Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:43, реферат
Важнейшим механизмом государственного воздействия на рыночную экономику является налоговая политика. От того, насколько правильно концептуально выбрана модель, на каких принципах, и как построена национальная система налогообложения, в какой мере она гармонизирована с международным налоговым законодательством зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и активность предпринимательского сектора. Налоговая политика является важнейшим экономическим методом управления экономикой и обеспечения согласования общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и населения.
Существующие налоговые системы стран мира формировались в контексте исторических, политических, социальных, идеологических и других факторов и представляют компромисс между макроэкономической стабильностью, с одной стороны, и эффективностью размещения производства и его факторов, привлекательностью условий экономической деятельности, административной эффективностью территории, с другой.
Введение 2
1. Экономическое содержание налоговых отношении 4
2. Сравнительная характеристика налоговых концепций 7
2.1 Характеристика общих налоговых теорий 7
2.2 Частные налоговые теории 13
3. Теория оптимальных налогов 18
Заключение 23
Содержание
Введение
Важнейшим механизмом
государственного воздействия
Существующие налоговые
системы стран мира
Среди классиков экономической мысли можно выделить таких выдающихся экономистов как: Л.Вальрас, Дж. Милль, У.Петти, Д.Рикардо, Ж. Сисмонди, А.Смит. Характер воздействия налоговой политики на экономический рост в условиях рыночной экономики исследовали Н.Брентано, Н. Калдор, А. Лаффер, Дж.М. Кейнс, Ф.Ноймарк, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, М. Фридман, А.Хансен, Р.Харрод, Г.Шмоллер. Вопросы проведения государственной политики и формирования налоговой политики в современных условиях нашли отражение в работах таких ученых, как К.Андерсон, П. Годме, Ч. Гейч, А. Гелб, Ф.Дэй, К. Макконнелл, М. Мильнер, А.Ослунд, Я.Тинберген, Дж.Тобина и др.
Значительный вклад в исследование налоговой и финансовой системы и налоговых реформ в период перехода к рыночным отношениям и в условиях глобализации внесли такие российские ученые как Е.В.Балацкий, С.В.Бобков, Г.М.Бродский, А.В.Брызгалин, В.В.Глухов, Е.Гурвич, Т.Н.Душанич, С.А.Дятлов, Е.Н.Егорова, И.С.Зуйков, И.В.Караваева, В.О.Князев, В.А.Козлов, Н.Крылова, А.Б.Курицкий, А.В.Манько, П.Кунцев, Ю.Я.Ольсевич, М.Т.Оспанов, Ю.А.Петров, В.Г.Пансков, А.И.Погорлецкий, В.М.Пушкарева, А.М.Румянцев, Г.Рыбак, В.Т.Рязанов, Б.М. Сабанти, С.Ф.Сутырин, Д.Г.Черник, Д.В.Шопенко, Т.Ф. юткина, Л.А.Юринова и др.
Определенный вклад в теорию налогов и принципов налогообложения был сделан в конце XIX- начале XX веков русскими экономистами, которые положили начало изучению российской специфики функционирования налоговых механизмов (А. Буковецкий, И. Кулишер, Ф. Меньков, И. Озеров, Н. Соболев, А. Соколов, В. Твердохлебов, Н. Тургенев, Л. Ходский, И. Янжул и другие). Однако их труды оставались невостребованными в условиях существования командно-административной системы1.
В 1985-1990 гг. предлагаются различные варианты использования налогов в качестве стимулирующих факторов экономики (И.Горский,Л. Лыкова, Г. Поляк, Б. Рогозин, А. Сигиневич, В. Тур и другие).
Налоговая теория представляет собой систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в обществе, а, следовательно, налоговая теория является моделью построения налоговой системы государства с различной степенью обобщения.
Базовые положения теории налогов начали формироваться в ХVII веке. С возникновением устойчивых государственных систем в Европе на рубеже XVII -XVIII веков налоговые сборы становятся центральным элементом государственной финансовой системы и приобретает форму постоянно денежного платежа, за счет которого финансируются расходы государства. Закономерности формирования государственных институтов оказали влияние на развитие теории налога, основанного на договорных отношениях между государством и гражданами.
Теории налогообложения явились развитием теории договорного государства, теории общественного фискального договора. Т. Гоббс понимал налог, как плату за защиту граждан и выступал за пропорциональное обложение, основанное на одинаковости потребления, а не на богатстве плательщика. Важность согласования противоречивых мотивов субъектов налоговых отношений и справедливости налогов в рамках общественного фискального договора обосновывал в своих работах П.Гольбах2.
Французский ученый Ш. Монтескье основывался на понимании налога, как платы гражданами государству за поддержание порядка и спокойствия в стране. В налоговую систему он включал военные расходы, расходы на судопроизводство и содержание чиновничьего аппарата. По его мнению, для их содержания и необходимо платить налоги, которые являются возмещением государству за его услуги по обеспечению общественной безопасности. И хотя это возмещение не всегда справедливо и эквивалентно, однако, оно определяется необходимостью существования государства как общественного института. В соответствие с теорией общественного фискального договора люди объединяются в государство для защиты своих интересов. Фискальный договор является необходимым условием оплаты этих услуг государства со стороны граждан. Близкое к такому пониманию налогов высказывал итальянский экономист Ф.Нитти. Он в работе «Основные начала финансовой науки» определял налог как «часть богатства, которую граждане отдают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей».
В основе классического представления о роли налогов лежит учение об эволюции государственных финансов, созданное А. Смитом. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» он определил налоговую систему как упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов, и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги рассматривались исключительно как источник доходов государственного бюджета. Обосновывалась необходимость обеспечить справедливость их взимания, определения оптимальной части изъятия, обусловленной фискальной потребностью. А. Вагнер, развивая теорию А.Смита, предложил девять принципов налогообложения. Он уточнил понятие налогообложения путем расширительной трактовки понятия «справедливость налогообложения», включающей в себя признание обоюдной ответственности государства и налогоплательщика.
Следует отметить научные
воззрения отечественного
Налоговые отношения, являющиеся подсистемой социально-экономических отношений в целом, можно рассматривать как совокупность социально-экономических отношений, возникающих между государством и юридическими и физическими лицами по поводу присвоения и перераспределения части национального дохода и образования централизованного фонда финансовых ресурсов. Современная система налогообложения является элементом налоговой политики государства и базируется на ряде принципов: всеобщность, равенство и справедливость налогообложения, экономическая обоснованность налогов, однократность налогообложения, нейтральность налогов, простота, доступность и ясность налогообложения, применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов. Налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Традиционно в современной
экономической литературе
Можно сделать вывод о
том, что согласно традиционно
сложившимся теоретическим
Российский ученый Г.М.
Вообще под налоговыми
теориями следует понимать ту
или иную систему научных
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т. д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т. д.
I. Общие теории налогообложения.
Исследуют только вопросы о природе налогов в целом.
1) теория обмена (Средневековье).
Налог рассматривается как плата государству за получение гражданами общественных благ, т.е. налоги носят возмездный характер;
2) атомистическая теория (эпоха
Просвещения; Монтескье, Гоббс, Вольтер,
Мирабо).
Разновидность теории обмена, поэтому
налог рассматривается как результат договора между государством
и гражданами. Таким образом, сохраняется
возмездность налога, но привносится юридический
аспект оформления сделки;
3) теория жертвы и наслаждения
(первая половина XIX века; Ж. Симонд
де Сисмонди).
Собственник извлекает наслаждение от богатства, а, следовательно,
с помощью жертвы, т.е. налога, покупает
у государства гарантии и сохранность
такого наслаждения (возмездный характер
сохраняется);
4) теория налога как страховой
премии (первая половина XIX века; МакКухолл, Тьер).
Налог рассматривается как страховая
премия государству за сохранность имущества
и доходов;
5) классическая теория (вторая половина
XVIII века; Смит).
Цель налогов – содержание правительства, а, следовательно, налог – основная разновидность доходов казны. Основная функция – фискальная;
6) кейнсианская теория (первая треть XX века).
Налоги рассматриваются
как инструмент экономического
воздействия на реальный
7) монетаристская теория (середина XX века;
Фридман).
Аналогично Кейнсу рассматривает налоги
как регулятор экономики, но считает, что
через налоги должно регулироваться денежное
обращение;
8) экономика предложения (80-е гг. XX века;
Лаффер, Бернс, Стейн).
Рассматривают налоги как
фактор регулирования
Рассмотрим эти теории более подробно.
Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно выделить шесть этапов формирования представлений о природе налогообложения3. Причем на первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последней стадии налог стал получать правовое содержание.
Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак — его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога — ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых концепций