Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
2. провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
3. рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.

Файлы: 1 файл

налоговые сборы.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Фактическими налогоплательщиками  служат потребители - покупатели товаров (работ, услуг).

Объектами налогообложения  являются (ст. 146 НК РФ):

а) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров  по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

б) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

в) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Подробный перечень объектов налогообложения  также приводится в ст. 146 НК РФ.

Статьей 149 НК РФ определяются операции, не подлежащие налогообложению. В соответствии со ст. 164 НК РФ налог  исчисляется по ставкам:

0% - для товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта при  условии представления в налоговые  органы документов, предусмотренных  ст. 165 НК РФ; работ (услуг), непосредственно  связанных с перевозкой через  таможенную территорию РФ товаров,  помещенных под таможенный режим  транзита через указанную территорию, и т.д.;

10% - по продовольственным товарам  (за исключением подакцизных)  и товарам для детей по перечню,  утверждаемому Правительством Российской  Федерации;

10% - по зерну, сахару-сырцу; рыбной  муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым  для использования в технических  целях, кормопроизводства и производства  лекарственных препаратов;

18% - по остальным товарам (работам,  услугам), включая подакцизные продовольственные  товары.

Налоговый период устанавливается  как календарный месяц, если не установлено  иное (ст. 163 НК РФ).

Акцизы регулируются гл. 21 НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый изо всех  видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров, в  том числе реализация предметов  залога и передача подакцизных  товаров по соглашению о предоставлении  отступного или новации;

2) оприходование организацией и/или  индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей настоящей главы оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

3) получение нефтепродуктов организацией  и/или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара (ст. 187 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный  месяц (ст. 192 НК РФ).

Налогообложение подакцизных товаров  осуществляется в соответствии со ст. 193 НК РФ. Порядок исчисления акциза осуществляется в соответствии со ст. 194 НК РФ.

Сроки и порядок уплаты акциза при  ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации  устанавливаются таможенным законодательством  Российской Федерации на основе положений  гл. 21 НК РФ.

Единый социальный налог. Правовые положения этого социального налога установлены гл. 24 НК РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим  лицам: организации; индивидуальные  предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты.

Объектом налогообложения для  налогоплательщиков, указанных в  абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для  налогоплательщиков, указанных в  абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Налоговым периодом признается календарный  год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года. Ставки налога определены в ст. 241 НК РФ.

Налог на прибыль  организаций. Данный налог регламентируется гл. 25 НК РФ.

Как и всем налогам, налогу на прибыль  свойственны две функции: фискальная и регулирующая.

Плательщиками налога на прибыль в  соответствии со ст. 246 НК РФ признаются: российские организации; иностранные  организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства  и получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения  признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

В статье 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении  налоговой базы. Налоговые ставки определены ст. 284 НК РФ.

В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для  зачисления указанного налога  в федеральный бюджет, - по нормативу  100%;

- налога на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в РФ через постоянное  представительство, а также в  части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам) - по нормативу  100%;

- налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о  разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20%;

- налога на добавленную стоимость  - по нормативу 100%;

- акцизов на спирт этиловый  из пищевого сырья - по нормативу  50%;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100%;

- акцизов на спиртосодержащую  продукцию - по нормативу 50%;

- акцизов на табачную продукцию  - по нормативу 100%;

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо,  моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;

- акцизов на автомобили легковые  и мотоциклы - по нормативу  100%;

- акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию  РФ, - по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного) - по нормативу  95%;

- налога на добычу полезных  ископаемых (за исключением полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и  общераспространенных полезных  ископаемых) - по нормативу 40%;

- налога на добычу полезных  ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической  зоне РФ, за пределами территории  РФ - по нормативу 100%;

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) при  выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) при  выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа  горючего природного) - по нормативу  95%;

- регулярных платежей за добычу  полезных ископаемых (роялти) на  континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне  РФ, за пределами территории РФ  при выполнении соглашений о  разделе продукции - по нормативу  100%;

- сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты) - по  нормативу 70%;

- сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по  внутренним водным объектам) - по  нормативу 100%;

- водного налога - по нормативу  100%;

- единого социального налога  по ставке, установленной НК РФ  в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, - по нормативу 100%;

- государственной пошлины (за  исключением государственной пошлины,  подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты  и указанной в БК) - по нормативу  100%.

В соответствии с Федеральным законом  от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2007 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2007 году, формируются  за счет:

1) федеральных налогов, сборов  и неналоговых доходов - в соответствии  с нормативами отчислений, установленными  БК;

2) иных неналоговых доходов - в соответствии с нормативами  отчислений;

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности  прошлых лет по отдельным видам  налогов, а также в части  погашения задолженности по отмененным  налогам и сборам) - в соответствии  с нормативами отчислений.

Доходы от уплаты акцизов на автомобильный  и прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в соответствии с БК в бюджеты субъектов РФ, подлежат направлению в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их распределения в бюджеты субъектов РФ в соответствии с нормативами.

Нормативы отчислений от уплаты акцизов  на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с  объемной долей спирта этилового  свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории РФ, установленные БК для перечисления в бюджеты субъектов  РФ, применяются в следующем порядке:

1) 20% отчислений подлежит направлению  в бюджеты субъектов РФ;

2) 80% отчислений подлежит направлению  в уполномоченный территориальный  орган Федерального казначейства  для распределения указанных  доходов в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с нормативами.

Глава 3. Актуальные проблемы налогообложения  юридических лиц

  и пути их  решения

 

Как отмечалось ранее, сложившаяся  практика налогообложения в РФ подвергается серьезной и во многом справедливой критике. Однако при оценке системных  недостатков налогового механизма  и проявившихся на практике негативных тенденций необходимо учитывать  объективную сторону этих тенденций, связанную с общим состоянием системы экономических отношений, и субъективную, связанную с конкретными  решениями и действиями различных  ветвей, органов и уровней государственной  власти.

Одной из важных и трудных  проблем экономической реформы  является дальнейшее совершенствование  налоговых взаимоотношений налогоплательщиков с бюджетами всех уровней. При  этом налоги призваны стать в руках  органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики, формирования бюджетов всех уровней, стимулирования научно-технического прогресса. Однако, действующая налоговая система является малоэффективной и вряд ли в состоянии выполнять на должном уровне свои функции.

В ходе продолжающейся налоговой  реформы большое внимание уделяется снижению (перераспределению) налогового бремени. В то же время неразрешенными остаются многие системные вопросы, в основном касающиеся налогоплательщиков и их взаимоотношений с государством. В связи с этим налоговая система, в целом обеспечивая финансирование бюджетных потребностей, должна быть не обременительной для субъектов экономической деятельности и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту дедовой активности, что отмечается и в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию.

Информация о работе Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц