Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
2. провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
3. рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.

Файлы: 1 файл

налоговые сборы.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы налогообложения  юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью  в работе будут решены следующие  задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
  2. провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
  3. рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.

Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых- экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения юридических лиц, постановления Правительства РФ. Использовались нормативно-правовые документы и научно-практическая информация по теме исследования.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения  юридических лиц

 

1.1 Сущность, функции и принципы  налогообложения юридических лиц

 

Латинское слово princepium переводится как "основа", "первоначало". Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Формирование и эволюция принципов  налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в "руководящие идеи", в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает  установление общих принципов налогообложения  и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности  каждого уплачивать законно установленные  налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности  и т.д. Например, принцип всеобщности  налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение  в ст. 57 Конституции РФ, которая  обязывает каждого уплачивать законно  установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и  в то же время развивают эти  начала, наделяя их конкретным смыслом  и содержанием.

Принципы налогообложения не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - "растворены" в налоговом праве как подотрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его "дух". Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.

Принципы налогообложения в  Российской Федерации установлены  в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие  основные начала законодательства о  налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи,  обладающие установленными НК  РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ;

2) принцип определенности, ясности  и недвусмысленности правовой  нормы, который тесно связан  с принципом законности. В соответствии  с этим принципом при установлении  налогов и сборов на высоте  должна оставаться законодательная  техника. Так как налоговое  законодательство направлено не  только и не столько на специалистов  в области налогообложения, а  в большей степени на граждан  и организации, которые не являются  профессионалами в области налогов,  налоговая норма должна излагаться  простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты  налогов и сборов. В соответствии  с этим принципом каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога;

4) принцип недискриминационного  характера налогов и сборов - налоги  и сборы не могут различно  применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев.  Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех  элементов налогообложения. При  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического  пространства Российской Федерации.  Конституционный принцип единства  экономического пространства, свободного  перемещения товаров, услуг и  финансовых средств, поддержки  конкуренции, свободы экономической  деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом,  установление налогов, препятствующих  развитию единого экономического  пространства путем, например  ограничения объема перемещаемых  из одного субъекта Федерации  в другой товаров либо взимания  налогов с налогоплательщиков  иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). В связи с этим при  рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании  налоговыми органами и налогоплательщиками  норм законодательства о налогах  и сборах судам необходимо  оценивать определенность соответствующей  нормы.

1.2. Федеральные налоги, уплачиваемые юр лицами

 

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) налог на наследование или  дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

10) государственная пошлина.

1.3. Направления развития системы  налогообложения юридических лиц 

Среди основных направлений, по которым  предполагается развить налоговую  политику в среднесрочной перспективе, выделены следующие направления:

           1. Контроль за трансфертным ценообразованием. Необходимость усиления контроля со стороны государства вызвана применением схем по минимизации налогов с корпораций путем манипулирования ценами сделок в операциях между связанными или контролируемыми лицами, используя регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, применением специальных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, незаконную ликвидацию предприятия - налогоплательщика. С целью решения задач по контролю будут изменены ст.ст. 20, 40 НК РФ путем введения в законодательство:

- порядка определения долей  прямого и косвенного участия  организации для определения  взаимозависимости лиц; 

- открытого расширенного перечня  взаимозависимых лиц по сравнению  с действующей редакции;

- института предварительных соглашений  о ценообразовании между организациями,  заключающими сделку, и налоговыми  органами;

- уточненные критерии идентичности  и сопоставимости товаров (работ,  услуг), условий сопоставимости.

  1. Налогообложение дивидендов в целях создания благоприятного инвестиционного климата производить по 0 ставке по налогу на прибыль, если они получены российской организацией от организации, в которой доля участия не менее 50% и в абсолютном выражении не менее 500 млн. руб.
  2. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний – предполагается ввести в обязанность для российских компаний указывать в налоговых декларациях все свои аффилированные компании, а также сведения о его доли в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании.
  3. Введение в налоговое законодательство понятия резидентства юридических лиц на основе критерия "места управления", "резидентства участников  юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом"
  4. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.
  5. Совершенствование налога на добавленную стоимость путем: введения системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС-создание отдельной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре.
  6. Индексация ставок акцизов.
  7. Совершенствование налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами путем:

- уточнения порядка определения  рыночной цены ценной бумаги  в случае ее реализации (предполагается  для установления рыночной цены, в случае отсутствия информации  о рыночной цене у организаторов  торговли на рынке ЦБ на  дату совершения сделки, использовать  информацию о торгах, проведенных  в течение 30дней вместо 12 месяцев; 

- признание рыночной цены по  месту продажи или по месту  приобретения ЦБ при совершении  операции через международные  электронные системы; 

- в целях создания условий  для финансирования и (или)  рефинансирования финансовых активов  юридических лиц с помощью  специализированных финансовых  обществ рассматривается вопрос  о возможности признания в  налоговых целях убытка от  переуступки прав требования  долга по кредитам, а также  возможности признания доходов  (убытков) от реализации прав  требования в момент наступления  предусмотренного договором, права  из которого уступаются, срока  платежа; 

- введение специальных норм  в налоговое законодательство  по ипотечным ценным бумагам  и закладным; 

- совершенствование операций с  финансовыми инструментами срочных  сделок как наименее урегулированных  вопросов в налоговом законодательстве.

Глава 2. Анализ налогов, взимаемых  с юридических лиц за 2006-2008 гг.

 

2.1 Анализ федеральных налогов,  взимаемых с юридических лиц  за  2006-2008 гг.

 

В 1-й главе были указаны федеральные  налоги и сборы,  взимаемых с юридических лиц. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Налог на добавленную  стоимость (НДС). Правовыми основами уплаты налога на добавленную стоимость являются положения гл. 21 НК РФ и методические рекомендации по применению гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (с изменениями). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС - косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

Плательщиками НДС в  соответствии со ст. 143 НК РФ являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Информация о работе Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц