Сравнительная характеристика налоговой системы США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:28, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговых систем Российской Федерации и США. В соответствии с этой целью стоят следующие задачи:
Описать формирование налоговых систем России и США
Сравнить налоговые системы США и России;
Выявить сильные и слабые стороны обеих систем;
Рассмотреть перспективы развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1 Налоговая система России……………….………………………….5
2 Налоговая система США…………….……………………………..13
3 Сравнительная характеристика налоговых систем США и России……………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………..31

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика налоговых систем США и России.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

Однако проведение институциональных  реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2) Унификация налоговых  ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики.

Вместе с тем эффективность  и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой  политики, которые успешно функционируют  во многих зарубежных странах, свидетельствуют  не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.

В среднесрочной перспективе  предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

 

 

2 Налоговая система  США

Налоговая система в США  весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать  свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги. Ваши права как налогоплательщика.

Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США, принятой в 1787 году.

Бюджетное устройство США  является федеративным и состоит  из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты 50 штатов –  членов федерации;

3.Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).

Федеральный бюджет в США  представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть. Финансовую стратегию государства определяет администрация президента.

Важное место в системе  государственных финансов занимают специальные фонды, функционирующие как самостоятельные финансовые учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы фондов формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также средств федерального бюджета. К ним относятся:

1. Фонды социального страхования  – по старости, по случаю потери  кормильца, здоровья и др.;

2. Экономические фонды,  предназначенные для регулирования  хозяйственной жизни. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий;

3. Научно-исследовательские  фонды, используемые для финансовой  поддержки научных исследований  в промышленности, строительстве,  а также содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования;

4. Военно-политические фонды  – резервы, находящиеся главным  образом в распоряжении президента, за счёт которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, и другие.

Бюджетные доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счёт Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств, остающихся на счетах в виде указанной «подушки». Хранение остатков бюджетных средств осуществляется под залог государственных, ценных бумаг в банках ФРС.

Источниками федеральных  доходов являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального страхования, акцизы, налоги на имущество и на дарение, таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц даёт почти половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальные страхования – это второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций – 10% совокупных доходов. Поступления от остальных налогов и прочих разнообразных источников, включающих прибыль Федеральной Резервной Системы, дополняют баланс и составляют примерно 1,5% ВНП.

Современную налоговую систему  в Соединенных Штатах в целом  характеризуют следующие черты:

1) прогрессивный характер  налогообложения:

2) дискретность налоговых  начислений – каждая более  высокая ставка применима лишь  к строго определенной части  облагаемой суммы;

3) регулярное изменение  в законодательном порядке действующих  ставок налогообложения;

4) универсальность обложения  – при равенстве сумм дохода  обычно действуют одинаковые  налоговые ставки;

5) наличие большого количества  целевых скидок, льгот и исключений;

6) обособленность от налоговых  сборов в фонды социального  обеспечения;

7) фиксированный минимальный  уровень индивидуальных доходов,  не подлежащий налогообложению.

С точки зрения использования  экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

-  применение норм ускоренной  амортизации основных фондов  предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и, соответственно, снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

-  специальные налоговые  скидки за использование альтернативных  видов энергии в производственно-хозяйственной  деятельности субъектов экономики,  которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов  оборудования, исключаемых из налогооблагаемой  базы.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой  системе США характеризуется  в первую очередь тем, что в  ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:

-  подоходный налог,  за счет которого формируются  более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;

-  отчисления в фонды  социального страхования, которые  в равных долях делают наниматель (юридическое лицо – субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15% доходов федерального бюджета).

Шкала федеральных налогов  прогрессивна, основное бремя лежит  на богатых. При этом широко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время налоги штатов и местные налоги имеют плоскую либо регрессивную шкалу – в результате во время рецессии финансовые кризисы дают о себе знать именно на уровне отдельных штатов.

В целом налоги в США  почти пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков эффективная налоговая ставка – примерно 25%), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболее богатых налогоплательщиков примерно 50%. Полного согласия в обществе относительно степени прогрессивности, конечно же, нет, консенсус имеется только относительно ее необходимости, хотя бы в небольшом размере.

Анализ структуры и  ставок местных налогов в США  и других западных странах позволяет  классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т. е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

Вторая группа местных  налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Третья группа — это  налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% от стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог- на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% от цены парковки), акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть четвертая  группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов  управления. К ним относятся экологические  налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы.

Основополагающий принцип  американского законодательства "закон  одинаков для всех". Однако налоговая  система США включает сотни положений, которые можно считать дискриминационными по отношению к определенным группам налогоплательщиков. К примеру, владельцы живой недвижимости имеют больше налоговых льгот, чем те жители США, которые арендуют жилье.

По оценкам Контрольной  Палаты США General Accounting Office, мужчины и  женщины, состоящие в законном браке, имеют возможность получить в общей сложности на 1 138 экономических и налоговых поблажек больше, чем люди, состоящие в "гражданском" браке или однополые пары.

Парадоксально, но до сих  пор в США нет однозначного понимания - каким образом оценивать  размеры доходов физических лиц. Дело в том, что некоторые доходы (например, зарплаты) облагаются налогами, другие - облагаются налогами дважды (например, дивиденды по акциям), а третьи (например, доход, получаемый за счет покупки ценных бумаг - облигаций и бондов, эмитированных местными органами власти) - налогами вообще не облагаются.

В период с 1791 по 1802 год федеральные  власти США ввели налоги на процесс  дистилляции спирта, на конные экипажи, на рафинированный сахар, табак, имущество, продаваемое с аукциона, корпоративные  ценные бумаги и на рабов.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы США и России