Сущность и значение налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было найти пути законной оптимизации налогообложения предприятий, используя различные методы налогового планирования и прогнозирования. Это позволяет снизить налоговое бремя для субъектов предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового планирования, основные его этапы, методы и принципы;
- раскрыть сущность оптимизации налогообложения на уровне предприятия;
- установить направления совершенствования и перспективы развития налогового планирования

Содержание работы

Введение 2
I Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий 4
1.1. Сущность и значение налогового планирования на предприятии 4
1.2. Корпоративное налоговое планирование 8
1.2.1. Классификация и виды корпоративного налогового планирования 8
1.2.2. Принципы корпоративного налогового планирования 10
1.2.3 Этапы корпоративного налогового планирования 12
1.2.4. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования 13
1.3. Организация и методы налогового планирования 17
1.3.1. Метод ситуационного налогового планирования 18
1.3.2.Метод микробалансов 21
1.3.3. Метод графо-аналитических зависимостей 22
1.3.4. Матрично-балансовый метод 23
1.3.5. Статистический балансовый метод 23
1.3.6. Комбинированный численный балансовый метод 24
1.3.7. Расчетно-аналитический метод. 25
II Применение метода ситуационного налогового планирования на примере создания детского развивающего центра «Капелла» 28
2.1 Расчет налогового бюджета организации 29
2.2. Способы и методы оптимизации налоговых платежей 30
2.3. Анализ влияния налоговой оптимизации на налоговую нагрузку. 33
2.4. Расчет эффекта и экономической эффективности предлагаемых мероприятий 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование.docx

— 126.59 Кб (Скачать файл)

 

Взносы, уплачиваемые предпринимателем, рассчитываются  по следующей формуле:

Страховые взносы  = МРОТ х ТАРИФ х 12, где

МРОТ = 4 611 рублей (Федеральный закон  от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Тариф на 2012 год для ИП составляет: ПФР — 26 %,  ФОМС —5,1 %, ФСС — 2,9  %.

Таким образом, страховые взносы индивидуального  предпринимателя в фонды за 2012 год составят:

Страховые взносы ИП в ПФР = 4 611 х 26 % х 12 = 14 386,32 рубля

Страховые взносы  ИП в ФОМС = 4 611 х 5,1 % х 12 = 2 821,93 рубля

Страховые взносы ИП в ФСС  = 4 611 х 2,9 % х 12 = 1 604,62 рубля (уплачиваются добровольно).

 

    1. Способы и методы оптимизации налоговых платежей

 

В результате разработки данного  проекта мною были рассмотрены следующие  пути налоговой оптимизации, в том  числе на начальной стадии проекта:

    1. Замена трудовых договоров на  гражданско-правовые договора на оказание возмездных услуг: позволяет сэкономить на взносах в Фонд Социального страхования. Налоговая нагрузка по данному платежу уменьшается на 2,9%.

       Кроме того, у такого работника нет должностных инструкции, не прописывается время труда и отдыха, он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, на него не распространяются компенсации и гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом (оплачиваемый отпуск, пособие по нетрудоспособности, премии и поощрения).

    1. Переход организации на упрощенную систему налогообложения

УСН включает два способа  налогообложения:

- 6% с доходов

- 15 % с разницы доходов  и расходов

    1. Переход организации на патентную систему налогообложения

- 6% от величины базовой  доходности

Налоговый бюджет организации  за 2012 год при УСН, 6 %

 

 

месяц

I кв-л

Год

Доход от оказания услуг

552 600

1 657 800

6 631 200

Взносы в ПФР и ФОМС

   

17 208

Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС за раб-в (30%)

21 000

63 000

252 000

Единый налог

33 156

99 468

397 872

Уменьшение ЕН

16 578

49 734

198 936

Налоговый платеж

16 578

49 734

468 144

Налоговая нагрузка по методики МинФина

   

7,06%

Налоговая нагрузка по методике Крейниной М.Н.

   

7,59%


 

Налоговый бюджет организации  за 2012 год при УСН, 15%

 

 

месяц

I кв-л

Год

Доход от оказания услуг

552 600

1 657 800

6 631 200

Расходы в том числе

205 593

615 779

2 467 116

Прочие расходы

33 898

101 694

406 776

Финансовый результат

313 109

939 327

3 488 100

Единый налог

46 966

140899

523 215

Взносы в ПФР и ФОМС

   

17 208

Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС за раб-в (30%)

21 000

63 000

252 000

Итого налоговых платежей

   

792 423

Налоговая нагрузка по методике МинФина

   

11,95%

Налоговая нагрузка по методике Крейниной М.Н.

   

13,57%


 

При выборе налоговой базы «Доходы - Расходы», плату взносов  в фонды социального страхования  мы можем включить в расходы.

Налоговый бюджет организации  за 2012 г. ПСН

 

 

месяц

I кв-л

Год

Базовая доходность

330 000

990 000

3 960 000

Взносы в ПФР и ФОМС

   

17 208

Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС за раб-в (20%)

   

168 000

Патент

   

237 600

Уменьшение НП

   

118 800

Налоговый платеж

   

304 008

Налоговая нагрузка по методике МинФина

   

4,58%

Налоговая нагрузка по методике Крейниной М.Н.

   

4,80%


 

    В качестве  метода оптимизации я рассмотрела,  вступающую с 2013 года Патентную  систему налогообложения, заменяющую  действующую в настоящее время  упрощенную систему налогообложения  на основе патента. Сущность данной системы состоит в том, что расчет налога производится, исходя из базовой доходности по определенном виду предпринимательской деятельность, умноженной на налоговую ставку, равную 6%.

ИП, применяющие ПСН, так же как  и плательщики ЕНВД, не обязаны применять ККМ по видам деятельности, по которым применяются патенты. По требованию покупателя (клиента) вместо чека ККМ продавец на ПСН обязан выдать документ, содержащий обязательные реквизиты, указанные в п.2.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 25.06.2012).

ИП, оказывающие услуги населению (т.е. физическим лицам) и не имеющие  ККМ обязаны выдавать БСО по п.2. ст.2 того же закона. При этом БСО выдается не по требованию, а всем клиентам, оплачивающим услуги. Невыдача БСО приравнивается к непробитию чека по ККМ с соответствующими штрафами.

ИП-работодатели применяют пониженные ставки страховых взносов за работников во всех видах патентной деятельности, кроме сдачи в аренду недвижимости, торговли и общепита (20% в ПФ и без взносов в ФФОМС и ФСС).

Величина базовой доходности по выбранными нами видам деятельности:

- Услуги по обучению, в том  числе в платных кружках, студиях,  на курсах, и услуги по репетиторству : 180 000

- Услуги по присмотру и уходу  за детьми и больными: 150 000

 

 

    1. Анализ влияния налоговой оптимизации на налоговую нагрузку.

Методика, разработанная  Министерством финансов РФ.

Данная методика позволяет оценивать  тяжесть налоговой нагрузки предприятия  через отношение уплачиваемых налогов  к выручке от реализации, включая  выручку от прочей реализации по формуле, которая позволяет выявить долю налогов в составе выручки  от реализации:

НН = Н/Вх100%                                            

где: 
НН - показатель налоговой нагрузки в %;

Н - сумма всех начисленных налогов (без НДС и НДФЛ);

В - выручка от реализации, включая выручку от прочей реализации (без 
НДС).

Показатель не позволяет определить влияние изменения структуры  налогов, уплачиваемых предприятием, на показатель налоговой нагрузки.

Рассчитанная по методике МФ РФ налоговая  нагрузка характеризует только налогоемкость продукции, произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной характеристики налогового бремени, которое несет предприятие-налогоплательщик, т.к. выручка от реализации не служит источником уплаты всех налогов.

Указанная методика может успешно  применяться для организаций, использующих специальные налоговые режимы, ведь у них именно выручка от реализации является полноценным источником уплаты налогов.

Методика  М.Н. Крейниной

Данная методика предполагает сопоставление  налога и источника его уплаты. При этом каждая группа налогов в  зависимости от источника уплаты  имеет свой критерий оценки тяжести налоговой нагрузки.

Такой подход опровергает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в  себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль  и саму сумму налога на прибыль. Между  тем, снижая прибыль предприятие, получает меньше свободных средств. Одновременно страдает и бюджет, получающий меньшие  суммы налога.

Основные положения данного  подхода следующие:

  • Акцизы и НДС не принимаются к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия.
  • При оценке налоговой нагрузки по косвенным налогам (НДС и акцизам)  нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.
  • Сумму налогов следует соотносить с источниками уплаты.
  • Общим знаменателем, к которому приводятся все налоги, является  прибыль предприятия.

При определении налоговой нагрузки по данной методике предлагается исходить из идеальной ситуации, когда экономический  субъект вообще не платит налогов, и  сравнивать эту ситуацию с реальной [1].

 

НН = (В - Ср - Пч) / (В - Ср) х 100% или (В - Ср- Пч)/Пч х 100%               

где:

В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении экономического субъекта после уплаты налогов.

Данный расчет показывает, во сколько  раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Методику М.Н. Крейниной можно назвать эффективным средством анализа воздействия прямых налогов на состояние предприятия.

К недостатком методики можно отнести недооценку влияния на налоговую нагрузку косвенных налогов. Эти налоги тоже оказывают влияние на финансовое состояние организации, но их влияние не так очевидно. По теории косвенные налоги влияют на цену продукции и, следовательно, на спрос. Налоговая нагрузка по косвенным налогам ложится на продавцов или на покупателей в зависимости от характера спроса.

 

Анализ налоговой нагрузки «до» и «после» налоговой оптимизации

 

 

Налоговая нагрузка «до» оптимизации

Налоговая нагрузка при УСН 6%

Налоговая нагрузка при УСН 15%

Налоговая нагрузка при ПСН 6%

Методика Минфина

25,59

7,06

11,95

4,58

Методика М.Н. Крейниной

45,16

7,59

13,57

4,80


 

Таким образом, можно сделать  вывод, что наиболее предпочтительным для ИП Мин А.Р. будет режим  ПСН с базовой доходностью  по основным видам деятельности 330 000 т.к. налоговая нагрузка по нему меньше.

 

    1. Расчет эффекта и экономической эффективности предлагаемых  мероприятий

Рассчитаем эффект от предлагаемых мероприятий по налоговой оптимизации. При этом необходимо учесть расходы  на оплату услуг налоговых консультантов  в сумме 50 000 руб.

Расчет:

    1. Сумма налога до оптимизации:

13% * 3 757 308 = 488 450

    1. Сумма налога после оптимизации:

6% * 3 960 000 =237 600

237 600*0,5 = 118 800

    1. Расчет экономического эффекта:

488 450 – 118 800 -50 000 = 319 650 руб.

    1. Эффективность:

319 650 / 50 000*100 = 639,3 %

 

Сумма экономического эффекта  от налоговой оптимизации составит 277 188 руб., именно столько финансовых ресурсов будет сэкономлено организацией; экономическая эффективность налоговой  оптимизации составит 462%, это означает, что на 1 руб. затрат, связанных с  ее проведением, будет приходиться 4,62 руб. экономического эффекта.

Информация о работе Сущность и значение налогового планирования на предприятии