Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

С целью реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи: изучить сущность налогообложения в принципе, так как это дает полное представление о сущности налогов; рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС в первой части работы. Во второй части будет произведен сам процесс сравнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты налогообложения……………………………………5
1.1 Экономическая сущность налогообложения, понятия, функции налогов.5
1.2 Классификация налогов……………………………………………………..13
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………20
2. Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике…………………………………………………………………………..24
2.1 История НДС в РФ…………………………………………………………..24
2.2 Применение НДС в РФ……………………………………………………...25
2.3 Роль НДС в федеральном бюджете РФ…………………………………….39
2.4 Опыт применения НДС в зарубежной практике…………………………..41
3. Проблемы применения НДС, пути их решения, перспективы…………….48
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 15.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по налогам и налогообложению

на тему: Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и

зарубежной практике.

 

 

 

 

Научный руководитель Одинокова Т.Д.

Исполнитель Коршунова  Н.Ю.

ФБУ-06-3

 

 

 

 

2008г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Теоретические аспекты налогообложения……………………………………5

1.1 Экономическая сущность налогообложения, понятия, функции налогов.5

1.2 Классификация налогов……………………………………………………..13

1.3 Общая характеристика налоговой  системы РФ……………………………20

2. Сравнительный анализ применения  НДС в отечественной и зарубежной  практике…………………………………………………………………………..24

2.1 История НДС в  РФ…………………………………………………………..24

2.2 Применение НДС в  РФ……………………………………………………...25

2.3 Роль НДС в федеральном  бюджете РФ…………………………………….39

2.4 Опыт применения  НДС в зарубежной практике…………………………..41

3. Проблемы применения  НДС, пути их решения, перспективы…………….48

Заключение………………………………………………………………………54

Список литературы

 

Введение

 

Налоги сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особенно актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.

В Россию он пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Пути их решения логично было бы искать в странах, уже имеющих большой опыт применения НДС. Но даже переняв долю опыта, его применение в условиях российской экономики не дает желаемых результатов.

Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так  как именно сегодня Правительство  РФ обсуждает ту же самую проблему. И целью работы я ставлю проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.

С целью реализации вышеуказанной  цели ставлю следующие задачи: изучить сущность налогообложения в принципе, так как это дает полное представление о сущности налогов; рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС в первой части работы. Во второй части будет произведен сам процесс сравнения. Для этого будут освещены история введения НДС в России, а так же изучена практика его применения, его роль в федеральном бюджете страны и рассмотрен опыт применения НДС в зарубежных странах. Как уже было сказано, при использовании НДС на практике стали возникать проблемы и спорные ситуации. Основные их них, а так же пути их решения и перспективы налога на добавочную стоимость будут рассмотрены в третьей части работы. Выводы и результаты сравнения будут описаны в заключении работы.

При написании работы были использованы разные источники информации: это учебная литература, пресса, налоговый кодекс, законы РФ, компьютерные справочные правовые системы и прочее. Разнообразие ресурсов обеспечивает интересную, объективную и актуальную на сегодняшний день информацию.

 

1 Теоретические аспекты налогообложения

 

    1. Экономическая сущность налогообложения, понятия, функции

 

Экономическая мысль  пока не выработала до настоящего времени  единого толкования понятия налог, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе теорией государства и практикой его функционирования.

Однако дошедшие до нас первые письменные свидетельства о налогообложении относятся лишь к античному периоду существования человечества. На сегодняшний день сложилось следующее определение понятия «налог»: налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Для конкретизации понятия налога необходимо исходить из того, что отличительной чертой налога как экономической категории является наличие у него признаков.

Признаками налога являются:

1) Императивность, что  предполагает правовую обязанность  безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж.

2) Индивидуальная безвозмездность, что означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие.

3) Законность, что их  установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах.

4) Уплата в целях  финансового обеспечения деятельности  государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

5) Переход права собственности, что происходит при уплате налога налогоплательщиком государству.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (лат.functio - исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции представляют собой  формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.

В настоящее время  в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции -фискальную и экономическую полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других ученых, кроме фискальной функции, налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, стимулирующую и контрольную. Считается, что первое разграничение функций налогов характерно для развитых рыночных от ношений. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия только одной экономической (или распределительной, ли регулирующей) функции сверх фискальной функции при раскрытии экономической сути определяют различные сегменты этой функции, отображающие процессы распределения, стимулирования и контроля. Иначе и не может быть, поскольку все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое. Таким образом, различия во взглядах на количество выполняемых налогом функций не являются принципиальными. Поэтому рассмотрим четыре основных функции налогов.

1) Фискальная функция.  Она является основной функцией налога и носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Ведь в конечном счете с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

2)Наиболее тесно связана  с фискальной функцией налога  его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как любого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего это проявляется в разделении налогов на косвенные прямые.

3) Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который в свою очередь может содействовать как раз витию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продукции, которое является определяющим для производства. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

С помощью налогов  государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

4) С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция логов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. Вместе с тем нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно в налоговую систему, или социальную сферу, или бюджетную политику.

Информация о работе Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике