Сущность и значение налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было найти пути законной оптимизации налогообложения предприятий, используя различные методы налогового планирования и прогнозирования. Это позволяет снизить налоговое бремя для субъектов предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового планирования, основные его этапы, методы и принципы;
- раскрыть сущность оптимизации налогообложения на уровне предприятия;
- установить направления совершенствования и перспективы развития налогового планирования

Содержание работы

Введение 2
I Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий 4
1.1. Сущность и значение налогового планирования на предприятии 4
1.2. Корпоративное налоговое планирование 8
1.2.1. Классификация и виды корпоративного налогового планирования 8
1.2.2. Принципы корпоративного налогового планирования 10
1.2.3 Этапы корпоративного налогового планирования 12
1.2.4. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования 13
1.3. Организация и методы налогового планирования 17
1.3.1. Метод ситуационного налогового планирования 18
1.3.2.Метод микробалансов 21
1.3.3. Метод графо-аналитических зависимостей 22
1.3.4. Матрично-балансовый метод 23
1.3.5. Статистический балансовый метод 23
1.3.6. Комбинированный численный балансовый метод 24
1.3.7. Расчетно-аналитический метод. 25
II Применение метода ситуационного налогового планирования на примере создания детского развивающего центра «Капелла» 28
2.1 Расчет налогового бюджета организации 29
2.2. Способы и методы оптимизации налоговых платежей 30
2.3. Анализ влияния налоговой оптимизации на налоговую нагрузку. 33
2.4. Расчет эффекта и экономической эффективности предлагаемых мероприятий 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование.docx

— 126.59 Кб (Скачать файл)

Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно-обоснованных позиций.

1.2.2. Принципы  корпоративного налогового планирования

Существует достаточно большое  количество различных вариантов  принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.

Налоговое планирование на предприятии  основывается на особых принципах, которые представлены на следующем рисунке:

 

  
         

 

 

 

Другой подход представлен следующей  группой принципов:

1. Принцип разумности означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

2. Нельзя строить метод налоговой  оптимизации на использовании  зарубежного опыта налогового  планирования и исключительно  на пробелах в законодательстве.

3. Нельзя строить способ оптимизации  налогообложения только на смежных  с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).

4. Принцип комплексного расчета  экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.

6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом « золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они недолжны осознавать ее цель и мотивы.

7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное вниманиедокументальному оформлению операций.

8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций.

9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

10. Принцип комплексной налоговой  экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

1.2.3 Этапы  корпоративного налогового планирования

Налоговое планирование – неразрывная  часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех  же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления  общего плана развития предприятия  на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который  должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить  условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в т. ч. действующего налогового законодательства, предшествующих составлению  плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются  аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление  самого плана. И четвертый этап –  реализация данного плана.

В рамках этапа стратегического планирования выделяются такие этапы, как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно-правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений); анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. Таким образом в рамках данного этапа формируется налоговое поле организации, т. е. определяются совокупные налоговые обязательства организации.

В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантиых налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей.

В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать  не только суммами уменьшенных налогов  и принесенных выгод, но и с  точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной  деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также  эффекта от реинвестирования налоговой  прибыли.

Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая  стадия обработки информации для  выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

1.2.4. Показатели  эффективности корпоративного налогового  планирования

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых  предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных  составляющих к объему продаж, себестоимости  или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и  в процентах.  
Показатели эффективности корпоративного налогового планирования  
  

Однако в силу особенностей отечественной  хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые  значения всех коэффициентов. Оценка эффективности  возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции  для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

  • если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;
  • в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);
  • в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
  • если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия  можно выразить формулой:

ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,

где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные  доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в  процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:

Нп = Сп х (В – З – Нс),

В таком случае, можно преобразовать  формулу чистого финансового  результата:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия  до оптимизации:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

При этом курсивом выделим результат  после оптимизации:

В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации будет:

Э = ЧФ – ЧФ = В – В – З + З – Нп х ( В – В – З + З – Нс + Нс ) – Нс + Нс – Нпр + Нпр.

Поскольку выручка до и после  оптимизации одинакова ( В = В ), то

Э = – З + З – Нп х (– З + З – Нс + Нс ) – Нс + Нс – Нпр + Нпр.

Эта формула позволяет оценить  эффект от оптимизации налогов. При  этом эффективность оптимизации  зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния  предприятия в целом, от его финансового  результата.

 

1.3. Организация и методы налогового планирования

 
       Одной из основных целей  деятельности коммерческой организации  является получение определенной прибыли, на размеры которой значительное влияние оказывают налоги. Сложность  современной российской налоговой  системы, ее нестабильность требуют  постоянного и пристального внимания руководителей организации и  особенно бухгалтера-аналитика, финансиста, несущих основную ответственность  за финансовый результат деятельности коммерческой организации. Проблема налогового планирования в коммерческой организации  существенным образом зависит от состояния бухгалтерского учета. Особенности  бухгалтерского учета в современных  российских условиях определяются следующими главными обстоятельствами: непредсказуемостью поведения дебиторов и кредиторов; коммерческой тайной на предприятии; жесткой  налоговой системой; переменчивостью  законодательства; неустойчивой работой  банковской системы; использованием вычислительной техники и развитием программного обеспечения и др.  
       Налоговое планирование - одна из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Налоговое планирование может иметь стратегический характер и быть текущим. Стратегическое налоговое планирование включает: обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий; обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики; составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс мажорных обязательств; варианты схем управления финансовыми, документарными и товарными потоками; сетевой график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации; обязательную оценку риска различных программ действий, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации; прогноз эффективности применяемых мер. Текущее налоговое планирование – это еженедельный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов к ним; составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок; составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций и проводимой сделки. 
       В налоговом планировании могут использоваться разные методы:

1.3.1. Метод ситуационного налогового планирования

Этот метод наиболее прост  и доступен для любой организации. Более того, его в настоящее  время применяют во многих организациях, не давая ему специального научного определения. Данный метод относится  к очень важному первому этапу  налогового планирования.

Ситуационный метод налогового планирования можно представить  в виде следующих блоков.

1. Определяется спектр  основных налогов, которые надлежит  уплачивать организации, уточняются  ставки, льготы и формируется  так называемое налоговое поле  организации.

2. Формируется система  договорных отношений организации  с учетом формирования налогового  поля.

3. Подбираются типичные  хозяйственные операции, которые  организации предстоит выполнять  повседневно или эпизодически.

4. Затем разрабатываются  различные ситуации с учетом  уже выполненных налоговых, договорных  и хозяйственных наработок, охватывающие  самые разнообразные стороны  экономической жизни, реализуемые  в нескольких вариантах. На  основе всестороннего исследования  ситуации выбираются оптимальные  варианты, которые оформляются в  виде блоков бухгалтерских проводок.

5. После этого из оптимальных  ситуационных блоков хозяйственных  операций составляется реальный  журнал хозяйственных операций, который и служит основой бухгалтерского  и налогового учета.

6. При анализе различных  ситуаций целесообразно сопоставлять  полученные финансовые результаты  с возможными потерями, обусловленными  штрафными и другими санкциями.

 

Общая схема ситуационного  метода налогового планирования

 

Последний блок требует повышенного  внимания из-за серьезности целого ряда санкций и существенного  размера возможных потерь. К тому же иногда лучше пойти на некоторые  утраты и получить определенный (иногда существенный) выигрыш в чем-то другом (например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений  и т. п.).

Бытует мнение, что если налоговое планирование дает хотя бы небольшой финансовый выигрыш, то его  следует использовать. Практикующие бухгалтеры-аналитики не всегда согласны с этим утверждением, так как прекрасно  знают, что при очень жестком  дефиците времени целесообразно  идти на некоторые налоговые утраты, дабы обеспечить себе возможность и  время для необходимого маневра. Важно только найти понимание  и поддержку у руководителя организации.

Информация о работе Сущность и значение налогового планирования на предприятии