Становление и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги

Файлы: 1 файл

D 1.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (например, ставка с 1 л. с. мощности двигателя).

Пропорциональные  ставки устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту  либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость, налогу на прибыль).

Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 13 до 35 % дохода плательщика. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной прогрессии объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает, ему более низкое обложение, чем при простой прогрессии, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.

Регрессивные  ставки понижаются по мере роста объекта  налога. Регрессивные ставки устанавливаются  обычно не в процентах, а в твердых суммах.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония) до 55 % (Скандинавские страны).

Налоговое обязательство – экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Инвестиционный  налоговый кредит – скидка с налога на прибыль корпорации, предоставляемая при приобретении новых средств производства.

Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо – организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие следующие признаки юридического лица:

  • независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;
  • наличие имущества, обособленного от имущества участников;

право приобретать, пользоваться и распоряжаться  собственностью;

  • право осуществлять от своего имени экономические операции;

право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

  • самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в Государственный реестр.

Физическое  лицо – гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора.

Таможенная  пошлина – вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.

Таможенный  тариф – свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.

Таможенные  льготы – преимущество в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам.

Резидент  – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент – юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в Другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения

7.Классификация налогов.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав  налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рис. 1.1, 1.2).

Данная  классификация необходима как для  составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных,' так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

Классификация налогов по определенным признакам  является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует  отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

 

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

   

г                                      1

'                             1

'                            1

г

По объекту обложения

 

По принадлежности к уровню власти

 

По полноте права использования налоговых сумм

 

В зависимости от источника уплаты

 

В зависимости от субъектов

уплаты

     

'                                        1

'                            1

г

имущество, земля, капитал, средства на потребление

 

республиканские, местные

 

закрепленные, регулирующие

 

зарплата, выручка, доход или прибыль, себестоимость

 

физические лица, юридические лица


Рис, 1.1. Классификационный состав налогов по признакам

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ


I

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Г                                                                 1

Г                                                          1

 

г

По способу изъятия

 

По методу обложения (от ставки)

 

По способу обложения

В зависимости от назначения

 

г                                       1

Г                                                           1

Г                                                      1

г


 

Рис. 1.2. Классификационный состав налогов по признакам



прямые, косвенные

 

прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые (в абсолютных суммах), кратные (в минимальных зарплатах в месяц)

 

кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные

общие (без привязки к конкретному налогу или обезличенные), целевые


Прямые  налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее  время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную  структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

– по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

– по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

Информация о работе Становление и развитие налогообложения