Теоретические основы налогового учета и практика его ведения на предприятии ОАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.
Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.
Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
5
1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи
5
1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
7
1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
13
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
23
2.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»

2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия

2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия

3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам

3.2 Разработка налоговых регистров

3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теоретические основы налогового учета .doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистр учета поступлений целевых средств некоммерческими организациями формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

 

 

 

 

 

1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения

 

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

  • общие и организационно-технические вопросы;
  • методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

  • распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
  • применение аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в табл. на с. 364—367.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Представим в виде таблицы элементы налоговой учетной политики организации.  

Элементы учетной политики

Варианты выбора элемента учетной политики

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по НДС

·  по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

·  по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). 

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по налогу на прибыль

· по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, – день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

· по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, услуг)

Классификация доходов (расходов)

· доходы (расходы) от реализации товаров (работ, услуг); внереализационные  доходы 

Порядок признания доходов (расходов)

·  признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

·  день поступления средств на счета в банках или в кассу; 

Метод учета доходов и расходов

·  метод начисления;

· кассовый метод (только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал)

Определение основных средств

· под основными средствами понимаются: основные средства, используемые в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией

Определение нематериальных активов

· нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Организация может применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета два метода начисления амортизации:

·линейный (для амортизационных групп с 8 по 10; со сроком полезного использования 20-30 лет),

·нелинейный (для амортизационных групп с 1 по 7; со сроком полезного использования 1-20 лет),

при этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества

Кроме того, организация также может использовать;

·пониженные нормы амортизации на основании пункта 10 статьи 259 НК РФ ч. II (),

·специальные коэффициенты на основании пунктов 7, 8 статьи 259 НК РФ ч. II (),

·обязательные специальные коэффициенты на основании пункт 9 статьи 259 НК РФ ч. II (), 

Метод оценки покупных товаров при реализации

· по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

·по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

·по средней стоимости;

·по стоимости единицы товара. 

Метод оценки сырья и материалов при производстве товаров, работ, услуг

·метод оценки по стоимости единицы запасов;

·метод оценки по средней стоимости;

·метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

·метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 

Порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного произв7одства

·для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь,

·для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, сумма прямы расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполненных в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг;

·для прочих, суммы прямых расходов распределяются на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой стоимости продукции.

Формирование резервов

·по сомнительным долгам;

· по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

·предстоящих расходов на выплату отпусков

·на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Период, на который создается резерв по сомнительным долгам

·отчетный период;

·налоговый период.

Предельный размер резерва по сомнительным долгам

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового периода).

Порядок использования неизрасходованного резерва по сомнительным долгам

·сумма переносится на следующий налоговый период;

· остаток включается в состав внереализционных доходов, если величина вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода.

Предельный размер резерва по гарантийному ремонту

Предельный размер определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Если налогоплательщик менее трех лет осуществлял реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.

Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условиями гарантийного ремонта и обслуживания, вправе  создавать резерв по гарантийному ремонту о обслуживанию реализованных товаров, (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты.

Порядок использования неизрасходованного резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

·если сумма резерва была не полностью израсходована, то она может быт перенесена на следующий налоговый период;

·если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем периоде, то разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода;

·если сумма вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается в состав прочих расходов.

Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг

·по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

· по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

·по стоимости единицы. 

Перенос убытков на будущее

·всю сумму полученного убытка;

·часть суммы полученного убытка.

Порядок уплаты авансовых платежей

·ежемесячно, исходя из фактически полученной исчисленной прибыли;

·ежеквартальные авансовые платежи;

·ежеквартальные авансовые платежи по итогам отчетногопериода если за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 миллиона рублей за каждый квартал).

Порядок уплаты авансовых платежей организацией, имеющей обособленные подразделения

·по месту нахождения организации в части федерального бюджета;

·по месту нахождения организации и месту нахождения каждого обособленного подразделения в части бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций

·организация может использовать разработанные и рекомендуемые МНС РФ формы регистров налогового учета,

·можно использовать самостоятельно разработанные формы регистров налогового учета,

·данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета

Формы ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль

·в виде специализированных форм на бумажных носителях,

·в электронном виде,

·на любых машинных носителях.

Формы и системы оплаты труда, применяемые в организации

Во избежании разногласий с налоговыми органами целесообразно утвердить применяемые в организации формы и системы оплаты труда.

Порядок определения расходов на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки

Целесообразно для обоснования размера расходов на исследования, не давшие положительного результата, утвердить документ, устанавливающий предельный размер затрат, осуществленных на исследования, не давшие положительного результата.

Необходимо иметь в виду, что в целях налогообложения расходы налогоплательщика на НИИ и ОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.

Порядок уплаты налога на прибыль организации (авансовых платежей)

При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей по результатам деятельности налогоплательщик обязан уведомить об этом ИМНС РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором осуществлен переход и данный момент следует отразить в учетной политике.

Подтверждением данных налогового учета являются

·первичные учетные документы (включая справки бухгалтера),

·аналитические регистры налогового учета,

·расчет налоговой базы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности предприятия

2.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»

 

ООО «Нордекс» было создано в 2006 году и является торговой организацией по продаже электроинструмента на рынке в РФ.

В ассортименте ООО «Апекс» можно выделить следующие группы реализуемых товаров:

  • Электроинструмент;
  • Станочное оборудование;
  • Садовая техника и аксессуары к ней;
  • Ручной инструмент;
  • Сварочное оборудование;
  • Компрессоры;
  • Генераторы бензиновые;
  • Автоинструмент и принадлежности.

Общество действует в порядке, предусмотренном Федеральными Законами РФ, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общество является коммерческой организацией и осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости, создано на неограниченный срок.

Целью создания Общества является оптовая торговля строительным инвентарем, приспособлениями и получение от этой деятельности прибыли.

Основным предназначением Общества является наиболее полное удовлетворение потребностей российских предприятий, организаций и граждан в товарах, распространяемых Обществом.

Основным видом деятельности ООО«Нордекс», является сбытовая деятельность.

Основными поставщиками ООО «Нордекс», являются следующие компании: HANDER, DeFort, BORT.

Основной вид деятельности - оптовая торговля товарами производственного назначения. Данные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ и на основании действующей выданной лицензии.

Среднесписочная численность персонала по состоянию на 01 сентября 2013 года составляет 5 человек, из них:

- руководители - 1 человек;

- работники бухгалтерии - 1 человек;

- менеджеры по работе с клиентами (они же экспедиторы) - 2 человека;

- грузчики - 1 человек.

Во главе ООО «Нордекс» стоит исполнительный директор, который принимает решения по заключению и цене договоров. Совмещает обязанности менеджера.

В учетной политике организации отражено, что согласно п.2 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Главный бухгалтер ООО «Нордекс» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется. Главный бухгалтер с помощью автоматизированной программы 1С-Бухгалтерия» и «Банк-клиент» справляется со всеми вопросами, связанными с ведением бухгалтерского и налогового учета

Именно главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ формирования налоговых  обязательств предприятия

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности, проводимого организацией налогового учета, у ООО «Нордекс» формируются следующие налоговые обязательства:

  • В результате торгово-розничной деятельности формируются обязательства по уплате налога на прибыль и НДС.
  • Следствием наличия на балансе основных средств и объектов недвижимости формируются обязательства по уплате налога на имущество юридических лиц.
  • Начисление и выплата зарплаты рабочим формирует налоговые обязательства по уплате НДФЛ и ЕСН налога.

Формирование налоговых обязательств происходит на основании следующих документов: ведомость отгрузки, отпуска и реализации продукции, карточка складского учета материалов, выписка из расчетной ведомости, авансовый отчет, инвентарная карточка учета основных средств, дополнительная информация.

Следствием сформированных налоговых обязательств является налоговая нагрузка, погашаемая либо за счет прибыли организации, либо покупателями продукции, товаров ООО «Нордекс», либо работниками ООО «Нордекс». Значение налоговой нагрузки рассмотрим на конец отчетного периода длиною в год, то есть сформированную по всем налогам с нарастающим значением в течении года по состоянию на 1 января. Хотя для выявления более точных значений факторов, меняющих нагрузку экономистами-практиками рекомендуется рассматривать месячный период

Как экономическая категория налоговая нагрузка в результате формирования налоговых обязательств отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием с показателями его деятельности. При этом используются как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки. Для их расчета необходимо правильно определить налоговые издержки, которые представляют собой общую сумму всех видов изъятия доходов предприятия в пользу государства.

Информация о работе Теоретические основы налогового учета и практика его ведения на предприятии ОАО