вертикального анализа налоговых платежей.
Показатели |
Абсолютное значение |
Относительное значение | ||
2011 г., млн. руб. |
2012 г., млн. руб. |
2011 г., % |
2012 г., % | |
НДФЛ |
22 962,5 |
26 269,1 |
32,4 |
29 |
налог на прибыль |
25 470,8 |
34 079,9 |
35,9 |
37,6 |
Акцизы |
8 186,2 |
12 966,9 |
11,5 |
14,3 |
Налог на имущество физических лиц |
118,7 |
268,7 |
0,2 |
0,3 |
Налог на имущество организаций |
6 917,9 |
8 536,8 |
9,7 |
9,5 |
земельный налог |
1 909,6 |
2 196,1 |
2,8 |
2,4 |
транспортный налог |
934,7 |
694,5 |
1,3 |
0,7 |
НДПИ |
995,3 |
1 176,4 |
1,4 |
1,3 |
Остальные налоги и сборы |
3 445,4 |
4 423,9 |
4,8 |
4,9 |
Всего поступило |
70 957,6 |
90 612,9 |
100% |
100% |
Рис. 2.2. Структура налоговых поступлений в 2011 году.
В 2011 году наибольшую долю налоговых поступлений занимает налог на прибыль и составляет от общей суммы 35,9%, на втором месте занимает НДФЛ и составил 32,4%. Акцизы составили 11,5%, налог на имущество организаций составил 9,7%. Земельный налог составил от общей суммы 1 909,6 млн. рублей – это 2,4%. НДПИ и транспортный налог составили 1,4% и 1,3% соответственно. Наименьшую долю составил налог на имущество физических лиц 0,2%. А остальные налоги и сборы – 4,8%.
Рис. 2.3. Структура налоговых поступлений в 2012 году.
В 2012 году также наибольшую долю составил налог на прибыль и увеличился до 37,6%, а на втором месте НДФЛ и денежные поступления по этому налогу уменьшились по сравнению с 2011 годом до 29%. Акцизы составили 14,3%, что больше по сравнению с 2011 годом на 2,8 процентных пункта. Налог на имущество организаций составил 9,5%, земельный налог 2,4%, а НДПИ 1,3%. Доля поступлений денежных средств транспортного налога уменьшилась до 0,7%. Доля налога на имущество физических лиц в 2012 году увеличилась до 0,3%, а доля на остальные налоги и сборы составили 4,9%.
Таким образом, проанализировав поступления налогов в бюджет Иркутской области, можно сделать вывод, что поступления средств транспортного налога в 2012 году уменьшились по сравнению с 2011 годом. Доля транспортного налога в 2011 году составляет всего 1,3% от общей суммы поступивших налогов и сборов, а в 2012 году уменьшилась доля до 0,7%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортный налог установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории. Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке. Налоговая база по налогу установлена в зависимости от категории объекта налогообложения. Налоговые ставки по налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от налоговой базы и на основе определенных Налоговым кодексом средних ставок налогообложения.