Транспортный налог и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1) изучить сущность транспортного налога;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы исчисления и уплаты транспортного налога;
3) рассмотрение основных элементов транспортного налога;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ……………………………………...……………………………...…….5
1.1 История возникновения и развития транспортного налога……...……..……5
1.2 Сущность и элементы транспортного налога…….......………………………14
1.3Фискальная и регулирующая функции транспортного налога…..…………..21
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.docx

— 78.05 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь к исследованию системы  налогообложения транспортных средств, необходимо отметить, что параллельно  с налогом с владельцев транспортных средств в России существовали другие налоги, одними из которых действительно облагались транспортные средства, а другие могли быть отнесены к данной системе только из-за их названия.

Налогом, который имел название, позволявшее  его отнести к системе налогообложения транспортных средств, был транспортный налог, установленный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». В соответствии с этим Указом с 1 января 1994 г. вводился новый федеральный налог - транспортный налог, налогоплательщиками которого признавались только юридические лица.[4]

Вместе с тем этот налог мог  быть связан с налогообложением транспортных средств лишь по своему названию. Фактически объектом его налогообложения являлся фонд оплаты труда, или, другими словами, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выплачиваемые по трудовым и иным гражданско-правовым договорам. Налоговая ставка определялась в размере 1%. Поскольку у действовавших в то время страховых взносов в государственные внебюджетные фонды объектом обложения также признавался фонд оплаты труда, рассматриваемый транспортный налог, по существу, представлял собой дополнительный налоговый платеж, взимаемый с того же объекта, что и названные страховые взносы.

Название «транспортный» этот налог получил не потому, что им должны были облагаться транспортные средства, а в связи с тем, что Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270, определив зачисление доходов от этого налога в полном объеме в региональные бюджеты, установил целевое расходование поступающих от его взимания средств исключительно на финансирование поддержки и развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе.

Введенный транспортный налог просуществовал практически четыре года - с 1 января 1994 г. по 14 ноября 1997 г. Указом Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации», введенным в действие со дня его подписания, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270, установивший транспортный налог, был признан недействующим.[8]

Общей характеристикой, которую следует  дать рассматриваемому транспортному налогу с позиций современного исследователя, является нарушение в этом налоге экономической сущности построения метода налогообложения, поскольку название налога всегда должно отражать существо облагаемого им объекта. Однако в транспортном налоге его название и облагаемый объект не совпадали, более того - относились к совершенно разным экономическим категориям: название указывает на обложение движимого имущества, в то время как объект налога представлен денежными средствами (фондом оплаты труда).

Устанавливая данный налог, его  объектом законодатель избрал транспортные средства, имеющие рабочий объем двигателя свыше 2500 куб. см. При этом необходимо учитывать, что помимо налога на отдельные виды транспортных средств в России с 1992 г. взимался налог с владельцев транспортных средств, имевший идентичный объект налогообложения. Кроме этого, ни в одном законодательном акте не указывалось, каким при существующем двойном налогообложении одного и того же объекта, такого как транспортное средство, должно быть сопряжение двух названных налогов.

Согласно шкале прогрессивных  налоговых ставок, установленных  ст. 6 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», налог с владельцев транспортных средств взимался с автомобилей с мощностью двигателя как до 100 л.с., так и свыше 100 л.с. Это говорит о том, что во второй разряд налоговых ставок попадали все автомобили, имеющие мощность двигателя свыше 100 л.с. К этому же разряду относятся автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2 500 куб. см. Между тем для упомянутых автомобилей, имеющих рабочий объем двигателя свыше 2 500 куб. см., был установлен налог на отдельные виды транспортных средств. При этом в Законе об этом налоге не определялся порядок учета суммы налога с владельцев транспортных средств при расчете налога на отдельные виды транспортных средств. По этой причине не исключалась ситуация, когда одно и то же транспортное средство могло облагаться двумя разными налогами - налогом с владельцев транспортных средств, поскольку автомобиль имел мощность двигателя свыше 100 л.с., и налогом на отдельные виды транспортных средств, так как рабочий объем двигателя облагаемого транспортного средства был свыше 2 500 куб. см.

Различие между налогом с  владельцев транспортных средств и  налогом на отдельные виды транспортных средств, по существу, было только в  разных фондах аккумулирования налоговых  доходов от их взимания. Налог с  владельцев транспортных средств, как уже говорилось, в полном объеме поступал в региональные дорожные фонды, а налог на отдельные виды транспортных средств - в федеральный бюджет.

Под давлением обоснованной критики  со стороны налогоплательщиков налог  на отдельные виды транспортных средств  с 1 января 2001 г. был отменен. Поскольку, согласно ст. 5 Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ, налоговым периодом введенного налога на отдельные виды транспортных средств признавался год, начинающийся со дня вступления в силу этого Закона, т.е. с 12 июля 1999 г., у налогоплательщиков до отмены данного налога был только один полноценный налоговый период (с 12 июля 1999 г. до 12 июля 2000 г.), за который они должны были уплатить налог.[13]

С 1 января 2003 г. в России взамен федерального налога с владельцев транспортных средств  в системе региональных налогов  был установлен транспортный налог, также являющийся универсальным налогом, взимаемым с организаций и физических лиц. Диспозиция налога была изменена с федерального на региональный вследствие проведения налоговой реформы, целью которой является более четкое и ясное разграничение полномочий в налоговой сфере не только по установлению и введению налогов, но и по эффективному управлению на каждом уровне власти источниками налоговых доходов бюджетов. На реализацию принципа полноценного построения налоговой модели нацелена ст. 17 НК РФ, определяющая перечень элементов налогообложения, подлежащих установлению в законе о налоге. Поскольку налог, независимо от того, федеральный ли это налог, региональный или местный, устанавливается федеральным законодателем, для признания его законно установленным необходимо сформировать его полноценную и законченную модель в НК РФ - федеральном законе, определяющем общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Полноценной и законченной налоговая  модель может быть признана только тогда, когда в соответствующей  главе НК РФ, посвященной тому или  иному налогу, будет раскрыто конкретное содержание каждого из ее элементов, перечень которых определен в  ст. 17 НК РФ. Это приводит к выводу, что, устанавливая региональный налог, федеральный законодатель обязан в НК РФ сформировать его полноценную налоговую модель с раскрытием юридического содержания каждого из ее элементов. Только на основе оценки полноценности, законченности и работоспособности налоговой модели федеральный, региональный или местный налог может признаваться законно установленным. Поскольку действия субъектов РФ по введению транспортного налога на своих территориях всегда являются производными от положений федерального законодательства, постоянный поток жалоб на неконституционность региональных законов об этом налоге однозначно свидетельствует, что не столько законы субъектов РФ, сколько гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» представляет собой недостаточно выверенный документ, имеющий ряд оснований для возникновения конфликтных ситуаций. В преобладающем числе случаев причиной оспаривания как самих законов субъектов РФ о транспортном налоге, так и положений НК РФ об этом налоге выступает несогласие заявителей либо с отменой налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, которым эти льготы были предоставлены ранее действовавшим законодательством, либо с величинами установленных налоговых ставок и избранным видом их прогрессии.

1.2 Сущность и элементы транспортного налога

Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам.[1]

Объектом налогообложения Налоговый Кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке. [10]

Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточный перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.

В частности, не облагаются налогом:

– весельные лодки, а также  моторные лодки с двигателем мощностью  не свыше 5 л. с.;

– полученные или приобретенные  через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;

– промысловые морские  и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные  суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

– тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

– транспортные средства, принадлежащие  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

– транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.

Налоговая база определяется:

– в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

– в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

– в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

– в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в ранее, как единица транспортного средства – налоговая база определяется отдельно.[16]

1. Налоговым периодом признается  календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации вправе  не устанавливать отчетные периоды.

Ставки налога утверждены Законом о транспортном налоге от 4 июля 2007 г. № 53-оз.

Налоговые ставки Иркутской  области представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Налоговые ставки Иркутской области, руб.

Наименование объекта  налогообложения

Ставка (руб.)

1

2

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

10,5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

14,5

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

35


 

Окончание табл. 1.1

1

2

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

52,5

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

105

Мотоциклы и мотороллеры  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

4

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

7

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

10

Автобусы с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

20

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

39,5

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

10,5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

16

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

20

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

26,5

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

34,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

10,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

10,5

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

20

Катера, моторные лодки  и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

6,5

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

39,5

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

100

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

200

Гидроциклы с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной  силы):

 

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

87,5

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

175

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая  вместимость (с каждой регистровой  тонны валовой вместимости)

39,5

Самолеты, вертолеты  и иные воздушные суда, имеющие  двигатели (с каждой лошадиной силы)

50,5

Самолеты, имеющие  реактивные двигатели (с каждого  килограмма силы тяги)

39,5

Другие водные и  воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

396,5

Информация о работе Транспортный налог и его функции