Сравнительная характеристика налоговой системы США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:28, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговых систем Российской Федерации и США. В соответствии с этой целью стоят следующие задачи:
Описать формирование налоговых систем России и США
Сравнить налоговые системы США и России;
Выявить сильные и слабые стороны обеих систем;
Рассмотреть перспективы развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1 Налоговая система России……………….………………………….5
2 Налоговая система США…………….……………………………..13
3 Сравнительная характеристика налоговых систем США и России……………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………..31

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика налоговых систем США и России.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

Ситуация кардинально  изменилась с началом войны с  Британской Империей (1812 год). Чтобы залатать бюджет, были введены налоги с продаж, которые взимались при реализации золота, серебра, ювелирных изделий и часов (предмет роскоши в ту пору). Однако в 1817 году Конгресс СШАUS Congress отменил эти налоги - их заменой стали таможенные ставки на импортные товары.

По подсчетам Бюро Экономического Анализа Bureau of Economic Analysis, в 2006 году среднестатистический американец должен был проработать 77 дней в году, чтобы заплатить федеральные налоги и еще 39 дней, чтобы заплатить налоги, причитающиеся штатам, графствам и муниципалитетам. Таким образом, налоги являются главной статьей расходов американцев.

Для сравнения, чтобы заплатить  за жилье, требовалось отработать 62 дня в году, за медицинскую помощь и лекарства - 52 дня, за продукты питания - 30 дней, за транспортные услуги - 30 дней, за отдых и развлечения - 22 дня, за одежду, обувь и т.п. - 14 дней.

В 1984 году федеральное налоговое  законодательство США и официальные инструкции к ним занимали 26.3 тыс. страниц текста, в 1995 году - 40.5 тыс., в 2005-м - 54.8 тыс., в 2006 году - почти 66.5 тыс. (данные консалтинговой компании CCH). Для сравнения, в 1913 году все налоговые нормативы умещались на 400 страницах текста. Тогда система была проста - размер федерального подоходного налога рассчитывался так: если годовой доход превышал $3 тыс., то налог составлял 1%, если $500 тыс. - 6%. Для сравнения, Библия (в английском переводе) насчитывает 773 тыс.слов, а современное налоговое законодательство США - более 8 млн.

В 1990 году Налоговая Служба США Internal Revenue Service использовала 402 формы, которые могли (или были обязаны) заполнить налогоплательщики. В 2002 году их количество выросло до 526-ти, в 2006 году - до 582-х. Ежегодно Налоговая Служба США рассылает более 8 млрд. страниц форм и инструкций - их совокупной длины достаточно, чтобы 28 раз обернуть Землю вдоль экватора. Для того, чтобы изготовить бумагу, требующуюся для этих целей, ежегодно требуется срубить 300 тыс. деревьев. По данным журнала Money Magazine, в 1995 году половина американских налогоплательщиков (частных лиц) пользовались услугами специалистов по подготовке налоговых деклараций. В 2005 году их количество выросло до 61%. Численность американских специалистов по подготовке налоговых деклараций (бухгалтеров, юристов, экспертов по финансовому планированию, налоговиков и пр.) более, чем в два раза превышает численность вооруженных сил США и превышает 3 млн. человек (население США составляет 300 млн. человек).

В 1995 году американцы потратили  на подготовку своих налоговых деклараций 5.3 млрд. часов, в 2005 году - 6.4 млрд. Это  больше, чем американские производители автомобилей ежегодно тратят на производство машин. В 2005 году американцы потратили $265.1 млрд. на подготовку своих налоговых деклараций - таким образом, чтобы заплатить $1 налогов, налогоплательщики затратили 22 цента.

Численность Налоговой Службы США составляет 114 тыс. человек. Это почти вдвое больше, чем количество сотрудников ЦРУ CIA, и в пять раз больше, чем численность ФБР FBI.

В целом, налоговая система  США действует достаточно успешно. Размеры экономики США ныне оцениваются в $13 трлн., а на содержание всех налоговых структур и на финансирование процесса взимания налогов, в среднем, тратится, не более $10 млрд. в год.

С другой стороны, многие диктатуры  используют драконовские налоги. Однако разница заключается в том, что  в демократиях основную налоговую  нагрузку несет многочисленный и  мощный средний класс, а в условиях диктатур - либо наиболее бедные, либо наиболее богатые граждане.

Налоги в США стали  важной составной частью политического  фольклора. Три цитаты великих. "Подоходный налог - наиболее сложная для понимания вещь в мире" (автор - великий физик Альберт Эйнштейн Albert Einstein), "В чем разница между таксидермистом и сборщиком налогов? Таксидермист использует только твою шкуру" (автор - писатель Марк Твен Mark Twain) и "Подоходный налог превратил в лжецов больше американцев, чем игра в гольф" (Уилл Роджерс Will Rogers, американский актер и комедиограф, звезда Голливуда и Бродвея 1920-1930-х годов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Сравнительный анализ налоговых систем США и России

Начиная с XIX в. федеральный бюджет США формировался, главным образом, из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель. Сегодня США – одна из немногих стран мира, где уровень налогового бремени достаточно умеренный.

Своеобразной особенностью налоговой системы США является несовпадение фискального года с календарным. Фискальный год в США начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года. Новые налогоплательщики (только что зарегистрированные корпорации или же наследники имущества) свободны выбирать в качестве отчетного как календарный, так и фискальный год без обязательного одобрения со стороны налоговой службы.

Современная система налогообложения  РФ прошла несколько этапов своего развития: период «запуска» и становления на основе принятия в декабре 1991г. закона «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловили нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых.

Рассмотрев историю возникновения  и развития налоговых систем, можно отметить следующие положения:

  • в России, как и в США, современная налоговая система начала формироваться в начале XIX в. Но если в США она формировалась в условиях построения демократического общества и рыночного хозяйства, то в России это был процесс перехода от феодально-крепостнического хозяйства к капиталистическому;
  • в начале XX в. история развития свидетельствует об усилении роли государства в регулировании экономики;
  • в условиях плановой экономики, действовавшей в России, налоговая система не играла роли эффективного регулятора экономических процессов и тенденций;
  • период становления современной налоговой системы в России совпал с началом формирования рыночных отношений.

В системе налогообложения  США параллельно существуют основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. Налоговая система США имеет три уровня, соответствующие трем уровням власти: «верхний», где собирают федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; «средний», где собирают налоги и сборы, вводимые законами штатов; «нижний», где собирают налоги, вводимые органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов вводят налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные законодательством штатов.

В России, как и в США, распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и региональными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, но в США субъекты Федерации (штаты, земли, провинции, кантоны) имеют более высокий уровень самостоятельности в налоговых инициативах. Властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы, несущие основную фискальную нагрузку, обычно «повторяются» на всех трех уровнях.

Соотношение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, в различных странах неодинаково. Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В России на современном этапе основная часть поступлений в бюджет обеспечивается налоговыми платежами юридических лиц. Удельный вес налогов с граждан еще недостаточно высок ввиду низких доходов большей части населения и отсутствия капитала. Но постепенно в налоговой системе России, как и большинства развитых стран, происходит перенос налогового бремени с организаций на физических лиц.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой  системе США характеризуется, в  первую очередь, тем, что в основе налогообложения физических лиц (населения) лежат следующие виды налогов:

  • подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;
  • отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо – субъект хозяйствования) и работники (более 15% доходов федерального бюджета).

Существенная доля «среднего» класса в структуре населения  США и частная единоличная  собственность на крупные предприятия  обуславливают высокую собираемость подоходного налога. Принципиальным отличием налогообложения физических лиц в США является учет возраста и имущественное положение гражданина. Характерно, что в настоящее время все большую долю в доходах среднестатистической американской семьи занимают побочные от основной занятости по найму виды деятельности: поступления от владения ценными бумагами, реализация авторских прав, доходы от спекулятивной игры на валютных и финансовых рынках и т.п. (в США 52% граждан владеют акциями либо напрямую, либо через взаимные и пенсионные фонды). С точки зрения национальной налоговой политики, тенденция роста доходов населения неуклонно повышает значимость для налоговой системы страны индивидуальных подоходных налогов.

Вместе с тем необходимо признать, что для физических лиц  ставки налогов в США достаточно высоки, но возможность получения льгот в прямой или косвенной форме усиливает комфортность жизни населения.

Кроме индивидуального подоходного  налога, необходимо отметить и еще  одну группу налогов, непосредственно  связанную с доходами населения, – социальные налоги и взносы, которые зависят от заработной платы. После индивидуального подоходного налога – это второй по значимости источник налоговых поступлений США. Социальное обеспечение в США функционирует достаточно эффективно, соответствуя историческому фону и социально-экономической обстановке. В социальном обеспечении велика роль государства.

Фонды социального страхования  – это, в первую очередь, так называемые доверительные фонды бюджета США (по старости, инвалидности, в случаях потери кормильца, по медицинскому обслуживанию, страхованию по безработице, специально выделяемому пенсионному обеспечению железнодорожников и государственных служащих и т.д.) и ряд специальных фондов, обслуживающих федеральную производственную инфраструктуру: автострады, аэропорты, воздушные сообщения и т.д. Фонды социального страхования формируются за счет отчислений по социальному страхованию – обязательных взносов из заработной платы. Специальные фонды формируются за счет определенных косвенных налогов.

По пути создания внебюджетных специализированных фондов пошла и Россия. Налоговая система России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущие на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования, а во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Конкурентный потенциал  данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой  его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Налогообложение собственности  в США, как и в российской налоговой  системе, носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является преимущественно имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается.

Налогообложение имущества  в РФ, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной его стоимости и отсутствия объективной системы оценки стоимости земли.

Главный же источник государственных  доходов в России – косвенные  налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС как в структуре  консолидированного, так и в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.

Сравнивая пути реформирования налоговых систем, можно сделать  следующие выводы:

  1. Все налоговые реформы в США были проведены «плановым» путем и не сопровождались сменой политического режима или государственного устройства; они проводились в условиях сравнительно стабильной экономики, а налоговое законодательство было достаточно статично и консервативно, что позволяло адаптироваться к налоговым новшествам всем участникам налоговых отношений;
  2. В РФ налоговая реформа, прошедшая с 90-х гг. XX в. в три этапа, осуществлялась в условиях перехода от административно-командной системы к рыночной, когда неурегулированность налоговых правоотношений была одним из важных факторов экономической и социальной напряженности в рамках масштабной реформы;
  3. В рамках масштабной реформы налогового законодательства достигнуты следующие цели:

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы США и России