Сравнительная характеристика налоговой системы США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:28, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговых систем Российской Федерации и США. В соответствии с этой целью стоят следующие задачи:
Описать формирование налоговых систем России и США
Сравнить налоговые системы США и России;
Выявить сильные и слабые стороны обеих систем;
Рассмотреть перспективы развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1 Налоговая система России……………….………………………….5
2 Налоговая система США…………….……………………………..13
3 Сравнительная характеристика налоговых систем США и России……………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………..31

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика налоговых систем США и России.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО  – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

 

На тему

«Сравнительная характеристика налоговых систем США и России»

Студент

 

25.01.2012

А.И. Бикеев

 

подпись

Дата

инициалы, фамилия

Группа

11Фн091

Специальность

080106.02 Финансы.  Налоги и налогообложение 

 

шифр, название

Руководитель

 

18.04.2012

Е.В. Шматова

 

подпись

Дата

инициалы, фамилия


 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1 Налоговая система России……………….………………………….5

2 Налоговая система США…………….……………………………..13

3 Сравнительная характеристика налоговых систем США и России……………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………29

Список использованных источников………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В действующем налоговом  законодательстве понятие налоговой  системы не раскрывается (как, впрочем, многих других терминов). В налоговой литературе также нет устоявшегося определения налоговой системы. Во многих источниках, очевидно, по инерции заимствуется ее понятие, данное в ст.2 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в которой она представлена совокупностью налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.

Один из авторов Декларации независимости США Бенджамин Франклин сказал: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Налоговая система в США  весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать  свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых  исполнительной властью, принципов  и методов их построения, изменения  и отмены уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Современная налоговая система  существует с января 1992 года. Для  обеспечения ее стабильности был  разработан налоговый кодекс РФ. Отличительная особенность налоговой системы РФ – ее структура. В России преобладает косвенное обложение, а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступлений с физических лиц.

Цель данной работы – охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговых систем Российской Федерации и США. В соответствии с этой целью стоят следующие задачи:

  1. Описать формирование налоговых систем России и США
  2. Сравнить налоговые системы США и России;
  3. Выявить сильные и слабые стороны обеих систем;
  4. Рассмотреть перспективы развития.

Объектом данной работы является налоговая система США- страны с  самой сильной экономикой в мире, и налоговая система Российской Федерации- страны, ещё неоправившейся после перестройки и распада СССР.

 

 

1 Налоговая система  России

Налоговая система в Российской Федерации  практически  была  создана  в 1991 г., когда в декабре этого года  был принят  пакет законопроектов  о налоговой системе. Среди них:

  • «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,
  • «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.

    Этот закон  установил  перечень  идущих  в  бюджетную  систему   налогов, сборов, пошлин и других  платежей,  определяет  плательщиков,  их  права  и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление  и отмена  налогов,  сборов,  пошлин  и  других  платежей,  а  также  льгот  их плательщикам  осуществляется  высшим  органом  законодательной  власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и  сборы  были подразделены на федеральные,  региональные  и  местные.  Федеральные  налоги взимаются по всей территории  России. К федеральным налогам относились следующие налоги:

    а) налог на  добавленную стоимость;

    б) акцизы на  отдельные группы и виды товаров;

    в) налог на  доходы банков;

    г) налог на  доходы от страховой деятельности;

    д) налог от  биржевой деятельности;

    е) налог на  операции с ценными бумагами;

    ж) таможенные  пошлины;

    з) отчисления  из производства материально-сырьевой  базы, зачисляемые  в

специальный внебюджетный фонд РФ;

    и)  платежи   за  пользование  природными   ресурсами;

    к) подоходный  налог с физических лиц;

    м) налоги, служащие  источниками, образующие дорожные  фонды;

    н) гербовый  сбор;

    о) государственная  пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    р) сбор за  использование наименований "Россия", "Российская  Федерация"

и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

    с) налог на  покупку иностранных денежных  знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

т) налог на имущество предприятий;

у) плата  за  воду,  забираемую   промышленными   предприятиями   из

водохозяйственных систем;

ф) налог  на  имущество  физических  лиц;

х) земельный  налог;

ц) налог на  строительство  объектов  производственного  назначения  в

курортной зоне;

ч) курортный сбор;

ш) целевые сборы с граждан  и  предприятий на содержание  милиции,  на

благоустройство территорий и другие цели;

щ) налог  на  рекламу;

э) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных  компьютеров;

ю) сбор с владельцев собак;

я) сбор  за  парковку  автотранспорта, и так далее, то есть более 30- ти налогов и сборов.

Такая система, естественно, была очень сложна, и плохо контролировалась. Чтобы решить данную проблему, были сделаны следующие мероприятия:

  1. Создание разветвлённой  системы  федеральной  Госналогслужбы  РФ  снизу доверху, непосредственное подчинение входящих  в  неё  нижестоящих  структур вышестоящим,  главной  задачей  которых  является  обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
  2. Наличие   широкого   перечня   разнообразных   льгот,   преимущественно направленных на стимулирование производства.
  3. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая  меры  финансовой,  административной  и уголовной ответственности.
  4. Установлена     обязательность      постановки      всех      субъектов предпринимательской  и  хозяйственной  деятельности  на  учёт  в   налоговых органах,  с  правом  открытия  расчётного  счёта  в  банках   только   после регистрации в налоговых органах.
  5. Определена первоочерёдность  направления  имеющихся  у  предприятий  на счетах средств на  уплату  налогов,  по  сравнению  с  остальными  расходами предприятия.
  6. Для  налогоплательщиков  предусмотрена  возможность  получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в  пределах  текущего  года,  а  также финансовых санкций, если  их  применение  может  привести  к  банкротству  и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.                                                                              

Процесс становления современной  налоговой политики Российской Федерации  принято делить на три этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» (утратил  силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации можно считать декабрь 1990г., когда был принят свод законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно  ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для  восстановления утраченных оборотных  фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета  по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - можно отнести  к периоду дестабилизации налогового положения страны. Вносится большое число дополнений к существующему своду законов.

Сложившийся в конце 90-х  гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить  масштабные пробелы в системе  существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной базы, допускающей возможность ухода от налогообложения, прибавилась необходимость пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы.

3 этап (1998-наше время) - этап  введения в действие единого  документа по налогам.

Первый проект кодекса  был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть  кодекса была принята Думой уже  в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением  антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ  был направлен Госналогслужбой  России для ознакомления и  использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая  часть Налогового кодекса РФ  вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом  Федерации 26 июля 2000 года.

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что  переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов, обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы США и России