Таможенные платежи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I ГЛАВА.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ.
1.1. Общая характеристика таможенных платежей в ТС.
1.2. Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей.
II ГЛАВА.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТС И РФ.
2.1. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства.
2.2. Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

н.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

Таможенная стоимость товаров  заявляется декларантом в декларации таможенной стоимости (ДТС) с приложением всех необходимых для ее подтверждения документов. Информация, представляемая декларантом в таможенный орган, должна быть достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной.

Перечень документов и сведений, необходимых и достаточных для  таможенного оформления товаров  и соответственно для подтверждения  величины таможенной стоимости в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Более подробно о значении определения  таможенной стоимости при исчислении таможенных платежей рассмотрено во второй главе данной работы.

Базисные условия поставок товара, которые содержатся в контракте, играют значительную роль при определении таможенной стоимости товаров, и это является следующим фактором, влияющим на расчет ввозной пошлины. Базисные условия определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Базисные условия поставок товаров осуществляется в соответствии с «Инкотермс - 2000».

Базисные условия поставки, являясь  одним из наиболее важных элементов  экспортно-импортных контрактов, представляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и  страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В частности, они касаются места и момента  сдачи товара, момента перехода риска, распределения между сторонами  расходов и

Эти условия могут регламентироваться:

1) контрактом, когда стороны сами  могут подробно указать все  необходимые условия соответствующего  базиса. Как отмечает М.Г. Розенберг,  правомерно включать в контракт  оговорку о том, что Инкотермс  будут применяться с прямо  указанными в контракте изменениями  и дополнениями. Причем выбор варианта зависит от сложившейся договорной практики отечественной организации, регулярности отношений с конкретным партнером, применения типового контракта и т.д.;

      1. обычаями портов. Обычаи порта содержат установленные практикой конкретного порта правила, определяющие соответствующую область торгового мореплавания.
      2. законодательством государства. В некоторых странах Инкотермс 2000 имеют характер закона, например в Испании и Ираке, а подлежат обязательному применению в Украине. В США базисные условия поставки также регламентируются законом - Единообразным торговым кодексом, ЕТК (Uniform Commercial Code), действующим практически во всех штатах. В Германии и Франции термины рассматриваются как международный обычай и применяются, если стороны не оговорят иное.
      3. международными договорами. Кроме контрактов и законов, базисные условия поставки регулируются также международными договорами. Так, Венская конвенция 1980 г. о международной купле-продаже товаров не содержит определения терминов поставки товаров, однако базис поставки в ней в общем виде определен и касается места поставки товара.

Немаловажную роль в получении  тарифных преференций (понижение ставок пошлины) играет процедура определения страны происхождения товара.

Страной происхождения товаров  считается страна, в которой товары были полностью произведены или  подвергнуты достаточной переработке  в соответствии с критериями в  порядке, установленными таможенным законодательством  РФ. При этом под страной происхождения  товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения  для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения  импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, и  охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического  учёта.

Страна происхождения определяется в соответствии с основными, или  «непреференциальными» правилами. Государства, в которых действуют  сниженные ставки пошлин на товары, ввозимые из отдельных стран, применяют иные, и часто отличающиеся от основных преференциальные правила определения страны происхождения для установления возможности ввоза товаров по льготным ставкам. Преференциальные правила определения страны происхождения позволяют предотвратить отклонение товарных потоков, а также ситуации простой перегрузки, товар, происходящий из страны, в отношении которой преференций по тарифу не предусмотрены, ввозится под видом товара, заявляемого, например, в качестве происходящего из страны-участницы зоны свободной торговли, с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, факторами, влияющими  на исчисление и уплату таможенных платежей являются: определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД, нетарифные меры регулирования ВЭД, базисные условия  поставок товара, определение таможенной стоимости товаров, определение  страны происхождения товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

II ГЛАВА.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТС И РФ.

2.1. Роль таможенных  платежей в формировании федерального  бюджета и обеспечении экономической  безопасности государства.

Приоритет финансовых целей  предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые  пользуются правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу ТС. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные платежи, взимаемые  таможенными органами, формируя казну  государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается  в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства  через таможенно-тарифное регулирование  и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность  отечественного производства. В литературе отмечалось, что к таможенным платежам относятся следующие категории  обязательных взносов: пошлина , налог, сбор. Так, А.Н. Козырин отмечает, что цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в «мобилизации финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности».

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово- правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений  доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

Федеральным законом № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2009 года до 30 июня 2010 года предусмотрен переход на уплату плательщиками  таможенных и иных платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, и закрытие счетов таможенных органов по учету таможенных и  других платежей от внешнеэкономической  деятельности.

В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма  оплаты таможенных платежей. Доходы государства  от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают «удовлетворение  публичных интересов за счет принудительного  изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности  у физических лиц и организаций  либо на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления у государственных юридических лиц», отмечает Э.Д. Соколова. Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все  таможенные платежи являются фискальными  доходами федерального бюджета и  не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает  публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с  другими обязательными платежами, являются необходимой экономической  основой существования и деятельности государства.

Наиболее развернутым  представляется предложенное О.Ю. Бакаевой определение таможенных платежей, под  которыми понимаются обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые  таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ.

Примечательно, что в таможенное регулирование включены нормы административного, налогового, финансового, гражданского и уголовного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании  отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в  части, не урегулированной законодательством  РФ о налогах и сборах. Данное положение означает определенный приоритет  источников налогового права, следовательно, институт таможенных платежей регламентируется как нормами налогового, так и  нормами таможенного законодательства. Институт таможенных платежей включает исчисление платежей, их уплату и взимание. Плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей при перемещении  товара через таможенную границу. Исключение составляют случаи перемещения товаров  в международных почтовых отправлениях (п. 3 ст. 295 ТК РФ), а также выставление  требования о внесении таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ). В таких ситуациях  таможенный орган исчисляет и  определяет размер таможенных платежей самостоятельно.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991-2008 гг. их доля в федеральном бюджете  возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует  о достаточно большой зависимости  доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований  полагать, что финансовому положению  страны ничто не угрожает. Сложившаяся  тенденция профицита бюджета  и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина.

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение  функций государства напрямую зависят  от мировой конъюнктуры рынка  сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного  регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возложена  обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что  затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный  бюджет в виде налоговых и неналоговых  доходов, представляет собой необходимый  фундамент для осуществления  планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и  планирования внутри системы (контрольные  показатели).

Финансово-экономический  кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась  ситуация с формированием доходов  федерального бюджета за счет доходов  от ВЭД.

Сравним: В 2010 году в федеральный бюджет перечислено 4 трлн. 664,2 млрд. руб., что составляет 101,8 % от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2011 г. платежей перечислено на 1 трлн. 436,5 млрд. руб. больше (на 44%) . По итогам 2012 года в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. рублей, что составляет 101,4 % от установленного таможенным органам задания.

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2012 году составил 469 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом уменьшился на 36,2%, в том числе экспорт - 301,6 млрд. долларов США (снижение на 35,5%), импорт - 167,4 млрд. долларов США (снижение на 37,3%). Сальдо торгового баланса составило 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2011 году.

Размер снижения — $68,1 млрд. или 45%. Такое снижение свидетельствует  о возникновении рисков резкого  сокращения источников доходов федерального бюджета.

Анализ изменений объемов, состава и товарной структуры  экспорта и импорта в

2011 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.

Экспорт России за 9 месяцев 2011 г. составил $ 206,6 млрд. и снизился на 44,3% по сравнению с предыдущим периодом. Сокращение стоимостных объемов экспорта было вызвано в первую очередь резким падением уровня цен основных экспортных товаров в конце 2008 г. Но уже в 2012 г. они начали постепенно расти, что позволило к концу года размеру снижения измениться.

В товарной структуре экспорта снижение стоимостных и физических объемов наблюдается по товарам  ТЭК и практически по всей номенклатуре товаров, экспортируемых в СНГ.

Тем не менее, при снижении стоимостных объемов по ряду товаров  наблюдается рост физических объемов:

по дальнему зарубежью  — это прокат из железа и нелегированной стали, медь, азотные и смешанные  удобрения, пластмассы и изделия  из них, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного транспорта), продовольственные товары;

по СНГ — это только экспорт пшеницы, семян подсолнечника, масла подсолнечного, калийных удобрений  и пластмасс.

Импорт России за 9 месяцев 2009 г. составил $ 114,8 млрд и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 43,1%). Снижение импорта из стран  СНГ составило 49,8%). Уменьшение стоимостных  объемов импорта обусловлено сокращением физических объемов импорта при сохранении уровня цен прошлого года.

Информация о работе Таможенные платежи в Российской Федерации