Становление и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги

Файлы: 1 файл

D 1.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

Налоги  поступают в пользу органов государственной  власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых  на тех же условиях, но установленных  в экономических или социальных интересах в пользу юридических  лиц, не являющихся центральными или  местными органами государственной  власти, административными учреждениями.

Целью взимания налогов является обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые  доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику , а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).

При этом следует иметь в виду, что при  принудительной уплате налогов владельцы  капитала могут утратить часть своего капитала, а следовательно, существует вероятность ограничения развития производства. При значительных обложениях не исключено возникновение кризисной экономической ситуации в обществе.

С другой стороны, наемные работники, заплатив налоги государству, сокращают свои потребительские расходы или  сбережения. В результате государство, забрав у них часть заработанного  дохода, при определенных условиях лишает большинство населения возможности  увеличивать потребление. Отсюда вытекает важный для государства вывод: надо устанавливать такой уровень  налогообложения, чтобы он был, с  одной стороны, достаточным для  выполнения государственных функций, а с другой - не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.

Пошлины и сборы не имеют того финансового  значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные  интересы. В этом смысле сборы и  пошлины являются индивидуальными  платежами. Но поскольку государство  обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить  их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

Целью взыскания сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с  деятельностью которого взимается  пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.

Пошлина не обусловливает существование  государственного органа, так как  он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.

Характер  пошлин и сборов предполагает использование  иных принципов при определении  размера платежа, нежели те, которые  применяются при налогообложении.

 

4.Возникновение налогов и их развитие.

На всем протяжении развития государственного устройства общества происходило преобразование и совершенствование системы налогообложения.

Начальный этап в развитии Налогового механизма (от древних; времен Римской империи до начала средних веков) характеризуется отсутствием теории о налогах и финансового механизма дли; установления и сбора налогов. На этом этапе не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер. Так, например существовали такие виды налогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги на оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.

Основными направлениями расходования налоговых  поступлений в государстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, строительство  храмов, дорог, водопроводов и другие общественные цели.

Второй  этап (XVI- первая треть XX в.) характеризуется появлением современного государства в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. В качестве основных налогов выступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги.

Основные  налоговые теории стали формироваться  в качестве законченных учений начиная с XVII века и получили в науке наименование «Общая теория налогов», основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

По определению, налоговая теория представляет собой  ту или иную систему научных знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Одной из самых первых общих налоговых  теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т. д.

Однако  данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между королем и гражданами действительно заключался договор. В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX века появляется теория налога как страховой премии, представителями которой выступали французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. Согласно этой теории, налог - это страховой платеж, который вносится гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая  теория налогов, представителями которой  являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Рикардо, рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит, предусматривающей удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. В основу научной теории налогообложения А. Смита легли четыре основных принципа, которые действуют и в настоящее время:

> принцип справедливости, в соответствии с которым налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;

> принцип определенности, согласно которому плательщику заранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога;

  • принцип удобства, требующий, чтобы налог взимался в то время и таким способом, которые удобны плательщику;
  • принцип экономии, состоящий в необходимости рационализации системы налогообложения.

В XVIII- первой трети XX в. широко использовалась теория экономического либерализма, невмешательства государства в деятельность предприятий и функционирование рынка: предполагалось, что экономика –устойчивая и саморегулирующаяся система. Налоги играли роль источников доходов государства. Кроме теории экономического либерализма широкую известность имела теория трудовой стоимости К. Маркса, в которой акцентировался взгляд на налогах как на орудии эксплуатации трудящихся.

Третий  этап развития налогового механизма (вторая треть XX в.- XXI в.) характеризуется усложнением экономических отношений в обществе. Нарастали объективные циклические процессы, и возникла потребность в корректировке классических учений. Можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Кей-нсианская теория обосновывает необходимость использования фискальной политики и, в частности, налогов для регулирования экономики. Впервые налог рассматривается не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и обосновывается понятие «налоги - встроенные стабилизаторы», с помощью которых можно значительно изменить ход экономического развития.

В условиях научно-технического подъема кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития по следующим причинам: 1) инфляция стала приобретать циклический характер; 2) с развитием экономической интеграции стимулирование спроса государством зачастую оказывает положительное воздействие на иностранные инвестиции.

В неоклассической  теории в свою очередь широкое  развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория  экономики предложения, сформулированная в начале 80-х годов американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лаффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. При этом высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, что в конечном итоге сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения и, вследствие этого, на уменьшении налоговых поступлений. Теория монетаризма разработана американским экономистом М. Фридманом, который предлагал ограничить роль государства регулированием денег в обращении, т. е. изъятием излишних денег из обращения, если не с помощью займов, то с помощью налогов. Схожесть теорий Дж. Кейнса и М. Фридмана проявляется в том, что посредством налогов происходит уменьшение неблагоприятных для развития экономики факторов. Однако у Дж. Кейнса этим фактором являются излишние сбережения, а у М. Фридмана - излишние деньги.

Классические  взгляды на налогообложение практически  без изменений нашли отражение в разработках российских ученых. Н. И. Тургенев как основоположник теоретических представлений о сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С. Ю. Витте, Ю. А. Гегемейстер, Е. Г. Осокин, В. А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

Дальнейшее  совершенствование системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов налогообложения.

5Функции налогов.

Содержание  каждой экономической категории  невозможно раскрыть кратким определением. Необходимо иметь представление  о роли каждой категории в системе отношений, особенностях и процессах, отражающихся в ней. Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства. Именно функции служат формой проявления сущности категории.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция (лат. functio - исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко, «функции той или иной экономической категории - проявление ее сущности в действии, т. е. выражение общественного назначения данной экономической категории».

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная  формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов.

Наиболее  дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций.

Некоторые авторы считают, что налоги выполняют  фискальную и регулирующую функций; другие указывают на фискальную, распределительную и стимулирующую функции, а также на социальную и контрольную.

В данном курсе лекций рассмотрим следующие  функции налогов:

  • фискальную;
  • контрольно-учетную;
  • распределительную;
  • регулирующую;
  • стимулирующую.

Из основного  назначения налога как инструмента  обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования.

Информация о работе Становление и развитие налогообложения