Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1) изучить сущность транспортного налога;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы исчисления и уплаты транспортного налога;
3) рассмотрение основных элементов транспортного налога;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ……………………………………...……………………………...…….5
1.1 История возникновения и развития транспортного налога……...……..……5
1.2 Сущность и элементы транспортного налога…….......………………………14
1.3Фискальная и регулирующая функции транспортного налога…..…………..21
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………...
Законом Иркутской области от 04.07.2007 № 53-оз «О транспортном налоге» расширен перечень категорий физических лиц, имеющих право на льготу по транспортному налогу.
Теперь, право на льготу имеют и многодетные семьи, т. е. один из родителей многодетной семьи, имеющей трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, и (или) учащихся очной формы обучения, в возрасте до 24 лет, включая усыновленных, а также детей, не достигших возраста 18 лет, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью.
От уплаты транспортного налога также освобождены ветераны войны и труда, инвалиды всех групп.
Льготы предоставляются
в отношении легкового
Ограничений на количество транспортных средств, подпадающих под льготное налогообложение, (за исключением категории налогоплательщиков – граждане, получающие трудовую пенсию по старости), законом не предусмотрено.
Пенсионеры имеют льготу
в размере 80% в отношении одного
легкового транспортного
Данная категория
Срок уплаты транспортного налога за 2011 год – не позднее 5 ноября 2012 года. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу:
1. Налогоплательщики, являющиеся
организациями, исчисляют
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
2.1. Налогоплательщики, являющиеся
организациями, исчисляют
3. В случае регистрации
транспортного средства и (или)
4. Органы, осуществляющие
государственную регистрацию
5. Органы, осуществляющие
государственную регистрацию
Сведения, указанные в пунктах 4 и 5, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Законодательный (
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:
1. Уплата налога и авансовых
платежей по налогу
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. В течение налогового
периода налогоплательщики,
3. Налогоплательщики, являющиеся
физическими лицами, уплачивают
транспортный налог на
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
1.3 Фискальная и регулирующая функции транспортного налога
Один из самых распространенных терминов – термин «функции налогов». Хотя он широко употребляется в теории и практике налогообложения, до сих пор нет его единого понимания.
В юридической литературе выделяются следующие критерии, лежащие в основе определения функций налогов:
- функция налогов производна
от его сущности и
- функция налога демонстрирует
направления воздействия
- функция налога отражает наиболее существенные черты права и направлена на решение коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
- функция налога указывает
направление активного
- функция налога должна отвечать критерию постоянства – стабильность, непрерывность, длительность действия функции» [1, с. 35-36].
Исходя из данных предпосылок, в юридической науке предложено рассматривать функцию налога как «направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства» [2, c. 36].
К.С. Бельский определяет функции налогов как «те социальные роли, которые они выполняют в деятельности государства и общества» [3].
Н.С. Параскевич понимает под функцией налога «значение, роль налога в финансовой системе страны» [4, c. 12].
Очевидно, что функции налогов производны от функций государства. На наш взгляд, содержание функций налогов может быть раскрыто через следующие суждения:
1) функции налогов – это научная абстракция, с помощью которой анализируется правовое воздействие налогового механизма на общественные отношения;
2) функции налогов отражают
соотношение публичных и
3) в функциях налогов
проявляются и
4) в функциях налогов выражается их сущность и, в конечном счете, социальное назначение государства.
Функции транспортного налога представляют собой основные направления воздействия налогов как правовой категории на сознание и психику участников налоговых отношений, устремленные на достижение целей и задач проводимой государством налоговой политики. Именно налоговая политика, получающая законодательное оформление нормами налогового права, определяет «иерархичную структуру» функций транспортного налога. Система воздействия фискального платежа статична, с одной стороны, с другой стороны – подвижна.
Считается, что исторически первой функцией налогов была фискальная, выражающаяся в том, что с помощью налогов государство создает необходимые денежные фонды, предназначенные для удовлетворения публичных потребностей [5].
Бесспорно, фискальная функция налогов является исторически первой обоснованной. Без нее не может существовать сегодня практически ни одно государственно организованное общество. Но в то же время нельзя и переоценивать ее значение. Фискальная функция обязательных платежей не может быть основной, доминирующей. Она не должна подавлять остальные функции налогов. Доминирование фискальной составляющей, как показывает история, неизбежно приводит, в конечном счете, к развалу экономики, сокращению числа налогоплательщиков.
Сегодня большая часть доходов государственного и муниципального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Согласно НК РФ федеральные, региональные и местные налоги взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Как считает Ю.А. Крохина, «такой подход законодателя основан на исторических традициях понимания сущности налога» [6, c. 32].
Однако, думается, что от данного подхода необходимо уходить, поскольку такое понимание фискальной функции транспортного налога, на наш взгляд, не соответствует конституционным положениям и современным реалиям.
Транспортный налог выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию. Считается, что регулирующая функция налогов возникла как следствие появления у государства социальной функции. Налоги стали использоваться публичными субъектами для достижения экономических целей, разрешения социальных противоречий, улучшения качества жизни своих граждан.
При помощи транспортного налога (точнее норм, регулирующих взимание транспортного налога) происходит регулирование общественных отношений, возникающих по поводу владения и использования транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения.
Некоторые ученые пытаются разграничивать регулирующую и стимулирующую функции налогов. В то же время думается, что ученые не принимают во внимание тот факт, что стимулирование может быть «положительным» и «отрицательным». Регулирующая функция налогов осуществляется в рамках двух подфункций: стимулирующей и дестимулирующей (иногда в литературе обозначается как «пресекающая функция» [7]) .
Иными словами, регулирующая функция транспортного налога может осуществляться со знаком «+» и со знаком «-». Введение повышенных таможенных пошлин на ввоз легковых иностранных автомобилей было направлено на поддержку отечественного автопрома. Протекционистская политика способствовала созданию на территории РФ совместных заводов, использующих передовые зарубежные технологии.
Регулирующая функция транспортного налога, осуществляемая посредством финансово-правовых стимулов и запретов, позволяет государству создать гибкий механизм налогообложения.
Финансово-правовые стимулы в виде налоговых льгот позволяют в полной мере реализовать принцип социальной справедливости. Финансово-правовые ограничения дают возможность предупредить нанесение вреда окружающей среде, защитить национальные интересы. Однако их использование требует большой государственной мудрости, взвешивания всех «за» и «против», проведения аргументированной разъяснительной работы при их введении.
Мы разделяем высказанное в науке мнение о том, что сегодня приоритетной должна быть не фискальная, а регулирующая функция налога [8]. Это совершенно не подрывает основу фискальных платежей. Фонд денежных средств, необходимых для удовлетворения публичных интересов, можно создать двумя способами: фискальным и регулирующим.
В первом случае, действительно,
бюджеты различных уровней