Сущность и значение налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было найти пути законной оптимизации налогообложения предприятий, используя различные методы налогового планирования и прогнозирования. Это позволяет снизить налоговое бремя для субъектов предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового планирования, основные его этапы, методы и принципы;
- раскрыть сущность оптимизации налогообложения на уровне предприятия;
- установить направления совершенствования и перспективы развития налогового планирования

Содержание работы

Введение 2
I Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий 4
1.1. Сущность и значение налогового планирования на предприятии 4
1.2. Корпоративное налоговое планирование 8
1.2.1. Классификация и виды корпоративного налогового планирования 8
1.2.2. Принципы корпоративного налогового планирования 10
1.2.3 Этапы корпоративного налогового планирования 12
1.2.4. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования 13
1.3. Организация и методы налогового планирования 17
1.3.1. Метод ситуационного налогового планирования 18
1.3.2.Метод микробалансов 21
1.3.3. Метод графо-аналитических зависимостей 22
1.3.4. Матрично-балансовый метод 23
1.3.5. Статистический балансовый метод 23
1.3.6. Комбинированный численный балансовый метод 24
1.3.7. Расчетно-аналитический метод. 25
II Применение метода ситуационного налогового планирования на примере создания детского развивающего центра «Капелла» 28
2.1 Расчет налогового бюджета организации 29
2.2. Способы и методы оптимизации налоговых платежей 30
2.3. Анализ влияния налоговой оптимизации на налоговую нагрузку. 33
2.4. Расчет эффекта и экономической эффективности предлагаемых мероприятий 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование.docx

— 126.59 Кб (Скачать файл)

После определения границ налогового поля своей фирмы следует  провести уточнения по каждому конкретному  налогу - федеральным, региональным и  местным. Для этого целесообразно  проанализировать конкретные законы и  инструкции налоговых служб о  налогах применительно к конкретной организации и характеру хозяйственных  операций. Для каждого налога следует  установить примерный перечень хозяйственных  операций и написать проводки по реализации этих операций. Лучше составить небольшой  справочник таких операций с пояснениями. Это значительно сэкономит время.

Определение налогового поля организации тесно связано с  выбором вида договорных отношений  и используемым методом бухгалтерского учета. Поэтому целесообразно проводить  данную операцию комплексно - в рамках всей учетной политики организации.

Для уменьшения вероятности  возникновения ошибок при исчислении налогов важно в повседневной работе использовать набор стандартных  кодировок блоков хозяйственных  операций в виде серии известных  бухгалтерских проводок. Кроме того, необходимо осуществлять налоговое  планирование и простейшую оптимизацию  налоговых платежей.

Налоговое планирование имеет  особенно большое значение, если фирма  собирается проводить такие хозяйственные  операции, которые в ее практике ранее не встречались. В этих ситуациях  лучше потратить дополнительное время для проведения хотя бы простых  расчетов. Потраченные дополнительные усилия обязательно окупятся, так  как уменьшат вероятность ошибок и подскажут путь снижения налоговых  платежей.

Теперь перейдем к высшей ступени исследований, а именно, к комбинированным расчетам и  анализу. Все дело в том, что анализ отдельных операций и блоков хозяйственных  операций может не дать полного ответа на вопрос о минимизации налогообложения. Поэтому в арсенале бухгалтера-аналитика  и финансиста должны быть и другие средства. Для этих целей рекомендуется использовать численные балансовые методы - микробалансов и замкнутых балансов; графо-аналитических зависимостей; матрично-балансовые; статистические балансовые; а также их комбинации.

Их применение значительно  приблизит численные эксперименты к реальной экономической жизни  и максимально полно даст ответ  на интересующие вопросы.

1.3.2.Метод микробалансов

Он состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных  операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются  расчеты балансов для каждого  из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

Исследования с помощью  микробалансов основываются на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определять вариант с минимальным уровнем этих платежей.

При применении данного метода можно использовать два вида микробалансов: простые и замкнутые.

Простые микробалансы рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих не только содержание и экономический смысл ситуации, но и достаточно строго отражающих форму реализации данной ситуации. Их лучше всего использовать, когда необходимо получить качественное сравнение вариантов, или в тех случаях, когда разные варианты хозяйственной ситуации описываются однотипным блоком бухгалтерских проводок и поэтому количественно легко сопоставимы.

Замкнутые микробалансы (или микробалансы замкнутых хозяйственных систем) рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих, главным образом, содержание и экономический смысл хозяйственных ситуаций. При этом блок бухгалтерских проводок доводится до такой системы хозяйственных операций, которая носит замкнутый характер. У этой системы есть четкий вход в виде поступления выручки от реализации и четкий выход в виде остатка денег на расчетном счете после завершения данного варианта ситуации и осуществления необходимых расходов по реализации данной ситуации.

Замкнутые микробалансы дают возможность получать качественное и количественное сравнение любых (в том числе весьма разноплановых) вариантов. Однако требуются определенное профессиональное мастерство и навыки их составления.

1.3.3. Метод графо-аналитических зависимостей

Суть метода состоит в  следующем:

Выделяются одно или несколько  важнейших параметров баланса, которые  могут оказать решающее влияние  на финансовые итоги работы организации. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности любой организации  любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных  операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов для замкнутого блока хозяйственных операций при разных величинах исследуемого параметра получают графическую и аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра, на основе которой уже можно выбрать оптимальные соотношения.

1.3.4. Матрично-балансовый метод

Для полных и всесторонних исследований можно применить достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические  места баланса. Это матрично-балансовый метод. Его суть состоит в представлении  бухгалтерского баланса в виде матричного уравнения:

Y(t) = y(t-l) +A(t),

где Y(t) — матрица хозяйственных  средств и их источников на текущий  момент времени (t);

y(t~l) — матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени (t—1);

A(t) — матрица коэффициентов  хозяйственных операций текущего  момента (t).

Все матрицы квадратные, их порядок равен общему числу  счетов, выбранных для бухгалтерского учета.

Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие  сильных и слабых связей между  отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен определением неявных (опосредованных) связей.

1.3.5. Статистический балансовый метод

Этот метод состоит  в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.

Экономическая среднестатистическая балансовая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками  хозяйственных операций, может служить основой для проведения налогового планирования и обработки различных видов хозяйственной деятельности.

К сожалению, диапазон применения данного метода ограничен тем, что  в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов организаций.

1.3.6. Комбинированный численный балансовый метод

Данный метод заключается  в одновременном использовании  всех (или большинства) рассмотренных  методов.

Налоговое планирование в  этом случае может быть построено  в соответствии со следующим алгоритмом

Блок-схема налогового планирования

 

Начальным блоком комбинированного метода является система договоров, в которой сосредоточены юридические  нормы и правила. Они кодируются с помощью бухгалтерских проводок. Система договоров увязывается  с блоком операций (с одной стороны) и с налоговой системой (с другой стороны). Блок операций содержит в  себе совокупность приемов кодировки  разнообразных хозяйственных действий и ситуаций в виде бухгалтерских проводок. Налоговая система тоже отображается комплексом бухгалтерских проводок. Оба указанных блока формируют с помощью специального алгоритма замкнутую систему хозяйственных операций, позволяющую получать финансовый результат в явном виде. За блоком финансового результата следует блок анализа и прогноза, в алгоритм которого заложена система принятия решения. Для проверки степени оптимальности решения и учета случайных и статистических воздействий в схему метода включен блок случайных величин (например, система анализа надежности банков или страховых компаний).

В общем виде работа алгоритма  комбинированного метода строится следующим  образом. Вариант системы договорных отношений с помощью блоков операций и налоговой системы сводится к замкнутой системе хозяйственных  операций. Рассчитывается ее баланс при  выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру  чистой прибыли. Если результаты анализа  удовлетворяют исследователя, то либо на этом расчеты прекращаются, либо они дополнительно проверяются  на воздействие случайных или  статистических величин и параметров. При неудовлетворительных результатах  принимается решение об изменении  условий хозяйствования или договорных отношений, и исследования продолжаются.

Налоговое планирование в  коммерческих организациях требует  от финансистов, бухгалтеров-аналитиков высокого профессионализма, ответственности  и хорошего владения тонкостями налогового и гражданского законодательства.

 

1.3.7. Расчетно-аналитический метод.

Расчетно-аналитический  метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых  значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей  на основе известных величин за прошедшие  периоды, индексов их изменения и  экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

- планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

- увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

- изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

- наличие штрафов, пени;

- иные причины.

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней  среды и наличие непредусмотренных  факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних  условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально  и сравнивать показатели за несколько  лет:

Кобщ. = К2010 + К2011 + ... + К2012 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

коэффициент инфляции;

коэффициент изменения средней  заработной платы по региону;

коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами  по расширению или закрытию производства;

коэффициент изменения численности  работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

 

 

II Применение метода ситуационного налогового планирования на примере создания детского развивающего центра «Капелла»

 

Для целей данной работы нами был создан проект «Бизнес план детского развивающего центра «Капелла». Для выявления наиболее оптимальной системы налогообложения нами был частично использован метод ситуационного налогового планирования.

Этот метод наиболее прост  и доступен для любой организации,

он относится к очень важному первому этапу налогового планирования.

Ситуационный метод налогового планирования можно представить  в виде следующих блоков.

1. Определяется спектр  основных налогов, которые надлежит  уплачивать организации, уточняются  ставки, льготы и формируется  так называемое налоговое поле  организации.

2. Формируется система  договорных отношений организации  с учетом формирования налогового  поля.

3. Подбираются типичные  хозяйственные операции, которые  организации предстоит выполнять  повседневно или эпизодически.

4. Затем разрабатываются  различные ситуации с учетом  уже выполненных налоговых, договорных  и хозяйственных наработок, охватывающие  самые разнообразные стороны  экономической жизни, реализуемые  в нескольких вариантах. На  основе всестороннего исследования  ситуации выбираются наиболее  оптимальные варианты.

 

 

 

 

 

2.1 Расчет налогового бюджета организации

 

       Налоговый бюджет содержит в себе информацию о совокупности всех уплачиваемых  организацией налогах и сборах.

Налоговый бюджет организации  за 2012 год при ОСНО

 

 

месяц

I кв-л

Год

Доход от оказания услуг

552 600

1 657 800

6 631 200

Расходы в том числе:

205 593

615 779

2 467 116

з/плата

70 000

210 000

840 000

Коммунальные платежи

59 322

177 966

711 864

Аренда

76 271

228 813

915 252

Прочие расходы

33 898

101 694

406 776

Прибыль до налогообложения

313 109

939 327

3 757 308

НДФЛ за ИП (13%)

40 704

122 112

488 450

Взносы в ПФР и ФОМС

   

17 208

НДС,18%

84 294

252 882

1 011 528

НДС к выч

15128

45 384

181 536

НДС к упл

69 166

207 498

829 992

НДФЛ за раб-в(13%)

9 100

27 300

109 200

Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС за раб-в (30%)

21 000

63 000

252 000

Итого налоговых платежей

141 404

424 212

1696 848

Прибыль после налогообложения

171 705

515 115

2 060 460

Налоговая нагрузка по методике МинФина

   

25, 59%

Налоговая нагрузка по мтеодике Крейниной М. Н.

   

45,16%

Информация о работе Сущность и значение налогового планирования на предприятии