Становление и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги

Файлы: 1 файл

D 1.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

D 1.Становление и развитие налогообложения.

Ответ.

Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Современное государство раннего периода  новой истории появилось в  XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль- подушный и податной) налогов.

В последней  трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип  определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип  удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип  экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Мин. Финансов и определена его роль.

2 Понятие налогов и налоговой системы.

налоги - это:

1) вычеты из доходов  плательщиков;

2) основной источник  доходов государства; 

3) один из эффективных  инструментов регулирования экономики. 

В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Основные характеристики налога:  
1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика; 2) определенные по размерам и срокам платежи; 3) юридически обоснованные для каждого вида размеры и порядок внесения; 4) общественное принуждение к уплате.

Основные элементы налога (налогообложения):

- субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является  его плательщиком;

- объект налога - экономический феномен, подлежащий  налогообложению, т.е. доходы, собственность,  цена товаров и услуг, отдельные  виды деятельности, пользование  природными ресурсами, передача  имущества, добавленная стоимость  продукции (работ, услуг) и некоторые  другие объекты, установленные  законодательными актами;

- источник налога - доход (общественный продукт), за  счет которого уплачивается налог; 

- единица обложения  - единица измерения объекта; 

- налоговая ставка - размер налога на единицу  обложения. Подразделяются на  регрессивные, пропорциональные и  прогрессивные (с простой и  сложной прогрессией);

- налоговые льготы - полное или частичное освобождение  плательщика от налога, в том  числе необлагаемый налогом минимум  дохода;

- налогооблагаемая  база - часть объекта налогообложения  (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются  налоги;

- налоговое бремя  - доля всех уплачиваемых налогов  в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное  налоговое бремя, или налоговая  нагрузка на ВВП и чистый  социальный продукт. 

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы  и методы их построения; компетенция  органов власти в отношении налогов; распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные  органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, - все это  входит в понятие налоговой системы.

Налогоплательщики - это хозяйствующие субъекты и  избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в  юридических актах налоговой  системы, а конкретный механизм обложения  и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также  то, куда и как расходует государство  налоговые поступления.

Впервые на постсоветском  пространстве понятие «налоговая система»было законодательно введено Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г.в Р.Б налоговая система первоночально была закреплена в ст.3 Закона Р.Б от 19 декабря 1991 г.»О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Р.Б»,КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЛА следующие виды налоговых платежей налог на доб.стоимость,акцизы,налог на прибыль и доходы,налоги на доходы от осуществления лотерейной деятельности,налог за пользование природными ресурсами(экологический налог),налог на недвижемость,налог на экспорт и импорт,земельный налог(плата за землю),налог на топливо,транзитный налог,гос. Пошлина и сборы,

Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего  в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения  перед выборами или в критической  политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:

1) равномерность  и прогрессивность распределения  налогового бремени; 

2)глобальность  и всеобъемлемость;

3) реальность и  целенаправленность налоговых поступлений. 

Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:

1) один и тот  же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  период;

2) обязательна регистрация  всех субъектов налогообложения  в контролирующих органах; 

3) льготы по всем  налогам применяются только в  соответствии с законодательством; 

4) запрещается предоставление  индивидуальных льгот отдельным  физическим и юридическим лицам; 

5) штрафы за нарушение  налогового законодательства взыскиваются  с плательщиков в бесспорном  порядке; 

6) для налогообложения  нерезидентов и доходов за  рубежом применяются международные  соглашения о налогообложении. 

3Экономическая сущность налогов  и их общая характеристика.

 

Необходимость налогов вытекает из классических функций  государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений.

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

Налоги, подобно  государственному кредиту, расходам государства  и т. д., являются одним из элементов  системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Принимая  участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Именно  прямое безвозмездное движение стоимости  в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.

Используемые  и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.

Налог как  специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика  и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог  как способ защиты частной собственности  от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса  прав и законных интересов граждан  и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для  того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются  расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону  страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Информация о работе Становление и развитие налогообложения