Сравнительная характеристика налоговых концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:43, реферат

Описание работы

Важнейшим механизмом государственного воздействия на рыночную экономику является налоговая политика. От того, насколько правильно концептуально выбрана модель, на каких принципах, и как построена национальная система налогообложения, в какой мере она гармонизирована с международным налоговым законодательством зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и активность предпринимательского сектора. Налоговая политика является важнейшим экономическим методом управления экономикой и обеспечения согласования общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и населения.
Существующие налоговые системы стран мира формировались в контексте исторических, политических, социальных, идеологических и других факторов и представляют компромисс между макроэкономической стабильностью, с одной стороны, и эффективностью размещения производства и его факторов, привлекательностью условий экономической деятельности, административной эффективностью территории, с другой.

Содержание работы

Введение 2
1. Экономическое содержание налоговых отношении 4
2. Сравнительная характеристика налоговых концепций 7
2.1 Характеристика общих налоговых теорий 7
2.2 Частные налоговые теории 13
3. Теория оптимальных налогов 18
Заключение 23

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика налоговых концепций Орлова.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, при формировании  справедливой налоговой системы, необходимо применять те налоги, которые зависят от доходов  различных категорий населения.

   Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

    Вторая позиция, появившаяся  в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

   Сторонниками косвенного  обложения являлись также А. Смит  и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар13.

  Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы. 

  Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы.

   Ещё в 1861 году лорд Глэдстон, выступая в Палате общин английского парламента утверждал: «Я никогда не думаю о прямом и косвенном налогообложении, кроме как представляя их двумя привлекательными сестрами, … различающимися только так, как могут отличаться сестры. Я не вижу никакой причины для злого соперничества между их поклонниками. Я всегда думал, что засвидетельствовать им обеим свое почтение не только возможно, но и необходимо».15 

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения16. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д. 

  Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. 

Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту.      Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли.   А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира". 

   Рассматривая теорию единого  налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"19 некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.

   Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказало и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Это было вызвано тем, что поскольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку. 

    Согласно идеи пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости. 

    В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но её элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.) и Жан Батиста Сэя (1767—1832 гг.). Однако все сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов. 

   Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

    По словам американских экономистов Энтони Б. Анкинсона и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора".

   Основоположником теории  переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который делая, вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы. 

   В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.) в своей книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положения переложения налогов и указал две их разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких ставок (например, акцизов), что существенно ограничивает спрос на этот товар). 

   Проблема переложения налогов  окончательно не разрешена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются". По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей. Проблема переложения особо актуальна в настоящий момент и в России, поскольку в структуре розничной цены на товары народного потребления в городе Москве, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%. 

  Таким образом, для точного  определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимы учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания.

 

 

 

3. Теория оптимальных налогов

 

Суть  «Теории оптимальных налогов», сводится к следующему4.

Условимся, что количественный и качественный рост ВВП пропорционален росту ВВТУ (валовой выпуск товаров и услуг). Рост ВВТУ идет в соответствии с законом сложных процентов:

                                 

                                            Кn = K0 (1+P)n         (1)                            

 

где K0 – начальный оборотный капитал;

Р – рентабельность, выраженная в долях от единицы;

n – число периодов обращения (в среднем 3-4 оборота за год);

    ВВТУn – ВВТУ по истечении n периодов обращения.

    Важное примечание: Рентабельность  оборотного капитала в данном  случае – это абсолютная рентабельность, то есть сумма рентабельности  по отношению к владельцу капитала  и рентабельности по отношению  к государству. Абсолютная рента  равна сумме прибыли, взимаемых налогов и амортизационных.

Абсолютная рентабельность оборотного капитала по прикидкам автора может составлять в среднем по экономике, в условиях хорошей конъюнктуры и интенсивного качественного роста, порядка до 30 % за оборот.

Изъятие некоторой части прибыли в виде налогов тормозит рост ВВТУ:

 

                                  ВВТУn = K0 (1+P - Н)n                                (2)          

Где Н - норма изъятия налогов в долях от единицы по отношению к оборотному капиталу.

Из формулы мы можем выразить величину налоговых поступлений (НПn) за каждый конкретный период обращения в следующем виде:

 

                                   НПn = К0 Н (1+Р – Н) n-1     (3)                           

 

Определим из формулы (6.3), что при n =1 (в первый период оборота)  НПn = К0 Н

Из формулы (3) мы можем выразить величину сумму налоговых поступлений (СНПn) за n оборотов капитала в следующем виде:

 

СНПn = К0 Н + К0 Н(1+Р – Н) + К0 Н (1+Р – Н) 2 + … + К0 Н (1+Р – Н) n-1         (4)

 

Выражение (4) является геометрической прогрессией и может быть свернуто следующим образом:

              СНПn = К0 Н {1 - (1+Р – Н) n} / {1 - (1+Р –  Н)}                               (5)

 

Данное выражение представляет собой функцию, которую можно отобразить на графике в виде кривой, имеющей максимум (см. рис. 1.


        СНПn                                          

 


 

СНПn  максимальная


 

                                                                                                     


                                                                   Н = Р                          Н


                                    Н - оптимальная

 

Рисунок 1

Кривую можно исследовать при помощи методов математического анализа. Если взять от функции производную по переменной Н, можно отыскать этот максимум, то есть определить, при какой норме совокупной налоговой ставки в зависимости от имеющейся на данный период рентабельности по отношению к обороту можно получить максимальный объем налоговых поступлений.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых концепций