Сущность налогового планирования, оптимизации и минимизации налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Налоги с точки зрения предприятий зачастую рассматриваются как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги – это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды. Предприятия не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны.

Содержание работы

1. Сущность налогового планирования, оптимизации и минимизации
налогов…………………………………………………………………….
2. Функции и цели налогового планирования…………………………..
3. Субъекты и объекты налогового планирования………………………
4.Факторы налогового планирования……………………………………….
5. Классификация видов налогового планирования………………………..
6. Принципы налогового планирования……………………………………
7. Воздействие налогов на принятие предпринимательских
решений………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
ЗЗщаключениеналоговое планирование предпринимательский

Файлы: 1 файл

налог.rtf

— 2.11 Мб (Скачать файл)

 

Схема 6. Фрагмент классификации решений по налоговому планированию на уровне предприятия

 

Безусловно, не все собственники фирмы в равной степени участвуют в принятии подобных решений, нередко не только их подготовка, но и инициирование делается топ-менеджерами организации, однако формально принятие решений зависит от собственников.

Менеджеры организации. Формальной их задачей является принятие решений по текущему управлению финансами фирмы, т.е. обеспечение максимальной эффективности хозяйственной деятельности. В области налогового планирования - это решения, касающиеся плановых мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз предприятия, а также текущему контролю правильности исчисления и своевременности налоговых выплат.

Сторонние лица. В эту группу входят потенциальные собственники, лендеры, контрагенты, находящиеся в финансовых отношениях с предприятием или потенциальные контрагенты.

Несмотря на разнообразность решений, всех упомянутых выше лиц объединяет необходимость получения информации, которая обеспечила бы обоснованность и разумность принимаемых решений.

С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений.

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия в области налогового планирования, можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние пользователи (схема 8).

К внутренним пользователям относятся собственники организации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководители среднего звена).

Внешних пользователей информации по налоговому планированию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвенными финансовыми интересами и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия.

К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется также по требованию контролирующих органов, также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы консультанты.

Вместе с тем, очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения деятельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы без сомнения служит информационное обеспечение процесса принятия решений по налоговому планированию, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур налогового планирования в отношении субъекта.

 

Схема 7. Классификация пользователей информации по налоговому планированию.

4.Факторы налогового планирования

 

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, исторически сложилась ситуация, что лидирующее положение на современном российском рынке занимают крупные предприятия. Усложняется также структура деятельности экономических организаций. Причины этого -- стремление к росту, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Масштабы, сложность и многообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению объемов выпускаемой продукции, источников финансирования и технологических ресурсов, обсчету налоговых последствий принимаемых инвестиционных решений.

Подвижность внешней среды является еще одним фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростью изменений. В западной экономике подвижность внешней среды объясняется в первую очередь высокой насыщенностью потребительского спроса, его разнообразным быстроизменяющимся характером. В российской экономике подвижность среды обусловливается прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и как следствие нестабильностью социально-политической сферы. В этих условиях при принятии решений следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, налоговое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать адекватные изменениям внешней среды решения. Таким образом, налоговое планирование принимает стратегический характер.

Следующим фактором, оказывающим влияние на значение налогового планирования в современной экономике, является новый стиль руководства персоналом, который предоставляет работнику гораздо большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности и одновременно требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности фирмы и ее перспектив.

 

5. Классификация видов налогового планирования

 

Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.;

в зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта:

имеющее целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и не имеющее такой цели;

в зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т. п.;

в соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления);

от продолжительности планового периода: долгосрочное -- в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; среднесрочное (от месяца до года) и краткосрочное ( не превышает месяца ,на декаду). Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода;

исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование;

с точки зрения изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;

в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;

в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);

в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;

в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм;

в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.

Профессиональное налоговое планирование можно разделить на два вида - стратегическое налоговое планирование и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование подразумевает следующие действия:

1) обзор проектов нормативных правовых актов;

2) обзор судебной налоговой практики;

3) прогноз возможного развития событий;

4) разработка схем управления финансовыми, товарными, документарными и информационными потоками;

5) составление графика исполнения налоговых обязательств;

6) прогноз эффективности применяемых способов налоговой оптимизации;

7) оценка риска применяемых способов;

8) проработка возможных неблагоприятных последствий оптимизации.

Текущее налоговое планирование может состоять из таких пунктов, как:

1) составление еженедельных прогнозов налоговых выплат по планируемым сделкам;

2) составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств с изменением активов компании;

3) анализ результатов налоговых инноваций.

 

6. Принципы налогового планирования

 

При организации НП хозяйствующие субъекты должны использовать системный подход, исходить из того, что в основе любой системы заложены определённые принципы, соблюдение которых позволяет добиться желаемого результата.

Под принципами НП понимаются основные правила, лежащие в его основе.

1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении НП.

2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП.

3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

5. Принцип оперативности - корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

7. Принцип индивидуальности: необходимо изучить особенности конкретного предприятия, недопустимо механически переносить какую-либо схему с одного предприятия на другое.

8. Принцип эффективности : выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты для реализации данного решения.

 

7. Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений

 

Все предпринимательские решения и в прошлом, и в настоящее время анализируются исходя из наличия или отсутствия того или иного налога, размера налоговых ставок, вычетов и освобождений и других положений налогового законодательства. В общем виде схему влияния налогов на принятие предпринимательских решений можно представить из двух блоков:

С одной стороны это - налоговое законодательство, которое регламентирует и устанавливает элементы налогообложения и тем самым формирует налоговое бремя;

С другой стороны - Налоговые органы, проверяющие налогоплательщиков и применяющие налоговые санкции.

Предпринимательские решения должны приниматься только с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства. Отсюда можно сформулировать одну из целей налогового планирования - сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Здесь не просто надо минимизировать налоги, а сократить их негативное влияние на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.

Повторим следующую аксиому: налоговый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения: где и какую компанию создать -- и заканчивая инвестиционными решениями с учетом дисконтирования. Рассмотрим влияние налогов на принятие предпринимательских решений на различных стадиях налогового планирования.

На первой стадии происходит принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования территориальном расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Информация о работе Сущность налогового планирования, оптимизации и минимизации налогов