Сущность и элементы земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Роль и развитие земельного налога в КР экономическое содержание земельного налога заключается в том, что он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих субъектов и физических лиц в виде платы за землю, т.е. является экономической формой реализации государственной собственности на землю.
В связи с переходом на рыночные отношения в Казахстане 1995 года проведена земельная реформа, основная цель которой изменение земельных отношений и образование новых землепользователей, а также формирование земельного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………1
Глава 1.Теоретические основы земельного налога…………………………………………2
1.1.Сущность и элементы земельного налога…………………………………………………15
1.2.Порядок определение размера земельного налога…………………………………18
Глава 2.Анализ земельного налога и его роль в местном бюджете Кыргызской Республики и методы исчисления земельного …………………………21
Глава 3.Пути совершенствование земельного налога в налоговым системе КР
3.1.Пути совершенствование и проблемы земельного налога………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………….…………………30
Список используемой литературы………………………………………………..…………………31

Файлы: 1 файл

2040.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………1

Глава 1.Теоритические  основы земельного налога…………………………………………2

1.1.Сущность  и элементы земельного налога…………………………………………………15

1.2.Порядок  определение размера земельного  налога…………………………………18

Глава 2.Анализ земельного налога и его роль в местном бюджете Кыргызской Республики и методы исчисления земельного …………………………21

Глава 3.Пути совершенствование земельного налога в налоговым системе  КР

3.1.Пути совершенствование и проблемы земельного налога………………………25

Заключение…………………………………………………………………………………….…………………30

Список используемой литературы………………………………………………..…………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                    Введение

             Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.

В перспективе налоговая  система КР должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы «Налоговая система КР и перспективы её развития» является актуальной.Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Кыргызской Республики. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.

 

1.Теоретические  основы земельного налога

             В системе ресурсов сельского хозяйства основное место занимают земельные ресурсы. Земля является главным незаменимым средством производства в сельском хозяйстве.Земля как средство производства имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем.Во-первых, в отличие от земли все другие средства производства - результат предшествующего труда, а земля - продукт природы, а продуктом труда является лишь отчасти плодородие верхнего слоя земли - почвы.Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои достоинства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и материально, применяются в процессе труда.Во-вторых, земля незаменима, ее нельзя заменить другим средством производства, без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии. Например, один трактор по мере износа можно заменить другим, более производительным, жатку можно заменить комбайном, тогда как землю другим орудием производства заменить нельзя.В-третьих, использование земли как средства производства связано с постоянством места и пространственной ее ограниченностью, поэтому сельскохозяйственное производство осуществляется там, где есть для него соответствующая земля, тогда как другие оРУДИЯ труда можно переместить к месту производства.В-четвертых, земельные участки отличаются друг от друга по плодородию, рельефу, местонахождению, это необходимо учитывать при планировании и размещении сельскохозяйственного производства, а также при определении цены земли, земельного налога и арендной платы.Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием в подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны, прежде всего, с теоретическими разработками.Существуют два основных подхода к теории ренты. Одна из них - марксистская теория ренты, вторая - неоклассическая теория ренты. Обе теории восходят к классической теории экономической ренты, изложенной в трудах экономистов XVIII века.Сторонники классической школы рассматривали землю в рамках производственных возможностей и преимуществ расположения земельных участков. Они считали, что более плодородные земельные участки приносят доход в форме земельной ренты. Рассматривая земельную ренту они предполагали, что общее предложение земли абсолютно неэластично и земли пригодные для выращивания зерновых не может быть использована ни для каких других целей.Частная собственность на землю позволяет ее владельцам независимо от качества земельных участков, сдававшихся в аренду, получать так называемую абсолютную ренту.

                    Опираясь на теорию трудовой стоимости марксистская теория ренты ориентируется на радикальные меры в теории распределения. Она предполагает национализацию земли, что приводит к исчезновению абсолютной ренты, а условия образования дифференциальной ренты обоих видов позволяют решать вопрос ее распределения. Дифференциальная рента I изымается государством в пользу всего общества. Дифференциальная рента II как результат более производительных дополнительных затрат достается землевладельцу.Главная цель марксистской теории доказать, что источник создания новой стоимости - рабочая сила, поэтому и рента объясняется с помощью закона стоимости. Однако обособленное рассмотрение какого-либо фактора не может дать правильное представление о сложном механизме ценообразования. Игнорирование или недооценка других факторов производства кроме труда, негативно сказывается на эффективности производства.Производство возможно лишь на основе органического единства ряда факторов, и стоимость создается не каким-то одним, а всеми ими во взаимодействии. Выделяют, как правило, три группы производственных факторов: труд, капитал, природные ресурсы. Выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Теория спроса и предложения применима к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.Урожай, например, нельзя получать не только без труда, но и без земли, без капитальных вложений в технику и обустройство. Каждый из этих ресурсов имеет свою цену на рынке ресурсов. Из спроса отдельных фирм и отраслей производства складывается совокупный спрос на тот или иной фактор производства. Кривая спроса на определенный фактор производства в сочетании с кривой предложения этого фактора и определяет уровень рыночной цены на него. Рассматривая землю как один из факторов производства, неоклассическая теория объясняет теорию ренты проще: через колебания спроса и предложения и установления равновесной цены. Таким путем в условиях рыночной экономики определяется величина доходов, распределяющихся между владельцами различных факторов.

Определение цен на факторы производства, а  именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли  связано с решением проблемы "для  кого производить товары" и как  распределять, хотя принцип социальной справедливости при этом не выдерживается. Кто является владельцем этих факторов, тому и принадлежат доходы. Но государство  путем соответствующей налоговой  политики может снизить чрезмерное неравенство в распределении  богатств.

                   Неоклассическая теория ренты и ее варианты еще весьма несовершенны: среди авторитетных специалистов существуют различные подходы к определению, объяснению и выводов относительно доходов, получаемых в виде ренты.Общим в этих подходах является то, что: "Доход, полученный посредством какого-либо производительного производственного фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением на долгосрочных временных интервалах, принято называть чистой экономической рентой. Это понятия включает в себя определение "чистая", так как с точки зрения всей совокупности факторов, действующих в экономической системе, конкретно рассматриваемый процесс не имеет альтернативной стоимости, и любой доход, им приносимый, является экономической рентой".Классический пример таких ресурсов - земля и земельные ресурсы. Площади земельных ресурсов фиксированы. Вследствие этого предложение земли совершенно неэластично, что графически интерпретируется вертикальной кривой предложения. С другой стороны, спрос на землю, диктуемый величиной предельного продукта в денежной форме, графически представляется кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Пересечение этих кривых задает уровень равновесной чистой экономической ренты.По действующему налоговому законодательству земля, находящаяся в собственности как физических, так и юридических лиц, ежегодно  облагается налогом. Земельный налог предполагает наличие ежегодно  уточняемого подробного земельного кадастра. Там, где отсутствует анализ качества  почв, необходима экспертная оценка качества земли. Различаются два основных типа сельскохозяйственных земель, каждый из которых подразделяются на 101 группу в зависимости от качества почв. Судя по общему описанию этих двух типов земель и максимальными ставками налога, применяемым ко второму из них, эти земли можно условно охарактеризовать как  пахотные  и  непахотные. 

Земельные участки  различаются по своей эффективности  в зависимости от естественного  плодородия, местоположения, по уровню интенсивности использования. Эти  различия необходимо учитывать при  регулировании ценообразованием, налогообложении  и государственном управлении. Решению  этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра состоящего из следующих частей:

- государственная  регистрация землепользователей;

- количественный  и качественный учет земли;

- бонитировка  почв;

- экономическая  оценка земель.

              Государственная регистрация землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или землепользование физических и юридических лиц.Арендная плата за землепользование устанавливается на основе договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности текущего года, прогноза урожайности на будущий год, оценок земли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.Таким образом, арендная плата зависит от предполагаемого дохода при использовании арендуемой земли. В Казахстане и в России наиболее распространенной формой аренды является так называемая внутрихозяйственная аренда. При этой форме коллектив фермы или бригады берет в аренду участок земли, трактор, сельхозмашины и т.д., обязуется выращивать на этой земле конкретную продукцию и продавать хозяйству по расчетной договорной цене, что значительно ниже рыночной цены. В Кыргызской Республики земельной арендой пользуются до 15,2% крестьянских хозяйств. В наших условиях, где только формируются арендные отношения, более приемлема долевая аренда с натуральной оплатой, которая, кстати, и более распространена.Как показывает мировая практика, аренда имеет самое широкое распространение и в странах с развитой рыночной экономикой, при этом эффективность сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной собственностью на землю. Так в Голландии земля находится в государственной собственности, а сельское хозяйство здесь является одним из самых высокоразвитых в мире.

В Израиле  практически вся земля национализирована, в США около 60% земли находится  в собственности у государства. Во многих странах мира государство  регулирует процессы купли-продажи  земли и землепользования в частном  секторе, в том числе и арендные отношения, но следует отметить, что  участие государства неодинаково. Так, в Германии, Великобритании, Греции преобладает принцип свободы  заключения договоров, а во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии государство  активно, можно сказать, жестко вмешивается  в регулирование арендных отношений  в части передачи земли.В законодательствах  этих стран установлены минимальные  сроки аренды. В то же время они  дифференцируются в зависимости  от объекта аренды: государственные  ли это земли, или фермерское хозяйство. К примеру, в Италии для аренды земли в некоторых горных районах  установлен минимальный срок договора 6 лет, а при аренде хозяйства целиком - 15 лет.Различна политика в разных странах  и в области регулирования  цен на землю, и размеров арендной платы за нее. В Великобритании, Ирландии существует система свободных договоров  между сторонами о размере  арендной платы, а в Германии и  Испании эта плата находится  под жестким контролем власти и устанавливается ее органами.В  странах с развитой рыночной экономикой практикуется использование земли, как средства обеспечения возвратности предоставленных фермерами кредитов. Этой цели соответствует ипотека  как форма обеспечения предоставленных  кредитов залогом недвижимого имущества. Запись ипотеки позволяет заимодавцу, в пользу которого она сделана, в  случае просрочки возврата кредита  привлечь ипотечные имущество для  удовлетворения своих претензий  на основе заемного права.На основе такой  оценки устанавливается цена земли  и система рентных платежей за ее использование. Плата за землю  в сельском хозяйстве выступает  в двух формах: земельный налог  и арендная плата. Цель земельного налога - обеспечение рационального использования  и формирование бюджета для социальных нужд территорий. Ставка налога устанавливаются  в расчете на 1 га и дифференцируются по качеству и местоположению земель в зависимости от балла бонитета.С  точки зрения зарубежного опыт можно  привести пример земельного налогообложения  можно привести положительный опыт КР.

Особо отмечает, что его размер не зависит от результатов  хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения; б) несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых.При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения Закон различает две группы налогоплательщиков. В первую входят  крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.

Единицей  налогообложения для перечисленных  плательщиков определен один гектар пашни.

                 Роль и развитие земельного налога в КР экономическое содержание земельного налога заключается в том, что он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих субъектов и физических лиц в виде платы за землю, т.е. является экономической формой реализации государственной собственности на землю.

В связи с  переходом на рыночные отношения  в Казахстане 1995 года проведена земельная  реформа, основная цель которой изменение  земельных отношений и образование  новых землепользователей, а также  формирование земельного рынка. По состоянию  на 1 января 1999 года на базе государственных  предприятий образовано 502 акционерных  обществ, 3315 производственных кооперативов, 821 хозяйственное товарищество, 63966 крестьянских хозяйств. На их долю приходится 99% всех сельскохозяйственных угодий.

Произошло перераспределение  земельного фонда, положено начало формированию разнообразных форм хозяйствования на земле. Бывшие совхозы и колхозы  преобразованы в предприятия  с коллективно-долевой формой собственности  на землю и средства производства: акционерные общества, хозяйственные  товарищества, кооперативы, малые предприятия, крестьянские хозяйства и их ассоциации. Негосударственная форма сельскохозяйственных предприятий к концу 1999 года стала  преобладающей  и по удельному  весу земель занимала 99%, а по числу  землепользователей -99,8%.Землепользование коллективного характера образовалось (ТОО, АО кооперативы) на базе отдельных  населенных пунктов и бывших производственных единиц совхозов и колхозов, отделений, бригад,  а также без изменения  площадей и границ бывших колхозов и совхозов. Кроме этого, часть  этих предприятий образовано на базе бывших совхозов с изменением площадей и конфигурации землепользования в  связи с выделением крупных крестьянских хозяйств.Часть крестьянских хозяйств объединилась в ассоциации на основе совокупного землепользования.Наибольшие площади сельскохозяйственных земель, более 80% сконцентрированы в кооперативах и хозяйственных товариществах, а также других негосударственных  предприятиях.

Информация о работе Сущность и элементы земельного налога